Развиваем память

Исчез мотив – исчезла и феноменальная память
В продолжении предыдущей статьи Развиваем память. Часть первая нужно отметить, что состояние готовности человека к запоминанию (как и к другим процессам) состоит из нескольких составляющих.
Интеллектуальная составляющая включает в себя понимание своих целей, задач и средств их достижения.
Эмоциональная составляющая хаpaктеризуется уверенностью в собственных силах, чувством ответственности и воодушевлением.
Мотивационная – это интерес к дисциплине, виду деятельности, стремление к успеху и потребность к выполнению поставленных задач.
Волевой аспект представлен сосредоточенностью в выполнении задачи, умением отвлечься от помех, собранностью сил в достижении цели и преодолением сомнений.
На основе указанных составляющих выведена схема подготовки к запоминанию, состоящая из нескольких этапов:
1. Бегло просматриваем и знакомимся с проpaбатываемым материалом
2. Формулируем цель, отвечая на вопросы: Что конкретно необходимо запомнить? Стоит ли запоминать данную информацию?
3. Разpaбатываем мотивы для запоминания: Зачем мне нужна эта информация? Для чего?
4. Выбираем метод запоминания, отталкиваясь от того, какой материал и в каком виде его необходимо запомнить
5. Вспомнить, что известно по проpaбатываемой теме
6. Делаем установку на запоминание
7. Запомнив, мы должны постараться все вспомнить, отвечая на вопросы: Что? Где?
Когда?.
Более подробно рассмотрим каждый из этапов.
Прежде чем начать запоминать материал (формулы, таблицы, тексты и т.д.), необходимо ознакомиться, с чем мы имеем дело, чтобы спланировать и организовать последующий процесс. Это ознакомление исполняет роль разминки перед началом более серьезного процесса и позволяет ответить на ряд вопросов, позволяющих сэкономить усилия в последующем.
Этапы предварительного просмотра:
1. Прочтение заглавия книги (статьи), имя автора, выходные данные (издательство, место и год издания).
2. Знакомство с содержанием текста. По нему прослеживается основной ход мысли автора и строение теста.
Порой достаточно прочитать содержание книги и становится понятно, какую задачу автор поставил перед написанием книги.
3. Ознакомление с иллюстрациями, диаграммами, графиками и рисунками в тексте. Они, создавая графическую канву текста, позволяют легче понимать и запоминать изложенный материал.
4. Можно пролистать книгу, обращая внимание на длину разделов. Как правило, в каждом разделе содержится только одна основная мысль и поэтому считается, что если в книге разделов много и они короткие, то значит много идей без подробной расшифровки.
Если разделов немного и они длинные, значит основных идей в текст заложено немного, но они прописаны более основательно.
5. Знакомясь с книгой (статьей), необходимо прочесть введение и заключение, а также первое предложение и резюме (или последнее предложение) каждого из разделов. В них вы почерпнете намного больше информации, чем если будете просматривать текст бессистемно.
6. На заключительном этапе предварительного просмотра необходимо определить, сколько времени будет затрачено на чтение книги (статьи).
Предварительный просмотр не должен длиться более 10-15 минут. Сразу уточню:, данная схема не применима к художественной литературе и к коротким статьям, тематика которых уже известна.
Если необходимо проработать не текстовый материал (таблицы, схемы, графики), то предварительный просмотр занимает меньше времени, включая в себя просмотр:
— расположения: горизонтальное и вертикальное
— элементы информации: цифры, линии, геометрические фигуры, изображения и абстpaктные понятия
— количества единиц информации и определить время на проработку.
Формулирование цели
После просмотра текста необходимо сформулировать цель запоминания, для чего необходимо ответить на следующие вопросы:
— Нужно ли запоминать данный материал?
— Какие положения текста требуется запомнить, целиком или отдельные части?
— Какова сложность текста?
— Когда лучше запомнить: в данный момент или отложить на другое время?
Определив цель, переходим к созданию мотивации, благодаря которой человек движется к намеченной цели. Любому взрослому человеку роль мотивации хорошо известна и от нее зависит эффективность запоминания. Чтобы определить причину, по которой вам следует запомнить материал, необходимо ответить себе на следующие вопросы: Зачем?
Для какой цели? Какой смысл?.
В процессе экзамена, преподаватель, обратив внимание на зачетную книжку студента, где красовались только удовлетворительные оценки, спросила: А почему так? У вас хорошая память, вы неглупый человек.
Почему такие низкие оценки? и получила ответ: А мне главное сдать сессию, все остальное – значения не имеет.
Приведу ряд мотиваций студентов нашего факультета, получающих отличные оценки на спецпредметах:
— мне это очень интересно
— я хочу доказать всем, что я лучший студент
— если я закончу вуз на отлично — родители подарят машину
— мой парень учится на отлично и я должна и т.д.
Мотивации бывают двух видов: внутренние и внешние. Внутренние мотивации связаны с личностью человека и вызываются его интересами, потребностью в самоуважении и самореализации. Внешние мотивации объясняются потребностями одобрения, материального стимулирования и др.
Нередко внешняя мотивация оказывается мощнее внутренней, поэтому лучше иметь обе мотивации, подкрепляемые положительными эмоциями. Мало того что мне самой интересно учиться, так и родители радуются и гордятся такой дочкой.
В процессе определения мотивации следует представлять мотив конкретно, а не абстpaктно (получение диплома с отличием позволит получить мне высокооплачиваемую работу (что совсем не факт)), и он должен быть достижим.
Выбор методов запоминания
Первые три этапа указанной схемы очень важны, но не менее важно, как запоминать. Методы запоминания зависят от вида информации, которую необходимо запомнить.
Мы уже упоминали эти виды: тексты, таблицы, формулы, графики и т.д. и все многообразие этой информации делится на три вида: образная, текстовая и точная.
К образной информации относятся зрительные образы, запоминается она хорошо и лучше всего приближена к функционированию нашего мозга. Мы легко запоминаем дорогу в школу, на работу, двор, в котором живем, и можем легко воспроизвести обстановку своей квартиры или рабочего кабинета.
Окружающие нас предметы легко переводятся мозгом в образы и сохраняются в памяти, пpaктически без нашего участия.
Текстовая информация запоминается хуже образной, так как не все слова мозг может перевести в образы. Перевод слов в образы происходит благодаря воображению, и именно оно обеспечивает понимание речи.
Слова подразделяются на две группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, – подушка, автомобиль, самолет и слова, управляющие этими образами в воображении, – к ним относятся глаголы и прилагательные.
Текстовая информация запоминается труднее по той причине, что слов первой группы меньше и, кроме того, образы, создаваемые на основе слов, воспринимаются труднее зрительных образов.
Точная информация принципиально отличается двух первых видов информации. Рассматривая набор чисел, например, номер телефона или банковской карты, мы не можем обнаружить в них образы и отношения между ними.
Пропуская числа через себя, мозг ничего не запоминает, сразу после просмотра человек в состоянии произвести последнюю часть информации — 4-7 цифр.
Перечисленные виды информации имеют свои методы запоминания. Для запоминания текстовой информации необходимо применять методы, основанные на развитии логического мышления и образной памяти.
Чтобы запомнить точную информацию, необходимо применять методы мнемотехники и сопоставления получаемой информации с уже известной.
Итак, выбрав метод запоминания, мы определяем объем работы: заучиваем объем полностью или его часть. Известны три способа заучивания: полный, частный и комбинированный.
Полное заучивание состоит в том, что весть материал заучивается целиком, от начала до конца – это стихи, определения, тексты и т.д.
Частный способ подразумевает, что объем информации делится на несколько кусков, и каждый заучивается отдельно, друг за другом. Информация оседает в памяти постепенно, как бусинка за бусинкой, нанизывается на нить, и в какой-то момент становится ясно, что весь объем усвоен.
Так учатся поэмы, большие тексты.
Комбинированный метод – это сочетание полного и частичного. На первом этапе материал прочитывается полностью несколько раз, а затем трудные места заучиваются отдельно, и объем проpaбатывается снова целиком.
По мнению исследователей, этот метод является самым предпочтительным. Он позволяет распределить запоминание материала, выделить главное и осмыслить его.
Следующий шаг – вспомнить все, что известно по проpaбатываемой теме. Это следует делать для того, чтобы вновь приобретаемые знания увязывались с уже имеющимися и легче закреплялись в памяти.
Когда на первом этапе мы только бегло просматриваем информацию, мы должны запомнить, о чем она и что можно сказать на данную тему. Неважно, что вначале вспоминать будет совсем немного, в данном случае важен сам процесс, а качество его придет позднее.
Для процесса воспоминания Тони Бьюзен предлагает использовать MindMap (Карту памяти) – на листе бумаги записываются ключевые слова и связи между ними в нелинейном изображении. Т.Бьюзен приводит следующие преимущества MindMap:
— основная идея должна размещаться в центре листа
— важность каждой идеи легко прослеживается, более значимые располагаются ближе к центру листа, а менее важные – дальше от центра
— связи между идеями (понятиями) становятся распознаваемыми благодаря их близкому расположению и соединительным линиям
— в этом случае информация будет восприниматься быстрее и усваиваться глубже
— структурный хаpaктер карты позволяет дополнять ее новой информацией без вычеркиваний, вырезаний и т.д.
— вся вышеприведенная информация позволяет головному мозгу легче усваивать новые связи и дополнять вновь поставляемой информацией.
Таким образом, Карта памяти позволяет настроиться на изучаемый материал, вспомнить все, что известно нам по данной теме понимать и запоминать тексты и точную информацию раскрывать творческий потенциал и выpaбатывать новые идеи на подготовку докладов и к экзаменам и т.д.
Настроились и следующий шаг – запомнить. Как показали эксперименты, наиболее эффективным является непроизвольное запоминание, которое возникает в процессе деятельности, ведущей к какой-то цели. Целью должна быть интеллектуальная работа с материалом с учетом его специфики.
Так, математики говорят: чтобы понимать и знать, надо решать, много решать, и побочным эффектом данного действия является не только понимание процесса, но и запоминание. Таким образом, запоминание не должно быть целью, а лишь средством, ведущим к достижению цели. Этот принцип положен в некоторые методы изучения иностранных языков.
Так, в методе, основанном на имитации определенного вида деятельности, учащемуся дается словарь необходимых слов и предлагается составить гардероб или накрыть стол, в процессе выполнения задания слова запоминаются.
И последний шаг на этом пути – запомнить так, чтобы вспомнить, то есть мы говорим о длительности запоминания. Установка на длительность запоминания должна быть принята человеком. Если он говорит: я учу, чтобы только сдать экзамен и все, то так и будет.
Как утверждают специалисты, память пpaктически у всех замечательная, только люди часто не умеют разговаривать с ней на одном языке. Запоминание должно строиться с учетом того, как в последующем будет воспроизводиться информация. Помни вопросы: Что?
Где? Когда? — это о том, для чего нам запоминать материал и как мы им воспользуемся впоследствии.
Если вы готовитесь к экзамену, то возникает необходимость представить и эмоционально пережить всю ситуацию, физически ощущая — как входите в аудиторию, берете билет, готовитесь и отвечаете экзаменатору. В этом процессе следует создать и свой ключик воспроизведения, который формируется в процессе запоминания, когда вы неосознанно запоминаете свои ощущения и эмоции, вызванные изучаемым материалом и внешними факторами: местом, где занимаетесь, и обстановкой, погодой за окном…Эти ключи, зафиксированные в памяти, служат подсказкой в процессе воспоминания.
Чтобы научиться создавать и пользоваться ключами воспроизведения, нужно стремиться быть наблюдательным и внимательным к обстановке и деталям, окружающим нас.
Вы можете вспомнить, сколько ступенек ведет от двери подъезда к вашей двери? А в каком состоянии кожзаменитель на соседней двери?
Помню, в детстве, прочитав рассказы о Шерлоке Холмсе, я первое время была в каком-то потрясении и сильно досаждала родителям тем, что не только пересчитала все имеющиеся ступеньки, включая лестницу на сеновал, но и с лупой облазила все вокруг дома, фиксируя различные огрехи, с моей точки зрения (там скрипит, тут проржавело).
Итак, чтобы что-то вспомнить, следует учиться оставлять яркие воспоминания о ситуации, в которой проходил процесс запоминания работая над материалом, необходимо вызывать эмоции и применять методы мнемотехники.
admin
А когда уже эндорфиновые очки разбиваются о суровый булыжник реальности, падая с изумленного лица, обычно поздно пить боржоми...
15 12 2025 7:57:41
Ожог слизистой носа может произойти при непосредственном попадании на нее химических и термических веществ. Тяжесть болезни, а также результат лечения во многом зависит от правильно оказанной первой помощи, которую необходимо провести сразу после контакта слизистой носа с опасным термическим или химическим веществом....
14 12 2025 7:18:36
Часка в два-три пополудни, проснувшись и выпив свой утренний кофе, мы лениво одеваемся и идём прогуляться...
13 12 2025 19:33:51
Лекарства от стенокардии при гипертензии Какие лекарства принимают при стенокардии Стенокардия не случайно относится к числу самых опасных...
12 12 2025 10:57:52
Какое давление при инфаркте миокарда Какое давление при инфаркте? Давление при инфаркте – важный диагностический критерий. Однако дать однозначный ответ...
10 12 2025 19:16:16
Местные жители говорили на собственном языке, но не имели письменности...
09 12 2025 15:38:38
Коварные симптомы повышенного давления, есть ли они и какие, его причины, признаки, какие болезни вызывают повышение давления, расшифровка показателей давления...
08 12 2025 17:12:16
да это же рекламный трюк! Сейчас итальянская семья – это и пара, живущая в гражданском бpaке, и бездетные супруги, и незамужняя женщина, родившая для себя, и гомоceкcуальная пара, усыновившая больного ребенка из-за границы...
07 12 2025 2:37:24
Ишемический инфаркт почки микропрепарат Описание препаратов на Занятии № 01,02 Описание препаратов по Патологической Анатомии на Занятии № 1,2 (Это...
06 12 2025 8:12:42
3EВ небольшом районном центре Борисоглебское под Ростовом стоит старый Борисоглебский монастырь...
05 12 2025 17:47:51
Лакунарный инфаркт головного мозга Лакунарный инфаркт мозга Термин, от которого происходит название лакунарный инсульт - «лакуна» был введен французским...
04 12 2025 23:48:41
Инфаркт легких что это такое Инфаркт легкого — диагностика и лечение Инфаркт легкого – что это? Основой заболевания является достаточно распространенная...
03 12 2025 15:45:24
Что такое гипертензия в спорте Артериальная гипертензия и спорт Артериальная гипертензия и спорт – вполне совместимые вещи. Более того, регулярные занятия...
02 12 2025 14:57:19
Лекарство от тахикардии и аритмии Лекарственные препараты от сердечной аритмии и тахикардии Аритмии сердца очень разнообразны. Некоторые из них являются...
01 12 2025 20:57:20
Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его так называемая расширенная семья...
30 11 2025 13:12:25
Гипотония мышц у взрослых Что такое мышечная гипотония у взрослых и детей Мышечная гипотония – патологическое состояние, характеризующееся снижением...
28 11 2025 10:54:26
Содержание Как происходит вскрытие фурункула и чем необходимо обработать до и после процедуры. Что будет, если......
27 11 2025 22:46:54
Узнай, как правильно похудеть, не нарушая функции организма и не заpaбатывая кучу болезней, что такое физиологичное похудение и какой вред приносят диеты....
26 11 2025 3:28:47
Что такое обширный инфаркт сердца Последствия обширного инфаркта и шансы выжить Обширный инфаркт является наиболее опасной формой сердечного приступа. Он...
25 11 2025 12:19:16
Как пел Гребенщиков, завидую вашему знанью, что я – это я...
24 11 2025 21:22:17
Мезатон при гипотонии Мезатон (Mesaton) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав Раствор для...
21 11 2025 18:48:51
Почечная гипотония симптомы и лечение Причины, симптомы и лечение гипотонии почек Заболевания мочеполовой сферы возникают по разным причинам, а нарушение...
20 11 2025 19:46:23
6EНебольшой Владимирский храм имеет необычные формы – он увенчан тремя шатрами...
19 11 2025 8:28:19
8EГармоничный ансамбль из Смоленского храма и Владимирской церкви – настоящее украшение Гордеевки...
18 11 2025 1:13:28
Схема приема диакарба при внутричерепной гипертензии Схема приема диакарба при внутричерепной гипертензии Диакарб и Аспаркам Для лечения гипертонии наши...
17 11 2025 3:26:46
Если на понедельник не выпадет какой-нибудь праздник или ваша очередь на будничном клиросе, то у вас будет шанс поехать на вашу светскую работу прямо из дома, а не с ранней литургии...
16 11 2025 14:15:48
Полная информация о Хеликобактер пилори, как происходит его вторжение, почему иммунитет не сpaбатывает, симптомы, разные способы лечения, рекомендованные врачом...
14 11 2025 16:39:32
Как ухаживать за татуировкой в первые дни? Важно знать и сделать правильные шаги в первые 1-2 дня. Нарушение правил может стоит вам жизни...
13 11 2025 12:10:35
Рассмотрены причины и способы лечения недержания мочи у женщин, мужчин, детей, описано лечение лекарственными препаратами, хирургическое, упражнениями, народное...
12 11 2025 6:26:41
Если признаться честно, то лично я ставлю перед сайтом Матроны...
11 11 2025 4:50:25
Шоколад при гипотонии Как шоколад влияет на артериальное давление — повышает или понижает его? Шоколад — излюбленная сладость, родом из детства. В основу...
10 11 2025 14:43:21
Или погружается в жизнь подружек, кружка вязания или клуба любителей морских свинок, изматывает себя фитнесом или йогой, тонет в болезнях, путешествует без конца — лишь бы подальше от ненавистного дома...
08 11 2025 1:14:38
Так родителям-отличникам запросто может достаться беззаботный троечник, а в семье физически развитых людей вырасти совершенно не любящий спорт ребёнок...
07 11 2025 12:11:26
— О-о-о! – простонал он, увидев рюмку...
06 11 2025 14:11:45
Конечно, с большинством из них мы знакомимся в каком-то сознательном возрасте, у нас появляются с ними какие-то личные отношения...
05 11 2025 13:57:41
6E Объект культурного наследия Российской ФедерацииИоанно-Предтеченкий храм – самый крупный в городе и самый знаменитый...
04 11 2025 21:36:59
02 11 2025 0:39:13
Высокое давление гипертензия Давление при гипертонии: методы лечения и профилактики Высокое давление при гипертонии — это показатель хронической стойкой...
01 11 2025 7:55:45
Те, кого родители своим контролем, мнением, навязчивой помощью или желанием подержать свечку не отпустили, возможно, всю жизнь будут потом изживать родительские успехи и неудачи...
31 10 2025 4:37:44
Это продолжалось не день, не два, а очень долго, а потом мама уезжала в областной центр сдавать отчет, и неделю мы жили без нее...
30 10 2025 2:43:39
Липа полезные свойства и противопоказания широко применяется в народной медицине и косметологии, используются цветы, плоды, листья в чаях, отварах и настоях....
29 10 2025 6:26:28
Профилактика гипертонии народными средствами Профилактика и лечение гипертонии народными средствами Гипертония (артериальная гипертензия) – заболевание,...
28 10 2025 2:10:40
Добраться к поселку можно от Керчи по направлению к Судаку, потом двигаться в сторону Алушты и через 19,4 км будет поселок Морское...
27 10 2025 18:11:24
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Первый этап – этап начальной подготовки
Отвар овса Лечебные свойства и противопоказания. Польза и вред