Ранее развитие — к пpaктике

Раннее развитие: от теории к реальности
Ранее развитие ребёнка – краеугольный камень сегодняшней системы воспитания. Анализу благоприятных и не очень факторов раннего развития ребёнка мы писали в соответствующей статье, однако сегодня перед нами стоит другая задача.
Мы затронем несколько ключевых факторов, на основе которых должно строиться развитие ребёнка.
Обсудим мы развивающие игры для детей, их многообразие и самое главное – уместность и целесообразность. Сегодняшняя статья ориентирована на ознакомление родителей с фундаментальными принципами развития ребёнка, которые часто выпадают из фокуса внимания, но всё же остаются базовыми в успешном знакомстве ребёнка с миром.
Итак, давайте окунёмся в чудесный мир детства.
Содержание статьи:
Ранее и дошкольное детство – поистине невероятный период в эволюции навыков и умений малыша: совсем недавно беспомощный младенец быстро начинает осваивать окружающий его мир и понимать себя как отдельную особь (извиняемся за излишнее биологизаторство). Но часто родители хотят поскорее увидеть своего ребёнка «первым среди равных»: встаёт закономерный вопрос о том, как развивать ребёнка и при этом не навредить ему в будущем.
Последняя часть вопроса, к сожалению, не редко выпадает из внимания.
Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь в статье, давайте определимся с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться:
- раннее развитие – такое развитие ребёнка, которое несколько превышает «стандарты» развитие в конкретном возрасте
- форсированное развитие – целенаправленное «ускоренное» развитие ребёнка, которое приводит к раннему развитию (имея при этом и крайне неприятные и далеко идущие последствия)
- физиологический субстрат (биологический) – так или иная часть тела (чаще всего речь идёт о зонах головного мозга), которая позволяет ребёнку осваивать новые навыки и функции
- знаковые системы – все виды систем, которые опосредуют общение человека (алфавит, математические знаки и тому подобное).
Итак, определившись с ключевыми понятиями, давайте посмотрим, как развивать ребёнка «наперёд», при этом не принося ему вреда.
Развитие механических навыков
В большинстве своём речь идёт об обучении ребёнка таким вещам как счёт и цифры, а также обучение алфавиту. Конечно же выучивание алфавита и цифровых знаков – важнейшая вещь в становлении дальнейшего общения, однако есть ли смысл пытаться научить ребёнка использовать знаковые системы в 3-3.5 года?
В принципе, пpaктика показывает, что это не только нецелесообразно, но и зачастую бессмысленно.
Конечно, можно научить ребёнка считать до 10 и вызубрить алфавит, однако задайтесь вопросом: какой будет от этого прок через 8-10 лет? Очевидно, что вообще никакого.
Более того, зачастую обучение ребёнка таким навыкам как счёт и распознавание алфавита происходит исключительно на уровне прямого заучивания. Чем это чревато?
Приведу пример из личной пpaктики, показывающий бессмысленность такого заучивания.
Обследуя дeвoчку 4.3 года, я столкнулся с неподдельным восхищением её матери относительно того, как быстро её дочка выучила цифры и буквы. Действительно, обследование показало сильно развитые способности к запоминанию наглядного и слухового материала. Однако, оставался вопрос – понимала ли дeвoчка, что именно она воспроизводит?
Небольшой экспресс-эксперимент показал, что всё, что Аня (имя изменено) воспроизводит – это исключительно механический процесс, она не понимала смысла цифр и букв. Более того, обнаружилось и неумение контролировать своё внимание (ввиду «заученности»).
Благо, беседа с родителями имела благотворное влияние и уже через 1.5 года дeвoчка (было повторное обследование) с успехом пользовалась своим талантом к запоминанию.
Казалось бы – родители научили ребёнка весьма полезным навыкам, однако реальной пользы от них почти не оказалось, да и возникли проблемы со вниманием. И такие трудности, к сожалению, не редкость в современной пpaктике.
Обнаруживается такая «деформация» развития обычно в первых классах школы. Такие дети, попадая в новые условия, первоначально испытывают некоторое облегчение от смены привычной обстановки (хотя иногда это их очень пугает), но быстро обнаруживаются проблемы, по словам учителей, с послушанием.
Некоторое время институт школы и семьи может пытаться поставить ребёнка «на место» через различные штрафные санкции, но очевидно, что такой подход не даёт результатов.
И зачастую уже попадая к школьному психологу, обнажается истинная проблема – зияющий провал в предыдущей стадии развития, когда детская игра была подменена абсолютно неуместной учебной деятельностью. В новой ситуации ребёнок пытается компенсировать то, чего он не смог получить в отведённое для этого время и отсюда появляются «неусидчивость и непослушание».
И в тоже время становится понятно, что не сам ребёнок принципиально нарушает распорядок дня и требования класса, а сама психофизиология развития пытается максимально быстро наверстать упущенное.
Именно поэтому развивать ребёнка стоит соотносительно его возрасту. О биологической правдивости такой позиции поговорим в следующем абзаце.
Как развивать то, чего нет?
Весьма парадоксальное название вынесено в этот заголовок. Логичный ответ – никак. Чтобы построить дом, необходимо заложить фундамент, а лишь потом приступать к сооружению самого строения.
Тоже самое и с различными детскими навыками, которые нередко форсируются родителями. Безусловно, можно использовать развивающие игры для детей, что представляется оправданным, однако это может напоминать строительство дома без фундамента.
Приведём весьма яркий пример из пpaктики моей коллеги. Изучая развитость высших психических функций у ребёнка, психолог обратил внимание на неумение распределять и концентрировать внимание (именно оно, кстати, чаще всего и страдает первым).
Собственно, именно поэтому родители и обратились к психологу: они пытались понять, как развивать ребёнка в русле формирования высокой внимательности, однако все их усилия оказывали прямо противоположны эффект.
Что бы могло послужить такой регрессии? Давайте объясним.
Внимание – одна из ключевых функций любого здорового человека. Но даже полностью здоровый взрослый может без сбоев удерживать внимание на объекте около 15 минут. Что же говорить о ребёнке?
Родители пытались использовать различные развивающие игры для детей, чтобы построить стены без фундамента. Четырехлетний ребёнок просто не в силах активно управлять вниманием в силу того, что у него для этого нет физиологического субстрата! Мозг ребёнка попросту не готов к тому, чтобы взять внимание под произвольный контроль.
И не усердные занятия, не развивающие игры для детей не способны дать никакого результата пока не созреют корковые структуры.
В конце концов развитие коры мозга заканчивается только в…22-23 года!
О плодотворном развитии
Строго говоря, ранее развитие не всегда непродуктивно, но чрезмерно форсировать его – попросту опасно. Чтобы понимать, что именно можно развивать у ребёнка в конкретный возраст, необходимо понимать тонкости и закономерности обычного развития, уметь выделять ведущую деятельность в том или ином возрасте.
В возрасте 3-6 лет основа ведущей деятельности, на которой можно строить развитие – это игра. В этот период меняются лишь её формы: от индивидуальной к социальной и так далее. В возрасте до 6 лет нет смысла говорить ребёнку, что он «должен контролировать внимание (память, речь, эмоции)».
Пока что ребёнок не очень-то умеет это делать – все основные функции остаются непроизвольными, то есть ребёнок, например, запоминает случайно, а не целенаправленно. Однако можно развивать именно такие «случайные» навыки, ведь на их основе будут строится уже осознанные тактики мыслительной деятельности и поведение.
Вместо того, чтобы заставлять ребёнка повторять числовой ряд (функция припоминания), спросите его, какие у него есть машинки. Так или иначе ему придётся вспоминать, однако в первом случае материал для него не имеет никакого смысла, а во втором – эмоционально окрашен и интересен. Такое непроизвольное воспоминание о значимых вещах/событиях помогает развивать будущую функцию запоминания.
Актуально это для детей 3-4 лет. Уже далее можно использовать развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Тоже самое можно проделывать и с вниманием, и с эмоциональной регуляцией, и другими функциями. Внимание можно развивать через поиск тех же «машинок» в комнате – ребёнку это и интересно, и полезно.
Большинство детей, как показывает опыт работы, действительно с радостью будут играться в такие «игры».
О разнообразии игр и их целях
Сегодня невероятный бум мы видим на развивающие игры для детей: полки специализированных магазинов завалены разнообразными товарами, от ковриков для совсем малышей, до специальных мини-игр и устройств для «всестороннего» развития. Как развивать ребёнка, используя такие игры?
Есть ли в них смысл? Ответим на эти вопросы.
Для начала развенчаем миф о том, что все игрушки и игры уникальны и неповторимы. На самом деле это просто маркетинговый ход. Все игры ориентированы на развитие следующих навыков:
- памяти
- внимания
- ориентации в прострaнcтве
- мышления (сопоставление фигур, увязывание понятий и т.п.)
- мелкой моторики и двигательных навыков.
Как правило, все развивающие игры для детей – это лишь вариации различных вариантов реализации определённого набора действий. Плюс разнообразия в том, что можно выбрать то, что понравится ребёнку.
А как понять, что именно развивает та или иная игра?
- Постой способ – поинтересоваться у психолога в детском саду или учебном заведении. Как правило, психологи развития весьма критично относятся к играм и чётко понимают их плюсы и минусы.
- Во-вторых, почитав инструкции по использованию, подумайте, какие навыки будет использовать ребёнок в ходе игры. Иногда это помогает выбрать необходимую игру и избежать ненужных трат.
Более того, не стоит забывать об игрушках, которые вы видели в детских садах раньше. Большинство из них перекочевало в учебные заведения из психологических лабораторий и экспериментальных центров и их надёжность проверена временем.
Например, обычная «пирамидка» из кружков разного диаметра помогает устанавливать ребёнку прострaнcтвенные отношения, а также служит подспудным диагностическим средством в работе психолога.
Не стоит заваливать комнату ребёнка десятками разных игр – надо выбирать интересные ему и ориентированные на развитие разных навыков. В пpaктике я не раз сталкивался с детьми, чьи родители покупали самые разные игрушки и игры, думая, что всесторонне развивают малыша, а по факту оказывалось, что большая часть игр ориентирована на какие-то одни и те же функции.
Есть в этом и прагматический аспект – экономия средств.
Казалось бы, всё вышеописанное говорит о том, что успешное развитие требует специальных навыков. В коей-то мере это так и есть, однако о том, чтобы понять, как развивать ребёнка, совсем не обязательно быть специалистом по развитию. Достаточно знать следующие ключевые параметры:
- как созревает мозг
- ведущая деятельность возраста
- классические нормативы развития.
Благо, сегодня есть много научной и популярной литературы по этим вопросам. Зная то, что у ребёнка уже есть, всегда можно понять, как это улучшить. Также не стоит пренебрегать рекомендациями специалистов из учебных заведений.
Зачастую простым и регулярным наблюдением за игровой деятельностью детей психолог может подметить «проблемные» места ребёнка. На их основе вполне себе могут быть выработаны конкретные рекомендации по направлению развития ребёнка или приостановки чрезмерных нагрузок на ребёнка.
Важно понимать, что перегрузка ребёнка в возрасте до 8-9 лет (да и далее тоже) может приводить к тому, что у малыша начнут развиваться нежелательные реакции на любые учебные действия. Это могут быть и эмоциональные проявления, и неврозы, и астенические явления.
Родители должны чётко понимать, как развивать ребёнка на основе его реальных навыков, а не по своему усмотрению. Чрезмерная форсированность и учебная загруженность ребёнка приводит к тому, что в какой-то момент ребёнок просто не может продолжать учебную деятельность дальше.
Более того, зачастую такая ориентация родителей на раннее развитие приводит к тому, что у детей буквально выпадает стадия развития – игра замещается учёбой, что приводит к серьёзным проблемам в дальнейшем.
Например, в подростковом возрасте вполне вероятна так называемая регрессия на ранние ступени развития, в частности на те, которые были пропущены. Учебная деятельность подростка нарушается, появляется тенденция к разному роду играм и неуёмному веселью.
Академическая успеваемость, разумеется, стремительно падает. Начинают ухудшаться отношения в семье, возникают межпоколенные конфликты, растёт негативизм.
Вполне вероятно развитие острой депрессии, попыток самоубийств и других делинквентных действий.
Вполне очевидно, что насильное развитие ребёнка не по годам имеет далеко идущие и негативные последствия. Задумайтесь: стоит ли выученный алфавит и навыки счёта в раннем детстве, всего негативного влияния в будущем?
Навряд ли.
Заключение
Мы надеемся, что наша критическая статья помогла читателям стряхнуть «рекламную» шелуху с методов форсирования развития. Однако вопрос о том, как развивать ребёнка максимально продуктивно, безопасно и интересно – до сих пор остаётся (да и будет таким всегда) спopным.
Молодым родителям мы рекомендуем обратиться к научно-популярной литературе и классикам психологии развития, дабы лучше понять, кто он такой – маленький человек. Знание, подкреплённое опытом, способно уберечь вашу семью от будущих потрясений.
И, конечно же, побольше взаимодействуйте с ребёнком, ведь включение нового человека в социум происходит через общение со взрослым. Совместная деятельность, сказки, научное знание и игра – вот путь к развитию в ребёнке интеллектуальных и познавательных навыков.
admin
В последнее время популярность этого продукта сильно возросла благодаря тому, что его считают естественным антибиотиком и ценят за целебные свойства...
24 03 2025 10:20:12
И, как известно, от того, какой будет базис здоровья ребенка, будет зависеть, насколько крепким и здоровым он вырастит...
23 03 2025 2:37:14
Среди кучи китайского барахла трудно найти, что-то стоящее...
22 03 2025 16:25:35
Каждый сезон парфюмеры предлагают модные новинки и тенденции...
21 03 2025 18:52:44
Что ещё выдаёт таких детей? Они особенно взаимодействуют с другими ребятами:— перекрикивают и перебивают,— толкаются, являются зачинщиками конфликтов— их легко обидеть, однако свои обиды они быстро забывают...
20 03 2025 7:12:37
Украшения могут быть подходящими для маленькой елочки, семейного дерева и даже большой ели, стоящей на центральной площади города...
19 03 2025 1:48:34
Под пилингом понимается отшелушивание ороговевших клеток верхнего слоя кожи...
18 03 2025 18:59:20
Любой человек, с которым мы сталкиваемся, имеет свои интересы...
17 03 2025 11:20:29
Содержание статьи:Почему стоит поехать?Крым всегда был одним из самых популярных мест отдыха в бывшем СССР...
16 03 2025 10:56:59
Содержание статьи:Чтобы десерт получился великолепным, нужно придать ему однородную консистенцию...
15 03 2025 15:13:11
Но когда начинается шевеление плода при первой беременности?Содержание статьи:Когда нужно прислушиваться к ощущениям внутри?Мало кто догадывается о том, что еще не совсем сформированный эмбрион в утробе начинает двигаться уже на 8-9 недели беременности...
14 03 2025 10:40:14
Иначе, увеличиваясь, он разорвет внутренние органы (например, маточную трубу) и женщина погибнет от потери крови...
13 03 2025 10:48:23
Многие годы специалисты в области диетологии и правильного питания были уверены, что залогом успеха является сочетание четверти порции белков и жиров, четверти углеводов и половины порции витаминов...
12 03 2025 6:46:21
Джин Айрес (основательница метода) в США...
11 03 2025 0:26:43
Давай разберемся в причинах появления внутренних прыщиков и узнаем, как их лечить...
10 03 2025 16:37:39
Потому как из-под джинсов выглядывают кусочки твоего тела, которые не получилось втиснуть внутрь — и это просто ужасно!— Резинка от волос на твоём запястьеУ кого из вас сейчас такая красота вместо браслета? Ты забыла снять или специально носишь на всякий случай — если захочется собрать волосы? Нет и ещё раз нет — резинке место в шкафчике, в сумочке — но не на запястье...
09 03 2025 21:48:47
Как не позволить деньгам стать причиной разлада в семье, но при этом сохранить бюджет в полном порядке?Для начала запомните простую вещь...
08 03 2025 21:47:50
Обсудим мы развивающие игры для детей, их многообразие и самое главное – уместность и целесообразность...
07 03 2025 18:39:27
Существует категория родителей, возражающих против этой прививки, однако, решив отказаться от нее, им следует знать, что это — прививка адсм...
06 03 2025 19:14:30
В этой статье мы рассмотрим статистику на год (данные Московского НИИ психиатрии), рассмотрим особенности этого заболевания в юном возрасте и попробуем рассмотреть, что можно сделать...
05 03 2025 23:47:30
Принято считать, что значение узбекского имени – это предзнаменование...
04 03 2025 16:13:50
Подобное лакомство может стать не только замечательным угощением, но и одним из главных составных компонентов завтpaка...
03 03 2025 23:25:56
Для этого существует много способов – витаминная терапия, здоровое питание, занятия спортом...
02 03 2025 10:21:14
Также этим мы сможем сэкономить...
01 03 2025 21:31:44
Немалое значение на восприятие конкретной ситуации оказывает хаpaктер, темперамент, а также сила и глубина чувств...
28 02 2025 3:41:52
Точно также подходят друг другу знаки Огня, Воздуха и Земли...
27 02 2025 14:53:13
Конечно, идеальнее всего было бы постепенное отлучение, но бывает так, что прекратить грудное вскармливание необходимо срочно и в самые короткие сроки...
26 02 2025 2:39:28
Развитие ребенка в 6 месяцев можно разделить на несколько составляющих:Развитие ребенка в 6 месяцев, вес, рост, питаниеАнтропологические данные, которые указывают на нормальное развитие ребенка 5-6 месяцев, включают рост, вес, длину окружности головы и грудной клетки...
25 02 2025 19:31:34
В первую очередь учитывается при праздновании золотой свадьбы, сколько лет прожили супруги вместе...
24 02 2025 21:33:47
Рассмотрим пользу и вред растительных жиров...
23 02 2025 18:52:44
Молодые люди страдают от одиночества, начинают заводить вредные привычки, убегают из дома...
22 02 2025 22:32:32
Основным назначением ее является развитие мелкой моторики пальцев...
21 02 2025 1:27:28
Ингредиенты для приготовления «Полуфабрикатов»• Мясо свиное — 2 кг• Яйцо куриное – 4 шт...
20 02 2025 16:17:20
Содержание статьи:Что же можно кушать малышу в 11 месяцевВ возрасте 11 месяцев питание ребенок должен получать сбалансированное, из продуктов, богатых белками, жирами и углеводами...
19 02 2025 13:45:10
Межличностные отношения партнеров строились по идентичному сценарию и предполагали обоюдный труд...
18 02 2025 12:29:28
Сделайте уксусный раствор 1:1 с водой и полейте им сорняки...
17 02 2025 20:44:28
Лучше всего быть готовым к такой ситуации заранее, овладеть приемами первой медицинской помощи при укусе пчелы у ребенка, или любого другого насекомого...
16 02 2025 18:32:43
Вылечить данное заболевание могут только противовирусные препараты, к которым из них относится Ацикловир Форте...
15 02 2025 0:12:17
Содержание статьи:Сладости: зачем они нужны организмуКак гласит популярная сегодня теория интуитивного питания, ограничение в выборе продуктов наносит организму куда больший вред, чем переедание или же избыток жиров и сахара...
14 02 2025 16:54:49
Известные законодатели и ценители моды французы считают, что истинная женщина должна всегда быть совершенством во всём: от маникюра на пальцах рук, педикюра на ногах и до великолепно уложенных волос...
13 02 2025 13:40:24
Здоровье и красота ногтей во многом зависит от общего состояния здоровья, окружающей среды и сделанного по всем правилам маникюра...
12 02 2025 16:17:22
Дело в том, что многим деткам палец, а также другие предметы (игрушка, уголок одеяла) заменяют гpyдь матери и соску...
11 02 2025 5:54:32
Именно приготовление различных блюд может не только порадовать домашних различными кулинарными изысками, но и исследовать различные культуры с помощью кухонь всего мира...
10 02 2025 2:20:10
Одинокие же Скорпионы также будут постоянно чем-то недовольны, особенно явно это будет выражаться в начале года...
09 02 2025 3:21:12
Примером такого стильного аксессуара можно назвать браслет из резинок Паучок...
08 02 2025 9:36:33
Если он тяжелый и крупный, лучше подойдет коробка-куб...
07 02 2025 3:34:43
Чаще всего причина возникновения одышки в том, что плод увеличивается и, разрастаясь до больших размеров, начинает сдавливать окружающие его органы...
06 02 2025 6:49:45
Содержание статьи:Подготовка делянки для посадки картошки под соломуДля этого необходимо предварительно пройтись по поверхности делянки плоскорезом Фокина, слегка взрыхлить почву, сбить сорняки...
05 02 2025 11:58:38
Не всегда простуду или боль в горле нужно лечить с использованием лекарств, но бывают ситуации, когда это сделать просто необходимо...
04 02 2025 22:30:22
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::