Типичные средства и методы
Источник:
|
На этапе начального разучивания действия значительное место занимают средства и методы, основанные на использовании словесно-объяснительной и наглядно-воспринимаемой информации о параметрах и условиях выполнения действия.
Представления о технике у обучаемых формируются в результате объяснения упражнений преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при выполнении движений. Всё это создаёт ориентировочную основу действия (ООД) – без которой невозможно освоение техники действия.
Из числа методов речевого воздействия, преподаватель применяет объяснительный рассказ и инструктирование, для того, чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу.
Наряду с этим при демонстрации и первых попытках выполнить действия используются сопроводительные пояснения, оценочные суждения и корректировочные замечания.
Как только у обучаемых начинают складываться осознанные представления о разучиваемом действии, возрастает роль таких речевых методов и приёмов самообучения, как самопроговаривание ООД во внешнеречевой и внутреннеречевой форме, словесные отчёты об ощущениях, возникающих при выполнении действия.
В составе наглядно-демонстрационных средств и методов широко представлены натуральная демонстрация действия и демонстрация различного рода наглядных пособий: рисованные, графические и предметные аналоги действия, кинограммы, циклограммы видеозаписи и т. п.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся, двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этапе разучивания действия, широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
Разучивая двигательное действие расчлeнено-конструктивным методом, выделяются относительно самостоятельные элементы двигательного действия, которые осваиваются обучающимися поочерёдно и затем объединяются в целостное действие.
Так поступают, если действие достаточно сложное и поддаётся разделению на составные элементы, без искажения его сути.
Если же расчлeнение действия искажает его суть, то ведущую роль играет метод целостно-конструктивного упражнения. При этом внимание занимающихся акцентируется на отдельные его детали. Большое внимание уделяют подводящим упражнениям и используют ряд частных вспомогательных методических приёмов.
При начальном разучивании действия широко используют методические приёмы, облегчающие прочувствование двигательного действия и его элементов, соблюдение заданных параметров движений и контроль за ними. Состав таких методических приёмов и технических средств весьма обширен:
• Введение в обстановку действия предметных и других ориентиров (разметки и предметные препятствия, указывающие направление, прострaнcтвенные пределы движений, точки приложения усилий, а также применение звуколидеров, светолидеров, облегчающих соблюдение темпа и ритма движений);
• Идеомоторное моделирование действия и его элементов (мысленное воспроизведение отдельных операций и действия в целом с опорой на психомоторные представления).
• Использование естественных внешних условий и технических устройств, придающих дополнительный импульс или регулирующих параметры действий (подкидных мостиков при прыжках, «обучающих тренажёров» и т. п.), а также средств и методов срочной информации о параметрах совершаемых действий.
Раздел статьи: Теория и методика физической культуры
> Биодинамика ходьбы и бега. Стартовые действия.
Локомоторные движения
Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы
Биомеханика ходьбы и бега. Величина силы реакции опоры
Биодинамика бега
Стартовые действия
...
10 07 2025 9:39:40
Их выработка и активность регулируется гонадотропными гормонами гипофиза...
09 07 2025 16:19:14
Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные; 40% - пассивные и 20% - статические...
08 07 2025 9:40:26
К учёту предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность...
07 07 2025 21:22:37
Это объясняется тем, что росту тренированности юных спортсменов в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия со средними и значительными нагрузками...
06 07 2025 22:13:17
Реакция первого типа хаpaктерна для случаев, когда в микроцикл входит оптимальное число занятий с большими и значительными нагрузками, которые рационально чередуются между собой, так и с занятиями с малыми и средними нагрузками...
05 07 2025 3:30:36
Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов
1...
03 07 2025 7:55:21
> Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру. Ц Е Л Ь – П Р И Н Ц И П Ы – С О Д Е Р Ж А Н И Е – М Е Т О Д Ы – С Р Е Д С Т В А – Ф О Р М Ы Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание представляет собой опыт, который передается для достижения поставленной цели. Методы – действия педагога и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание. Средства – способы «работы» с содержанием (их используют в единстве с методами). Формы придают логическую завершенность педагогическому процессу.
...
01 07 2025 23:43:20
>• Целенаправленный процесс. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющие формирование личности.• Взаимодействие. Процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели.• Многофакторность. В процессе воспитания проявляются объективные факторы (условия, в которых личность живет и формируется) и субъективные (внутренние потребности личности, индивидуальные особенности личности).• Динамичность, подвижность, изменчивость.• Длительность. По сути воспитательный процесс длится всю жизнь.• Непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.• Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.• Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, а также уровнем профессиональной подготовленности воспитателя, его мастерством, умением руководить процессов.• Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю (прямая и обратная связь).
...
29 06 2025 18:25:28
> Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. В педагогической литературе выделяют следующие стили общения: Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися. Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения. Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог. Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность. Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Стили педагогического руководства: Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон. Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация. Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен. В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции. А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели. Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга. В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению. Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.
...
27 06 2025 3:53:13
> Обучение – процесс передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Обучение является ядром образования. Образование - процесс и результат усвоения человеком опыта поколений; это специально организованная система условий для развития человека (образовательные учреждения, Ф П К, М Т Б, кадры и т.д.). Воспитание – процесс воздействия одних людей на других в целях формирования личности; это функция общества по подготовке человека к жизни. Воспитание, образование, обучение ( В О О) являются внешними факторами. Человек способен сам приобрести опыт, развиваться. Самовоспитание, самообразование, самообучение (само В О О) - это внутренний мир человека, его готовность и способность самостоятельно развиваться. Взаимосвязь В О О и само В О О объясняется с помощью воспитательных отношений – отношений между людьми, направленных на развитие личности посредством В О О. Типы воспитательных отношений: человек-человек, человек – (техника, книга, искусства, природа) – человек. В результате человек развивается и формируется личность. Развитие – это движение; процесс внутреннего количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие человека идет в процессе воспитания. ( Развитие: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное).
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
...
26 06 2025 15:45:49
Например, в режиме изометрического сокращения работают мышцы человека, который подтянулся на перекладине и удерживает своё тело в этом положении;
3) ауксотоническое или анизотоническое – это режим, при котором мышца развивает напряжение и укорачивается...
24 06 2025 1:42:24
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
23 06 2025 16:47:41
Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением: гантели, гири, штанги, тренажёры, специальные пояса с разновесами, манжеты и др...
22 06 2025 3:30:56
Собственно-силовые способности – хаpaктеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения...
21 06 2025 15:48:53
Фактически именно с них начинается вся система выведения желчи в кишечник...
20 06 2025 13:19:51
> Документы о правах детей и образовании
Декларация прав ребенка (20.11.59)
Конвенция о правах ребенка (20.11.89)
Закон « Об основных гарантиях прав ребенка Р Ф» (VIII) 1998 г.
Закон Р Ф « Об Образовании»
Концепция Федеральной целевой программы развития образования
О региональном (областном) компоненте
Стратегия развития образования на современном этапе
...
19 06 2025 10:28:48
style="text-align: justify;"> Система воспитания носила военно – физический характер. Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям. Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска).
...
18 06 2025 8:56:12
Примерами ударов являются:
· Удары по мячу, шайбе...
17 06 2025 3:15:30
Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура»...
16 06 2025 10:24:17
В результате этих процессов от субстрата (как правило, это углевод) остаются углекислый газ и вода, например:С6 Н12 О6 +6О26СО2+6Н2О +энергия...
15 06 2025 1:39:12
Самый первый и элементарный уровень регуляции – внутрисердечный...
14 06 2025 9:29:31
Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...
13 06 2025 15:13:54
Наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения...
12 06 2025 8:36:42
Теория и методика избранного вида спорта 2 | ...
11 06 2025 18:20:31
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Педагогическая деятельность
...
09 06 2025 22:26:17
Основные положения этого принципа раскрывает теория стресса, которую открыл Ганс Селье...
08 06 2025 19:32:45
Силы сопротивления очень зависят от формы тела и возрастают при увеличении скорости его движения относительно среды...
07 06 2025 21:29:49
Система соревнований частично выходит за рамки спортивной подготовки, так как подготовительную функцию выполняют только такие виды соревнований как контрольные, подготовительные, отборочные, подводящие соревнования, к главным соревнованиям (самым ответственным в данном соревновательном периоде) ведется специальная подготовка, и они как - бы выходят за рамки спортивной подготовки...
06 06 2025 7:42:52
05 06 2025 19:12:53
Пища представляет собой смесь животных и растительных продуктов, содержащих белки, жиры углеводы, витамины, минеральные соли и воду...
04 06 2025 6:29:39
Кривая нарастания силы при однократном «взрывном» усилии с последующим немедленным расслаблением имеет вид, показанный на рис...
03 06 2025 19:57:56
> Кислород и углекислый газ диффундируют только в растворенном состоянии, что обеспечивается наличием в воздухоносных путях водяных паров, слизи и сурфактанта.
...
02 06 2025 11:59:36
Обычно выделяют три возрастные зоны:
1-я зона – зона первых больших успехов;
2-я зона – зона максимальной реализации индивидуальных возможностей;
3-я зона – зона сохранения высших спортивных достижений...
01 06 2025 22:26:49
Главными адаптирующими факторами при этом являются объём и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближённых к соревновательным, а в некоторых фрагментах и превышающих их...
30 05 2025 7:18:21
Создать условия, способствующие воспроизведению этих параметров в процессе повторения действия (путём стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т...
29 05 2025 0:52:49
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе построения новой формы движений...
28 05 2025 9:34:16
Тканевые макрофаги играют существенную роль в распознавании инородных частиц специфической иммунной системой...
26 05 2025 17:38:30
Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в этом возрасте...
25 05 2025 22:16:59
Ионизирующее излучение образуется в процессе самопроизвольного превращения неустойчивых изотопов одних химических элементов в другие...
24 05 2025 0:36:29
- воспитание интереса к физическим упражнениям и подвижным играм...
23 05 2025 0:44:18
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::