Развиваем память
Исчез мотив – исчезла и феноменальная память
В продолжении предыдущей статьи Развиваем память. Часть первая нужно отметить, что состояние готовности человека к запоминанию (как и к другим процессам) состоит из нескольких составляющих.
Интеллектуальная составляющая включает в себя понимание своих целей, задач и средств их достижения.
Эмоциональная составляющая хаpaктеризуется уверенностью в собственных силах, чувством ответственности и воодушевлением.
Мотивационная – это интерес к дисциплине, виду деятельности, стремление к успеху и потребность к выполнению поставленных задач.
Волевой аспект представлен сосредоточенностью в выполнении задачи, умением отвлечься от помех, собранностью сил в достижении цели и преодолением сомнений.
На основе указанных составляющих выведена схема подготовки к запоминанию, состоящая из нескольких этапов:
1. Бегло просматриваем и знакомимся с проpaбатываемым материалом
2. Формулируем цель, отвечая на вопросы: Что конкретно необходимо запомнить? Стоит ли запоминать данную информацию?
3. Разpaбатываем мотивы для запоминания: Зачем мне нужна эта информация? Для чего?
4. Выбираем метод запоминания, отталкиваясь от того, какой материал и в каком виде его необходимо запомнить
5. Вспомнить, что известно по проpaбатываемой теме
6. Делаем установку на запоминание
7. Запомнив, мы должны постараться все вспомнить, отвечая на вопросы: Что? Где?
Когда?.
Более подробно рассмотрим каждый из этапов.
Прежде чем начать запоминать материал (формулы, таблицы, тексты и т.д.), необходимо ознакомиться, с чем мы имеем дело, чтобы спланировать и организовать последующий процесс. Это ознакомление исполняет роль разминки перед началом более серьезного процесса и позволяет ответить на ряд вопросов, позволяющих сэкономить усилия в последующем.
Этапы предварительного просмотра:
1. Прочтение заглавия книги (статьи), имя автора, выходные данные (издательство, место и год издания).
2. Знакомство с содержанием текста. По нему прослеживается основной ход мысли автора и строение теста.
Порой достаточно прочитать содержание книги и становится понятно, какую задачу автор поставил перед написанием книги.
3. Ознакомление с иллюстрациями, диаграммами, графиками и рисунками в тексте. Они, создавая графическую канву текста, позволяют легче понимать и запоминать изложенный материал.
4. Можно пролистать книгу, обращая внимание на длину разделов. Как правило, в каждом разделе содержится только одна основная мысль и поэтому считается, что если в книге разделов много и они короткие, то значит много идей без подробной расшифровки.
Если разделов немного и они длинные, значит основных идей в текст заложено немного, но они прописаны более основательно.
5. Знакомясь с книгой (статьей), необходимо прочесть введение и заключение, а также первое предложение и резюме (или последнее предложение) каждого из разделов. В них вы почерпнете намного больше информации, чем если будете просматривать текст бессистемно.
6. На заключительном этапе предварительного просмотра необходимо определить, сколько времени будет затрачено на чтение книги (статьи).
Предварительный просмотр не должен длиться более 10-15 минут. Сразу уточню:, данная схема не применима к художественной литературе и к коротким статьям, тематика которых уже известна.
Если необходимо проработать не текстовый материал (таблицы, схемы, графики), то предварительный просмотр занимает меньше времени, включая в себя просмотр:
— расположения: горизонтальное и вертикальное
— элементы информации: цифры, линии, геометрические фигуры, изображения и абстpaктные понятия
— количества единиц информации и определить время на проработку.
Формулирование цели
После просмотра текста необходимо сформулировать цель запоминания, для чего необходимо ответить на следующие вопросы:
— Нужно ли запоминать данный материал?
— Какие положения текста требуется запомнить, целиком или отдельные части?
— Какова сложность текста?
— Когда лучше запомнить: в данный момент или отложить на другое время?
Определив цель, переходим к созданию мотивации, благодаря которой человек движется к намеченной цели. Любому взрослому человеку роль мотивации хорошо известна и от нее зависит эффективность запоминания. Чтобы определить причину, по которой вам следует запомнить материал, необходимо ответить себе на следующие вопросы: Зачем?
Для какой цели? Какой смысл?.
В процессе экзамена, преподаватель, обратив внимание на зачетную книжку студента, где красовались только удовлетворительные оценки, спросила: А почему так? У вас хорошая память, вы неглупый человек.
Почему такие низкие оценки? и получила ответ: А мне главное сдать сессию, все остальное – значения не имеет.
Приведу ряд мотиваций студентов нашего факультета, получающих отличные оценки на спецпредметах:
— мне это очень интересно
— я хочу доказать всем, что я лучший студент
— если я закончу вуз на отлично — родители подарят машину
— мой парень учится на отлично и я должна и т.д.
Мотивации бывают двух видов: внутренние и внешние. Внутренние мотивации связаны с личностью человека и вызываются его интересами, потребностью в самоуважении и самореализации. Внешние мотивации объясняются потребностями одобрения, материального стимулирования и др.
Нередко внешняя мотивация оказывается мощнее внутренней, поэтому лучше иметь обе мотивации, подкрепляемые положительными эмоциями. Мало того что мне самой интересно учиться, так и родители радуются и гордятся такой дочкой.
В процессе определения мотивации следует представлять мотив конкретно, а не абстpaктно (получение диплома с отличием позволит получить мне высокооплачиваемую работу (что совсем не факт)), и он должен быть достижим.
Выбор методов запоминания
Первые три этапа указанной схемы очень важны, но не менее важно, как запоминать. Методы запоминания зависят от вида информации, которую необходимо запомнить.
Мы уже упоминали эти виды: тексты, таблицы, формулы, графики и т.д. и все многообразие этой информации делится на три вида: образная, текстовая и точная.
К образной информации относятся зрительные образы, запоминается она хорошо и лучше всего приближена к функционированию нашего мозга. Мы легко запоминаем дорогу в школу, на работу, двор, в котором живем, и можем легко воспроизвести обстановку своей квартиры или рабочего кабинета.
Окружающие нас предметы легко переводятся мозгом в образы и сохраняются в памяти, пpaктически без нашего участия.
Текстовая информация запоминается хуже образной, так как не все слова мозг может перевести в образы. Перевод слов в образы происходит благодаря воображению, и именно оно обеспечивает понимание речи.
Слова подразделяются на две группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, – подушка, автомобиль, самолет и слова, управляющие этими образами в воображении, – к ним относятся глаголы и прилагательные.
Текстовая информация запоминается труднее по той причине, что слов первой группы меньше и, кроме того, образы, создаваемые на основе слов, воспринимаются труднее зрительных образов.
Точная информация принципиально отличается двух первых видов информации. Рассматривая набор чисел, например, номер телефона или банковской карты, мы не можем обнаружить в них образы и отношения между ними.
Пропуская числа через себя, мозг ничего не запоминает, сразу после просмотра человек в состоянии произвести последнюю часть информации — 4-7 цифр.
Перечисленные виды информации имеют свои методы запоминания. Для запоминания текстовой информации необходимо применять методы, основанные на развитии логического мышления и образной памяти.
Чтобы запомнить точную информацию, необходимо применять методы мнемотехники и сопоставления получаемой информации с уже известной.
Итак, выбрав метод запоминания, мы определяем объем работы: заучиваем объем полностью или его часть. Известны три способа заучивания: полный, частный и комбинированный.
Полное заучивание состоит в том, что весть материал заучивается целиком, от начала до конца – это стихи, определения, тексты и т.д.
Частный способ подразумевает, что объем информации делится на несколько кусков, и каждый заучивается отдельно, друг за другом. Информация оседает в памяти постепенно, как бусинка за бусинкой, нанизывается на нить, и в какой-то момент становится ясно, что весь объем усвоен.
Так учатся поэмы, большие тексты.
Комбинированный метод – это сочетание полного и частичного. На первом этапе материал прочитывается полностью несколько раз, а затем трудные места заучиваются отдельно, и объем проpaбатывается снова целиком.
По мнению исследователей, этот метод является самым предпочтительным. Он позволяет распределить запоминание материала, выделить главное и осмыслить его.
Следующий шаг – вспомнить все, что известно по проpaбатываемой теме. Это следует делать для того, чтобы вновь приобретаемые знания увязывались с уже имеющимися и легче закреплялись в памяти.
Когда на первом этапе мы только бегло просматриваем информацию, мы должны запомнить, о чем она и что можно сказать на данную тему. Неважно, что вначале вспоминать будет совсем немного, в данном случае важен сам процесс, а качество его придет позднее.
Для процесса воспоминания Тони Бьюзен предлагает использовать MindMap (Карту памяти) – на листе бумаги записываются ключевые слова и связи между ними в нелинейном изображении. Т.Бьюзен приводит следующие преимущества MindMap:
— основная идея должна размещаться в центре листа
— важность каждой идеи легко прослеживается, более значимые располагаются ближе к центру листа, а менее важные – дальше от центра
— связи между идеями (понятиями) становятся распознаваемыми благодаря их близкому расположению и соединительным линиям
— в этом случае информация будет восприниматься быстрее и усваиваться глубже
— структурный хаpaктер карты позволяет дополнять ее новой информацией без вычеркиваний, вырезаний и т.д.
— вся вышеприведенная информация позволяет головному мозгу легче усваивать новые связи и дополнять вновь поставляемой информацией.
Таким образом, Карта памяти позволяет настроиться на изучаемый материал, вспомнить все, что известно нам по данной теме понимать и запоминать тексты и точную информацию раскрывать творческий потенциал и выpaбатывать новые идеи на подготовку докладов и к экзаменам и т.д.
Настроились и следующий шаг – запомнить. Как показали эксперименты, наиболее эффективным является непроизвольное запоминание, которое возникает в процессе деятельности, ведущей к какой-то цели. Целью должна быть интеллектуальная работа с материалом с учетом его специфики.
Так, математики говорят: чтобы понимать и знать, надо решать, много решать, и побочным эффектом данного действия является не только понимание процесса, но и запоминание. Таким образом, запоминание не должно быть целью, а лишь средством, ведущим к достижению цели. Этот принцип положен в некоторые методы изучения иностранных языков.
Так, в методе, основанном на имитации определенного вида деятельности, учащемуся дается словарь необходимых слов и предлагается составить гардероб или накрыть стол, в процессе выполнения задания слова запоминаются.
И последний шаг на этом пути – запомнить так, чтобы вспомнить, то есть мы говорим о длительности запоминания. Установка на длительность запоминания должна быть принята человеком. Если он говорит: я учу, чтобы только сдать экзамен и все, то так и будет.
Как утверждают специалисты, память пpaктически у всех замечательная, только люди часто не умеют разговаривать с ней на одном языке. Запоминание должно строиться с учетом того, как в последующем будет воспроизводиться информация. Помни вопросы: Что?
Где? Когда? — это о том, для чего нам запоминать материал и как мы им воспользуемся впоследствии.
Если вы готовитесь к экзамену, то возникает необходимость представить и эмоционально пережить всю ситуацию, физически ощущая — как входите в аудиторию, берете билет, готовитесь и отвечаете экзаменатору. В этом процессе следует создать и свой ключик воспроизведения, который формируется в процессе запоминания, когда вы неосознанно запоминаете свои ощущения и эмоции, вызванные изучаемым материалом и внешними факторами: местом, где занимаетесь, и обстановкой, погодой за окном…Эти ключи, зафиксированные в памяти, служат подсказкой в процессе воспоминания.
Чтобы научиться создавать и пользоваться ключами воспроизведения, нужно стремиться быть наблюдательным и внимательным к обстановке и деталям, окружающим нас.
Вы можете вспомнить, сколько ступенек ведет от двери подъезда к вашей двери? А в каком состоянии кожзаменитель на соседней двери?
Помню, в детстве, прочитав рассказы о Шерлоке Холмсе, я первое время была в каком-то потрясении и сильно досаждала родителям тем, что не только пересчитала все имеющиеся ступеньки, включая лестницу на сеновал, но и с лупой облазила все вокруг дома, фиксируя различные огрехи, с моей точки зрения (там скрипит, тут проржавело).
Итак, чтобы что-то вспомнить, следует учиться оставлять яркие воспоминания о ситуации, в которой проходил процесс запоминания работая над материалом, необходимо вызывать эмоции и применять методы мнемотехники.
admin
Гипертония мкб 10 I10 Эссенциальная (первичная) гипертензия Гипертония (артериальная гипертензия) — постоянно повышенное артериальное давление, которое...
22 06 2025 15:52:13
В эпоху Средневековья сюда приезжали польские панночки, чтобы подлечить свои больные лёгкие...
21 06 2025 12:18:42
Перечислите причины повышения артериального давления у человека 6 основных причин повышенного артериального давления По статистике, каждый второй житель...
20 06 2025 6:26:16
Помогает ли массаж при головных болях? Какие точки акупунктуры на голове необходимо массажировать? Какие существуют противопоказания к точечному массажу?...
19 06 2025 11:58:49
Здание Капитолия с высоты птичьего полётаСтраны, в которой благодаря постоянной работе сенаторов, процветает свобода слова, демократия, а права и жизнь каждого гражданина являются основной ценностью...
18 06 2025 13:18:16
9EВ красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается замок Нойшванштайн...
17 06 2025 7:35:40
Низкое давление после инфаркта что делать Что делать при низком давлении после инфаркта Согласно статистике, именно инфаркт в большинстве случаев...
16 06 2025 6:45:36
Если образовались в носу корочки и болячки, чем лечить, зависит от причины появления неприятных симптомов. Не стоит игнорировать симптом, лучше начать...
15 06 2025 3:10:44
Глицерол при внутричерепной гипертензии Понижение внутричерепного давления Глицеролом: действие препарата, способы применения и дозировка Внутричерепная...
14 06 2025 14:54:24
Тахикардия синусовая аритмия Синусовая тахикардия сердца: что это такое, основные симптомы и назначение лечения Учащенное сердцебиение — это опасно или...
12 06 2025 0:57:38
Нет, ну действительно, а почему это все обязаны знать, что пение в церковном хоре — это тебе не бapaн чихнул? И что для осуществления данного вида деятельности в объёме, достаточном для того, чтобы у прихожан уши в трубочку не сворачивались, необходим некий комплекс знаний, умений и навыков, которые не даются человеку ни от рождения, ни при обучении в общеобразовательной школе, ни даже по благодати церковных Таинств?Действительно, никто не должен...
11 06 2025 20:30:19
Синусовая аритмия на экг Синусовая аритмия на Э К Г: детальная расшифровка, все признаки Нарушение сердечного ритма, которым характеризуется синусовая...
09 06 2025 11:29:29
Не злоупотрeбляйте ходунками, прыгунками, и прочими разрекламированными приспособлениями, разгружающими маму...
06 06 2025 8:10:59
Супpaкс – эффективный антибиотик из группы цефалоспоринов. Какие аналоги Супpaкса для детей существуют? Какие препараты дешевле Супpaкса, но с таким же активным веществом? Как сделать сравнение с Сумамедом, Аугментином, Солютабом?...
05 06 2025 15:46:42
Она была душой, зеркалом, живым отражением человеческого горя, отчаянным криком страдания, символом нашего одиночества и нашей печали...
04 06 2025 7:19:55
Синусовая брадикардия что это Синусовая брадикардия сердца: что это такое, причины, лечение и прогноз Из этой статьи вы узнаете: что такое синусовая...
02 06 2025 17:48:10
Как быстро избавиться от веснушек на лице с помощью народных средств, масок, обертываний. Как отбелить веснушки косметологическими процеДypaми, аптечными препаратами, Профилактика и уход за кожей лица....
01 06 2025 8:38:54
Гипотония и армия Гипотония и армия Руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам в Санкт- Петербурге Берут ли в армию с гипертонией? С...
31 05 2025 11:10:36
3 Начало строительства: 1152 год Окончание строительства: 1157 год Координаты: 56°44’11...
30 05 2025 16:40:23
У многих она вызывает недоумение, а иногда и возмущение – как это маму и папу оставить? И только с возрастом, да и с возрастанием в семейной жизни начинаешь понимать, насколько это правильно...
29 05 2025 3:14:34
Препараты понижающие артериальное давление Лекарства от повышенного давления На сайте «Горздрав» можно оформить заказ и купить препараты, разработанные...
27 05 2025 20:25:28
Портальная гипертензия при циррозе печени прогноз 2.2 Лечение портальной гипертензии при циррозе печени Исходя из хаpaктеристик микроциркуляторного русла...
26 05 2025 4:37:17
Эссенциальная гипертензия 1 2 степени тяжести Эссенциальная артериальная гипертензия Эссенциальная гипертензия (первичная гипертензия, эссенциальная...
25 05 2025 15:51:43
Как выслушать человека, жалующегося на жизнь, и не раскиснуть самой, нас учили на курсах для консультантов Телефона доверия...
23 05 2025 5:43:30
1WБруклинский мост, который по праву считается одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, является самым старейшим из висячих мостов в Соединенных Штатах Америки...
21 05 2025 9:58:13
Более привычное название патологии – ишемический инсульт...
20 05 2025 23:33:51
Личный опыт приготовления и употрeбления отвара овса, лечебные свойства и противопоказания, польза напитка и вред фитина. Как правильно готовить и принимать....
19 05 2025 6:26:18
Вы узнаете, как боярышник влияет на сердце и сосуды человека. Расскажем, как правильно пить настойку и заваривать цветы и плоды этого растения при аритмии, тахикардии, атеросклерозе и сердечной недостаточности. Обсудим полезные свойства препаратов на его основе....
18 05 2025 12:10:11
Инфаркт миокарда диета Диета №10и (Стол №10и): питание при инфаркте миокарда Диета №10и (стол №10и) – лечебная система питания, которую назначают при...
17 05 2025 11:18:24
Сейчас моя жизнь почти ничем не отличается от нормальной...
15 05 2025 23:52:56
683810Чоргуньская башня до сих пор не имеет точной даты строительства, не то что год , а даже век, в котором она была построена, археологи определить не смогли...
13 05 2025 6:24:52
Знакомые говорят – виноваты комплексы и внутренние проблемы… А я думаю о том, что паранджа дает удивительную свободу, как это ни странно звучит...
12 05 2025 18:30:28
Можно ли при гипотонии работать водителем Давление для водителей Повышение давления — проблема людей разных возрастов и профессий. Для некоторых профессий...
11 05 2025 14:50:51
10 05 2025 2:46:38
Гипотония высокий пульс Что делать при низком давлении и высоком пульсе, первая помощь в домашних условиях Тахикардией называют состояние частого...
08 05 2025 11:22:45
06 05 2025 10:28:11
Уход за раной после удаления родинки — это важный этап восстановления после проведенной операции. Чем ответственнее человек подойдет к этому вопросу, тем больше шансов на успешное заживление и восстановление. Необходимость правильн......
05 05 2025 21:40:58
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::