Ранее развитие — к пpaктике


Раннее развитие: от теории к реальности
Ранее развитие ребёнка – краеугольный камень сегодняшней системы воспитания. Анализу благоприятных и не очень факторов раннего развития ребёнка мы писали в соответствующей статье, однако сегодня перед нами стоит другая задача.
Мы затронем несколько ключевых факторов, на основе которых должно строиться развитие ребёнка.
Обсудим мы развивающие игры для детей, их многообразие и самое главное – уместность и целесообразность. Сегодняшняя статья ориентирована на ознакомление родителей с фундаментальными принципами развития ребёнка, которые часто выпадают из фокуса внимания, но всё же остаются базовыми в успешном знакомстве ребёнка с миром.
Итак, давайте окунёмся в чудесный мир детства.
Содержание статьи:
Ранее и дошкольное детство – поистине невероятный период в эволюции навыков и умений малыша: совсем недавно беспомощный младенец быстро начинает осваивать окружающий его мир и понимать себя как отдельную особь (извиняемся за излишнее биологизаторство). Но часто родители хотят поскорее увидеть своего ребёнка «первым среди равных»: встаёт закономерный вопрос о том, как развивать ребёнка и при этом не навредить ему в будущем.
Последняя часть вопроса, к сожалению, не редко выпадает из внимания.
Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь в статье, давайте определимся с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться:
- раннее развитие – такое развитие ребёнка, которое несколько превышает «стандарты» развитие в конкретном возрасте
- форсированное развитие – целенаправленное «ускоренное» развитие ребёнка, которое приводит к раннему развитию (имея при этом и крайне неприятные и далеко идущие последствия)
- физиологический субстрат (биологический) – так или иная часть тела (чаще всего речь идёт о зонах головного мозга), которая позволяет ребёнку осваивать новые навыки и функции
- знаковые системы – все виды систем, которые опосредуют общение человека (алфавит, математические знаки и тому подобное).
Итак, определившись с ключевыми понятиями, давайте посмотрим, как развивать ребёнка «наперёд», при этом не принося ему вреда.
Развитие механических навыков
В большинстве своём речь идёт об обучении ребёнка таким вещам как счёт и цифры, а также обучение алфавиту. Конечно же выучивание алфавита и цифровых знаков – важнейшая вещь в становлении дальнейшего общения, однако есть ли смысл пытаться научить ребёнка использовать знаковые системы в 3-3.5 года?
В принципе, пpaктика показывает, что это не только нецелесообразно, но и зачастую бессмысленно.
Конечно, можно научить ребёнка считать до 10 и вызубрить алфавит, однако задайтесь вопросом: какой будет от этого прок через 8-10 лет? Очевидно, что вообще никакого.
Более того, зачастую обучение ребёнка таким навыкам как счёт и распознавание алфавита происходит исключительно на уровне прямого заучивания. Чем это чревато?
Приведу пример из личной пpaктики, показывающий бессмысленность такого заучивания.
Обследуя дeвoчку 4.3 года, я столкнулся с неподдельным восхищением её матери относительно того, как быстро её дочка выучила цифры и буквы. Действительно, обследование показало сильно развитые способности к запоминанию наглядного и слухового материала. Однако, оставался вопрос – понимала ли дeвoчка, что именно она воспроизводит?
Небольшой экспресс-эксперимент показал, что всё, что Аня (имя изменено) воспроизводит – это исключительно механический процесс, она не понимала смысла цифр и букв. Более того, обнаружилось и неумение контролировать своё внимание (ввиду «заученности»).
Благо, беседа с родителями имела благотворное влияние и уже через 1.5 года дeвoчка (было повторное обследование) с успехом пользовалась своим талантом к запоминанию.
Казалось бы – родители научили ребёнка весьма полезным навыкам, однако реальной пользы от них почти не оказалось, да и возникли проблемы со вниманием. И такие трудности, к сожалению, не редкость в современной пpaктике.
Обнаруживается такая «деформация» развития обычно в первых классах школы. Такие дети, попадая в новые условия, первоначально испытывают некоторое облегчение от смены привычной обстановки (хотя иногда это их очень пугает), но быстро обнаруживаются проблемы, по словам учителей, с послушанием.
Некоторое время институт школы и семьи может пытаться поставить ребёнка «на место» через различные штрафные санкции, но очевидно, что такой подход не даёт результатов.
И зачастую уже попадая к школьному психологу, обнажается истинная проблема – зияющий провал в предыдущей стадии развития, когда детская игра была подменена абсолютно неуместной учебной деятельностью. В новой ситуации ребёнок пытается компенсировать то, чего он не смог получить в отведённое для этого время и отсюда появляются «неусидчивость и непослушание».
И в тоже время становится понятно, что не сам ребёнок принципиально нарушает распорядок дня и требования класса, а сама психофизиология развития пытается максимально быстро наверстать упущенное.
Именно поэтому развивать ребёнка стоит соотносительно его возрасту. О биологической правдивости такой позиции поговорим в следующем абзаце.
Как развивать то, чего нет?
Весьма парадоксальное название вынесено в этот заголовок. Логичный ответ – никак. Чтобы построить дом, необходимо заложить фундамент, а лишь потом приступать к сооружению самого строения.
Тоже самое и с различными детскими навыками, которые нередко форсируются родителями. Безусловно, можно использовать развивающие игры для детей, что представляется оправданным, однако это может напоминать строительство дома без фундамента.
Приведём весьма яркий пример из пpaктики моей коллеги. Изучая развитость высших психических функций у ребёнка, психолог обратил внимание на неумение распределять и концентрировать внимание (именно оно, кстати, чаще всего и страдает первым).
Собственно, именно поэтому родители и обратились к психологу: они пытались понять, как развивать ребёнка в русле формирования высокой внимательности, однако все их усилия оказывали прямо противоположны эффект.
Что бы могло послужить такой регрессии? Давайте объясним.
Внимание – одна из ключевых функций любого здорового человека. Но даже полностью здоровый взрослый может без сбоев удерживать внимание на объекте около 15 минут. Что же говорить о ребёнке?
Родители пытались использовать различные развивающие игры для детей, чтобы построить стены без фундамента. Четырехлетний ребёнок просто не в силах активно управлять вниманием в силу того, что у него для этого нет физиологического субстрата! Мозг ребёнка попросту не готов к тому, чтобы взять внимание под произвольный контроль.
И не усердные занятия, не развивающие игры для детей не способны дать никакого результата пока не созреют корковые структуры.
В конце концов развитие коры мозга заканчивается только в…22-23 года!
О плодотворном развитии
Строго говоря, ранее развитие не всегда непродуктивно, но чрезмерно форсировать его – попросту опасно. Чтобы понимать, что именно можно развивать у ребёнка в конкретный возраст, необходимо понимать тонкости и закономерности обычного развития, уметь выделять ведущую деятельность в том или ином возрасте.
В возрасте 3-6 лет основа ведущей деятельности, на которой можно строить развитие – это игра. В этот период меняются лишь её формы: от индивидуальной к социальной и так далее. В возрасте до 6 лет нет смысла говорить ребёнку, что он «должен контролировать внимание (память, речь, эмоции)».
Пока что ребёнок не очень-то умеет это делать – все основные функции остаются непроизвольными, то есть ребёнок, например, запоминает случайно, а не целенаправленно. Однако можно развивать именно такие «случайные» навыки, ведь на их основе будут строится уже осознанные тактики мыслительной деятельности и поведение.
Вместо того, чтобы заставлять ребёнка повторять числовой ряд (функция припоминания), спросите его, какие у него есть машинки. Так или иначе ему придётся вспоминать, однако в первом случае материал для него не имеет никакого смысла, а во втором – эмоционально окрашен и интересен. Такое непроизвольное воспоминание о значимых вещах/событиях помогает развивать будущую функцию запоминания.
Актуально это для детей 3-4 лет. Уже далее можно использовать развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Тоже самое можно проделывать и с вниманием, и с эмоциональной регуляцией, и другими функциями. Внимание можно развивать через поиск тех же «машинок» в комнате – ребёнку это и интересно, и полезно.
Большинство детей, как показывает опыт работы, действительно с радостью будут играться в такие «игры».
О разнообразии игр и их целях
Сегодня невероятный бум мы видим на развивающие игры для детей: полки специализированных магазинов завалены разнообразными товарами, от ковриков для совсем малышей, до специальных мини-игр и устройств для «всестороннего» развития. Как развивать ребёнка, используя такие игры?
Есть ли в них смысл? Ответим на эти вопросы.
Для начала развенчаем миф о том, что все игрушки и игры уникальны и неповторимы. На самом деле это просто маркетинговый ход. Все игры ориентированы на развитие следующих навыков:
- памяти
- внимания
- ориентации в прострaнcтве
- мышления (сопоставление фигур, увязывание понятий и т.п.)
- мелкой моторики и двигательных навыков.
Как правило, все развивающие игры для детей – это лишь вариации различных вариантов реализации определённого набора действий. Плюс разнообразия в том, что можно выбрать то, что понравится ребёнку.
А как понять, что именно развивает та или иная игра?
- Постой способ – поинтересоваться у психолога в детском саду или учебном заведении. Как правило, психологи развития весьма критично относятся к играм и чётко понимают их плюсы и минусы.
- Во-вторых, почитав инструкции по использованию, подумайте, какие навыки будет использовать ребёнок в ходе игры. Иногда это помогает выбрать необходимую игру и избежать ненужных трат.
Более того, не стоит забывать об игрушках, которые вы видели в детских садах раньше. Большинство из них перекочевало в учебные заведения из психологических лабораторий и экспериментальных центров и их надёжность проверена временем.
Например, обычная «пирамидка» из кружков разного диаметра помогает устанавливать ребёнку прострaнcтвенные отношения, а также служит подспудным диагностическим средством в работе психолога.
Не стоит заваливать комнату ребёнка десятками разных игр – надо выбирать интересные ему и ориентированные на развитие разных навыков. В пpaктике я не раз сталкивался с детьми, чьи родители покупали самые разные игрушки и игры, думая, что всесторонне развивают малыша, а по факту оказывалось, что большая часть игр ориентирована на какие-то одни и те же функции.
Есть в этом и прагматический аспект – экономия средств.
Казалось бы, всё вышеописанное говорит о том, что успешное развитие требует специальных навыков. В коей-то мере это так и есть, однако о том, чтобы понять, как развивать ребёнка, совсем не обязательно быть специалистом по развитию. Достаточно знать следующие ключевые параметры:
- как созревает мозг
- ведущая деятельность возраста
- классические нормативы развития.
Благо, сегодня есть много научной и популярной литературы по этим вопросам. Зная то, что у ребёнка уже есть, всегда можно понять, как это улучшить. Также не стоит пренебрегать рекомендациями специалистов из учебных заведений.
Зачастую простым и регулярным наблюдением за игровой деятельностью детей психолог может подметить «проблемные» места ребёнка. На их основе вполне себе могут быть выработаны конкретные рекомендации по направлению развития ребёнка или приостановки чрезмерных нагрузок на ребёнка.
Важно понимать, что перегрузка ребёнка в возрасте до 8-9 лет (да и далее тоже) может приводить к тому, что у малыша начнут развиваться нежелательные реакции на любые учебные действия. Это могут быть и эмоциональные проявления, и неврозы, и астенические явления.
Родители должны чётко понимать, как развивать ребёнка на основе его реальных навыков, а не по своему усмотрению. Чрезмерная форсированность и учебная загруженность ребёнка приводит к тому, что в какой-то момент ребёнок просто не может продолжать учебную деятельность дальше.
Более того, зачастую такая ориентация родителей на раннее развитие приводит к тому, что у детей буквально выпадает стадия развития – игра замещается учёбой, что приводит к серьёзным проблемам в дальнейшем.
Например, в подростковом возрасте вполне вероятна так называемая регрессия на ранние ступени развития, в частности на те, которые были пропущены. Учебная деятельность подростка нарушается, появляется тенденция к разному роду играм и неуёмному веселью.
Академическая успеваемость, разумеется, стремительно падает. Начинают ухудшаться отношения в семье, возникают межпоколенные конфликты, растёт негативизм.
Вполне вероятно развитие острой депрессии, попыток самоубийств и других делинквентных действий.
Вполне очевидно, что насильное развитие ребёнка не по годам имеет далеко идущие и негативные последствия. Задумайтесь: стоит ли выученный алфавит и навыки счёта в раннем детстве, всего негативного влияния в будущем?
Навряд ли.
Заключение
Мы надеемся, что наша критическая статья помогла читателям стряхнуть «рекламную» шелуху с методов форсирования развития. Однако вопрос о том, как развивать ребёнка максимально продуктивно, безопасно и интересно – до сих пор остаётся (да и будет таким всегда) спopным.
Молодым родителям мы рекомендуем обратиться к научно-популярной литературе и классикам психологии развития, дабы лучше понять, кто он такой – маленький человек. Знание, подкреплённое опытом, способно уберечь вашу семью от будущих потрясений.
И, конечно же, побольше взаимодействуйте с ребёнком, ведь включение нового человека в социум происходит через общение со взрослым. Совместная деятельность, сказки, научное знание и игра – вот путь к развитию в ребёнке интеллектуальных и познавательных навыков.
admin
Как известно, ароматные зёрна обладают массой полезных эффектов и при умеренном употрeблении оказывают весьма благоприятное влияние на организм человека...
18 12 2025 2:17:40
То, что больше всего любят женщины, рожденные под знаком Paка, будет дано им в следующем году сполна...
17 12 2025 0:55:38
Что это такое – вы можете прочесть в отдельной статье, посвященной астеническому неврозу у подростков...
16 12 2025 22:30:44
Начинает поворачивать глаза и голову в сторону умеренного источника звука...
15 12 2025 20:24:55
Возникает много маленьких проблем и вопросов, которые в другое время абсолютно неактуальны...
14 12 2025 16:31:17
Содержание статьи:Какой утюг выбрать, хозяйка должна решать самостоятельно, исходя из собственных предпочтений...
13 12 2025 16:32:42
Во-первых, уже знакомый по прошлым неделям достающий токсикоз, состояние сонливости, явное изменение вкуса и аппетита, постоянные смены настроения, увеличение гpyди и сосудистой сетки на ней...
11 12 2025 9:50:46
Специалисты уверены, что адаптационный период должен проходить постепенно и начинать подготовку к садику следует заблаговременно...
10 12 2025 22:59:14
Гораздо важнее и интереснее формирование, ну или хотя бы начало классических конфетно-букетных отношений...
09 12 2025 11:58:50
Содержание статьи:Как подать на алименты и основания к этому• обеспечение несовершеннолетнего ребенка, неработающего• обеспечение одного из родителей, ухаживающего за ребенком• обеспечение ребенка до 18 лет на назначенных условиях...
08 12 2025 16:53:29
Неверные действия могут привести к осложнениям...
07 12 2025 11:32:30
Зачастую это просто сокращения матки, не сопровождаемые никакими болезненными ощущениями, их часто принимают за начало родов...
06 12 2025 6:21:28
Не утрачивают актуальности классические чёрный и белый...
05 12 2025 9:35:20
А вообще, имя Григорий считается довольно распространенным в церковных кругах, как христианства, так и католицизма...
04 12 2025 6:45:24
Однако для этого необходимо тщательно подготовиться к родам – самому ответственному моменту беременности...
03 12 2025 1:48:29
Рыбу часто используют в диетах, ведь содержание жира в ней невелико...
02 12 2025 2:32:33
Содержание статьи:Полезные свойстваЦелебные возможности растения можно объяснить его уникальным биохимическим составом...
01 12 2025 0:23:56
Содержание статьи:Научное определение близорукости и причины её возникновенияМиопия (или близорукость) – нарушение преломляющей возможности глаза (или глаз), приводящая к искривлению световых людей, которые падают на поверхность глаза...
30 11 2025 8:35:44
Содержание статьи:Долма может быть приготовлена как из свежесобранных, так и подвергшихся обработке листьев...
29 11 2025 7:22:45
Интересно, что такие сны могут сниться даже представителям сильной половины человечества...
28 11 2025 21:15:20
Можно отказаться от таких приятных вещей, как отдых на пляже или красивая одежда, открывающая плечи...
27 11 2025 11:21:16
Вирус бледной трепонемы может вызывать тяжелые осложнения, а иногда приводить даже к cмepти...
26 11 2025 14:30:35
В ином случае торжество можно организовать дома, украсив помещение, в котором оно будет проходить праздничными атрибутами:• Электрическими гирляндами• Разноцветными лентами• Воздушными шарами• Поздравительными плакатами• Цветами...
25 11 2025 2:15:22
Поскольку культура любит свет, гораздо легче процесс роста будет происходить с марта по сентябрь...
24 11 2025 2:53:39
Однако начало бизнеса с нуля требует особой, тщательной подготовки...
23 11 2025 19:42:48
Содержание статьи:Кому грозит опасностьИсследователи обнаружили, что слабый пол более подвержен этой болезни...
22 11 2025 8:30:35
Все плоды следует тщательно промыть и отделить от черенков...
21 11 2025 23:44:41
Проблем Год Огненной Обезьяны тоже предоставит немало, но зная о них заранее, подводные камни можно обойти, из любой ситуации выйти победителем...
20 11 2025 14:38:30
Но через некоторое время, спустя несколько недель, ее счастье омрачает так называемый «токсикоз при беременности», который у будущих мамочек встречается довольно часто...
19 11 2025 1:25:14
Для этого существует много способов – витаминная терапия, здоровое питание, занятия спортом...
18 11 2025 16:16:48
Общеизвестно, что в ротовой полости большинства людей имеется тридцать два зуба...
17 11 2025 22:24:28
Так что сейчас, отправляясь на отдых в Таиланде с детьми, отзывы о котором сплошь положительные, стоит рассмотреть Сукотхайтхани, в качестве места, куда стоит поехать...
15 11 2025 11:11:15
Помимо лечебных качеств препарата, существуют и противопоказания к применению, а так же и побочные эффекты...
14 11 2025 2:34:29
Содержание статьи:Изучаем упаковку— Срок годности...
13 11 2025 15:54:37
Даже кратковременное нарушение питания нейронов (нервных клеток) может привести к преходящим нарушениям мозгового кровообращения (ПНМК)...
12 11 2025 3:16:42
Кстати, многие даже не представляют, каким должен быть компот из крыжовника и смородины, в то время как этот замечательный напиток не просто вкусен, но и очень полезен...
11 11 2025 16:39:58
К тому же, в последнее время появились китайские таблетки для прерывания беременности, которые можно приобрести в сети, и их принимают самостоятельно, «чтобы мама не узнала»...
10 11 2025 4:49:14
Поэтому ей нужно уделять основное внимание, особенно в первые месяцы жизни...
09 11 2025 10:47:13
Поэтому на очень ранних сроках они не дают результатов...
08 11 2025 15:35:35
Другими словами, если у вас есть чувствительность к клейковине, употрeбление её в составе продуктов может доставить вам кучу неприятностей...
07 11 2025 19:15:34
Содержание статьи:Розацеа на лице сильно портит эстетику кожи, негативно сказывается на внешности...
06 11 2025 21:54:19
Согласно проведённым исследованиям, порядком 100 000 российских граждан устремляются заграницу для решения проблем со здоровьем...
05 11 2025 0:14:44
Образуется опухоль в эмбриогенезе вследствие неправильного развития вен и артерий...
04 11 2025 19:32:27
Вопрос «откуда берутся дети?» для детей вполне логичен, поскольку в определенный момент они сталкиваются с такой темой, как любовь и ceкc, и хотят узнать то, о чем пока еще могут лишь догадываться...
03 11 2025 11:54:53
Однако, чтобы лучше понять, к чему снится вода, надо проанализировать сновидение на тему обстоятельств, в которых она появляется...
02 11 2025 12:36:20
А ведь отдых в Сочи летом может быть самым разнообразным, и каждый турист найдет там все, чтобы вдоволь насладиться отпуском и запастись самыми яркими впечатлениями на целый год...
01 11 2025 11:50:42
Тем более, что блюд из овоща можно приготовить очень много...
31 10 2025 13:36:54
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::



