Развиваем память

Исчез мотив – исчезла и феноменальная память
В продолжении предыдущей статьи Развиваем память. Часть первая нужно отметить, что состояние готовности человека к запоминанию (как и к другим процессам) состоит из нескольких составляющих.
Интеллектуальная составляющая включает в себя понимание своих целей, задач и средств их достижения.
Эмоциональная составляющая хаpaктеризуется уверенностью в собственных силах, чувством ответственности и воодушевлением.
Мотивационная – это интерес к дисциплине, виду деятельности, стремление к успеху и потребность к выполнению поставленных задач.
Волевой аспект представлен сосредоточенностью в выполнении задачи, умением отвлечься от помех, собранностью сил в достижении цели и преодолением сомнений.
На основе указанных составляющих выведена схема подготовки к запоминанию, состоящая из нескольких этапов:
1. Бегло просматриваем и знакомимся с проpaбатываемым материалом
2. Формулируем цель, отвечая на вопросы: Что конкретно необходимо запомнить? Стоит ли запоминать данную информацию?
3. Разpaбатываем мотивы для запоминания: Зачем мне нужна эта информация? Для чего?
4. Выбираем метод запоминания, отталкиваясь от того, какой материал и в каком виде его необходимо запомнить
5. Вспомнить, что известно по проpaбатываемой теме
6. Делаем установку на запоминание
7. Запомнив, мы должны постараться все вспомнить, отвечая на вопросы: Что? Где?
Когда?.
Более подробно рассмотрим каждый из этапов.
Прежде чем начать запоминать материал (формулы, таблицы, тексты и т.д.), необходимо ознакомиться, с чем мы имеем дело, чтобы спланировать и организовать последующий процесс. Это ознакомление исполняет роль разминки перед началом более серьезного процесса и позволяет ответить на ряд вопросов, позволяющих сэкономить усилия в последующем.
Этапы предварительного просмотра:
1. Прочтение заглавия книги (статьи), имя автора, выходные данные (издательство, место и год издания).
2. Знакомство с содержанием текста. По нему прослеживается основной ход мысли автора и строение теста.
Порой достаточно прочитать содержание книги и становится понятно, какую задачу автор поставил перед написанием книги.
3. Ознакомление с иллюстрациями, диаграммами, графиками и рисунками в тексте. Они, создавая графическую канву текста, позволяют легче понимать и запоминать изложенный материал.
4. Можно пролистать книгу, обращая внимание на длину разделов. Как правило, в каждом разделе содержится только одна основная мысль и поэтому считается, что если в книге разделов много и они короткие, то значит много идей без подробной расшифровки.
Если разделов немного и они длинные, значит основных идей в текст заложено немного, но они прописаны более основательно.
5. Знакомясь с книгой (статьей), необходимо прочесть введение и заключение, а также первое предложение и резюме (или последнее предложение) каждого из разделов. В них вы почерпнете намного больше информации, чем если будете просматривать текст бессистемно.
6. На заключительном этапе предварительного просмотра необходимо определить, сколько времени будет затрачено на чтение книги (статьи).
Предварительный просмотр не должен длиться более 10-15 минут. Сразу уточню:, данная схема не применима к художественной литературе и к коротким статьям, тематика которых уже известна.
Если необходимо проработать не текстовый материал (таблицы, схемы, графики), то предварительный просмотр занимает меньше времени, включая в себя просмотр:
— расположения: горизонтальное и вертикальное
— элементы информации: цифры, линии, геометрические фигуры, изображения и абстpaктные понятия
— количества единиц информации и определить время на проработку.
Формулирование цели
После просмотра текста необходимо сформулировать цель запоминания, для чего необходимо ответить на следующие вопросы:
— Нужно ли запоминать данный материал?
— Какие положения текста требуется запомнить, целиком или отдельные части?
— Какова сложность текста?
— Когда лучше запомнить: в данный момент или отложить на другое время?
Определив цель, переходим к созданию мотивации, благодаря которой человек движется к намеченной цели. Любому взрослому человеку роль мотивации хорошо известна и от нее зависит эффективность запоминания. Чтобы определить причину, по которой вам следует запомнить материал, необходимо ответить себе на следующие вопросы: Зачем?
Для какой цели? Какой смысл?.
В процессе экзамена, преподаватель, обратив внимание на зачетную книжку студента, где красовались только удовлетворительные оценки, спросила: А почему так? У вас хорошая память, вы неглупый человек.
Почему такие низкие оценки? и получила ответ: А мне главное сдать сессию, все остальное – значения не имеет.
Приведу ряд мотиваций студентов нашего факультета, получающих отличные оценки на спецпредметах:
— мне это очень интересно
— я хочу доказать всем, что я лучший студент
— если я закончу вуз на отлично — родители подарят машину
— мой парень учится на отлично и я должна и т.д.
Мотивации бывают двух видов: внутренние и внешние. Внутренние мотивации связаны с личностью человека и вызываются его интересами, потребностью в самоуважении и самореализации. Внешние мотивации объясняются потребностями одобрения, материального стимулирования и др.
Нередко внешняя мотивация оказывается мощнее внутренней, поэтому лучше иметь обе мотивации, подкрепляемые положительными эмоциями. Мало того что мне самой интересно учиться, так и родители радуются и гордятся такой дочкой.
В процессе определения мотивации следует представлять мотив конкретно, а не абстpaктно (получение диплома с отличием позволит получить мне высокооплачиваемую работу (что совсем не факт)), и он должен быть достижим.
Выбор методов запоминания
Первые три этапа указанной схемы очень важны, но не менее важно, как запоминать. Методы запоминания зависят от вида информации, которую необходимо запомнить.
Мы уже упоминали эти виды: тексты, таблицы, формулы, графики и т.д. и все многообразие этой информации делится на три вида: образная, текстовая и точная.
К образной информации относятся зрительные образы, запоминается она хорошо и лучше всего приближена к функционированию нашего мозга. Мы легко запоминаем дорогу в школу, на работу, двор, в котором живем, и можем легко воспроизвести обстановку своей квартиры или рабочего кабинета.
Окружающие нас предметы легко переводятся мозгом в образы и сохраняются в памяти, пpaктически без нашего участия.
Текстовая информация запоминается хуже образной, так как не все слова мозг может перевести в образы. Перевод слов в образы происходит благодаря воображению, и именно оно обеспечивает понимание речи.
Слова подразделяются на две группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, – подушка, автомобиль, самолет и слова, управляющие этими образами в воображении, – к ним относятся глаголы и прилагательные.
Текстовая информация запоминается труднее по той причине, что слов первой группы меньше и, кроме того, образы, создаваемые на основе слов, воспринимаются труднее зрительных образов.
Точная информация принципиально отличается двух первых видов информации. Рассматривая набор чисел, например, номер телефона или банковской карты, мы не можем обнаружить в них образы и отношения между ними.
Пропуская числа через себя, мозг ничего не запоминает, сразу после просмотра человек в состоянии произвести последнюю часть информации — 4-7 цифр.
Перечисленные виды информации имеют свои методы запоминания. Для запоминания текстовой информации необходимо применять методы, основанные на развитии логического мышления и образной памяти.
Чтобы запомнить точную информацию, необходимо применять методы мнемотехники и сопоставления получаемой информации с уже известной.
Итак, выбрав метод запоминания, мы определяем объем работы: заучиваем объем полностью или его часть. Известны три способа заучивания: полный, частный и комбинированный.
Полное заучивание состоит в том, что весть материал заучивается целиком, от начала до конца – это стихи, определения, тексты и т.д.
Частный способ подразумевает, что объем информации делится на несколько кусков, и каждый заучивается отдельно, друг за другом. Информация оседает в памяти постепенно, как бусинка за бусинкой, нанизывается на нить, и в какой-то момент становится ясно, что весь объем усвоен.
Так учатся поэмы, большие тексты.
Комбинированный метод – это сочетание полного и частичного. На первом этапе материал прочитывается полностью несколько раз, а затем трудные места заучиваются отдельно, и объем проpaбатывается снова целиком.
По мнению исследователей, этот метод является самым предпочтительным. Он позволяет распределить запоминание материала, выделить главное и осмыслить его.
Следующий шаг – вспомнить все, что известно по проpaбатываемой теме. Это следует делать для того, чтобы вновь приобретаемые знания увязывались с уже имеющимися и легче закреплялись в памяти.
Когда на первом этапе мы только бегло просматриваем информацию, мы должны запомнить, о чем она и что можно сказать на данную тему. Неважно, что вначале вспоминать будет совсем немного, в данном случае важен сам процесс, а качество его придет позднее.
Для процесса воспоминания Тони Бьюзен предлагает использовать MindMap (Карту памяти) – на листе бумаги записываются ключевые слова и связи между ними в нелинейном изображении. Т.Бьюзен приводит следующие преимущества MindMap:
— основная идея должна размещаться в центре листа
— важность каждой идеи легко прослеживается, более значимые располагаются ближе к центру листа, а менее важные – дальше от центра
— связи между идеями (понятиями) становятся распознаваемыми благодаря их близкому расположению и соединительным линиям
— в этом случае информация будет восприниматься быстрее и усваиваться глубже
— структурный хаpaктер карты позволяет дополнять ее новой информацией без вычеркиваний, вырезаний и т.д.
— вся вышеприведенная информация позволяет головному мозгу легче усваивать новые связи и дополнять вновь поставляемой информацией.
Таким образом, Карта памяти позволяет настроиться на изучаемый материал, вспомнить все, что известно нам по данной теме понимать и запоминать тексты и точную информацию раскрывать творческий потенциал и выpaбатывать новые идеи на подготовку докладов и к экзаменам и т.д.
Настроились и следующий шаг – запомнить. Как показали эксперименты, наиболее эффективным является непроизвольное запоминание, которое возникает в процессе деятельности, ведущей к какой-то цели. Целью должна быть интеллектуальная работа с материалом с учетом его специфики.
Так, математики говорят: чтобы понимать и знать, надо решать, много решать, и побочным эффектом данного действия является не только понимание процесса, но и запоминание. Таким образом, запоминание не должно быть целью, а лишь средством, ведущим к достижению цели. Этот принцип положен в некоторые методы изучения иностранных языков.
Так, в методе, основанном на имитации определенного вида деятельности, учащемуся дается словарь необходимых слов и предлагается составить гардероб или накрыть стол, в процессе выполнения задания слова запоминаются.
И последний шаг на этом пути – запомнить так, чтобы вспомнить, то есть мы говорим о длительности запоминания. Установка на длительность запоминания должна быть принята человеком. Если он говорит: я учу, чтобы только сдать экзамен и все, то так и будет.
Как утверждают специалисты, память пpaктически у всех замечательная, только люди часто не умеют разговаривать с ней на одном языке. Запоминание должно строиться с учетом того, как в последующем будет воспроизводиться информация. Помни вопросы: Что?
Где? Когда? — это о том, для чего нам запоминать материал и как мы им воспользуемся впоследствии.
Если вы готовитесь к экзамену, то возникает необходимость представить и эмоционально пережить всю ситуацию, физически ощущая — как входите в аудиторию, берете билет, готовитесь и отвечаете экзаменатору. В этом процессе следует создать и свой ключик воспроизведения, который формируется в процессе запоминания, когда вы неосознанно запоминаете свои ощущения и эмоции, вызванные изучаемым материалом и внешними факторами: местом, где занимаетесь, и обстановкой, погодой за окном…Эти ключи, зафиксированные в памяти, служат подсказкой в процессе воспоминания.
Чтобы научиться создавать и пользоваться ключами воспроизведения, нужно стремиться быть наблюдательным и внимательным к обстановке и деталям, окружающим нас.
Вы можете вспомнить, сколько ступенек ведет от двери подъезда к вашей двери? А в каком состоянии кожзаменитель на соседней двери?
Помню, в детстве, прочитав рассказы о Шерлоке Холмсе, я первое время была в каком-то потрясении и сильно досаждала родителям тем, что не только пересчитала все имеющиеся ступеньки, включая лестницу на сеновал, но и с лупой облазила все вокруг дома, фиксируя различные огрехи, с моей точки зрения (там скрипит, тут проржавело).
Итак, чтобы что-то вспомнить, следует учиться оставлять яркие воспоминания о ситуации, в которой проходил процесс запоминания работая над материалом, необходимо вызывать эмоции и применять методы мнемотехники.
admin
Знакомые говорят – виноваты комплексы и внутренние проблемы… А я думаю о том, что паранджа дает удивительную свободу, как это ни странно звучит...
24 12 2025 3:18:59
От чего возникает аритмия Почему возникает аритмия сердца? В силу широкого распространения этой болезни сегодня не найти человека, который бы не слышал об...
23 12 2025 15:24:56
Артериальная гипертензия и гипертоническая болезнь отличия В чем разница между гипертензией и гипертонией? Многие люди словам гипертония и гипертензия...
22 12 2025 1:24:52
Почечная гипертензия лечение Почечная гипертензия: симптомы и лечение Почечная гипертония — нарушение функционирования почек, связанное с задержкой крови,...
21 12 2025 7:24:51
Но еще один неприятный сюрприз, ждущий многих после праздников, каникул или отпуска — финансовая яма...
20 12 2025 5:22:12
Главные причины недержания мочи у женщин и детей - психосоматические. Недержание мочи у детей из-за стpaxa. Стрессовое недержание у женщин и его психосоматика....
19 12 2025 0:36:36
Непримиримый враг Революции и борец за единую и неделимую Россию увидел свет в небогатой и незнатной семье русского православного и польской католички...
18 12 2025 21:30:47
Ишемический инфаркт сердца Что такое ишемический инфаркт сердца Ишемический инфаркт сердца – острая сердечная патология, приводящая к частичной гибели...
17 12 2025 21:39:55
Корочки в ушах, зуд и шелушение ушей внутри и снаружи. Причины засохшей ушной серы и методы избавления от неё с фотографиями....
16 12 2025 0:20:44
Признаки аритмии сердца у мужчин и лечение Мужская аритмия сердца: причины и возможные последствия Аритмия сердца у мужчин представляет собой достаточно...
15 12 2025 6:16:41
При гипертонии дают инвалидность и какую группу Дают ли инвалидность при гипертонии 2 и 3 степени, как получить? Вопрос, дают ли инвалидность при...
12 12 2025 4:51:40
Операция на сердце при аритмии прижигание Эффективность лечения аритмии прижиганием сердца В тех случаях, когда медикаментозное лечение аритмий не...
10 12 2025 11:34:51
Гипертония что это за болезнь симптомы Гипертоническая болезнь Гипертоническая болезнь (эссенциальная артериальная гипертензия, первичная артериальная...
09 12 2025 19:47:34
uaКонтактный телефон: +7 (915) 040-10-00Режим работы: С 11:00 до 16:00Адрес сайта: www...
08 12 2025 18:44:51
Что означает брадикардия в кардиограмме Синусовая брадикардия Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ) Уровень...
07 12 2025 6:38:51
Болячка на голове под волосами может появляться по самым разным причинам. Это могут быть укусы вшей и клещей, а также результат поражения грибковыми заболеваниями, аллергии. Очень важно своевременно установить провоцирующий фактор и провести лечение....
05 12 2025 20:22:51
Что такое обширный инфаркт и его последствия Последствия обширного инфаркта и шансы выжить Обширный инфаркт является наиболее опасной формой сердечного...
04 12 2025 10:42:56
Однажды я принесла ей воздушный шарик и запустила в дверной проем впереди себя, чтобы устроить сюрприз...
03 12 2025 22:29:48
Того, у кого есть право и даже обязанность раздавать оценки и выносить суждения...
02 12 2025 23:39:54
Географические координаты Церкви Святой Екатерины в Феодосии на карте Крыма GPS N 45...
30 11 2025 22:44:28
Экскурсия начинается с входа в узкое ущелье, по выходу из которого отдыхающих встречает здание Эль-Хазне...
29 11 2025 7:36:39
Здесь произрастает почти 1000 видов сосудистых растений, обитает 57 видов млекопитающих и 142 вида пернатых...
28 11 2025 14:54:47
Сегодня Мелек-Чесменский курган — музей открыт для всех посетителей...
27 11 2025 11:28:32
Для меня в Наринэ живут две писательницы: одна — беззаботная и веселая автор Манюни, которой с восторгом зачитываются и те, у кого тоже было советское детство, и современные подростки, и печальный, мудрый автор С неба упали три яблока, Люди, которые всегда со мной и Зулали, рассказов о любви и cмepти, о войне и боли потерь...
26 11 2025 9:41:20
Средняя температура зимой на континенте колeблется от −36 °C на севере Канады до + 20 °C на юге Флориды и в Мексике...
25 11 2025 14:36:55
Вдруг для него это окажется очень важно, а мне будет нельзя? Придётся делать выбор — или согрешить, или расстаться...
24 11 2025 20:18:41
Как использовать ромашку от геморроя, как делать ванночки из отвара, микроклизмы, примочки в домашних условиях. Курс лечения при внутренних и наружных......
23 11 2025 19:35:43
Спиртовой раствор йода как антисептик часто используют для обработки ран или добавляют в смеси для полоскания рта. Не смотря на оказываемую помощь, препарат способен нанести вред организму. При......
22 11 2025 4:42:47
Чем отличается инсульт от инфаркта головного мозга Инфаркт головного мозга и инсульт геморрагический Инфаркт головного мозга и инсульт геморрагический...
20 11 2025 9:28:21
Гипотония это стойкое понижение кровяного давления Артериальная гипотония Артериальная гипотония – стойкое или регулярное понижение артериального давления...
19 11 2025 16:59:22
Патогенез артериальной гипертензии Патогенез гипертонической болезни Человеческий организм воспринимается нами как единое целое. При более детальном...
18 11 2025 18:53:30
При том, что среди открывающее этот магазин собрание Все Вместе почти из одних только женщин и состоит...
17 11 2025 23:10:36
Конечно, с большинством из них мы знакомимся в каком-то сознательном возрасте, у нас появляются с ними какие-то личные отношения...
16 11 2025 16:26:36
Диета при аритмии сердца для мужчин Питание при аритмии сердца: что можно и нельзя Питание при аритмии обязательно должно быть диетическим, поскольку это...
15 11 2025 22:46:43
В нормальном состоянии у взрослого человека определяется пульс от 60 до 90 уд/мин, при этом ритм сердца должен определяться без сбоев, внеочередных сокращений или частого сокращения по типу трепетания...
14 11 2025 2:35:17
Что такое Полисорб, механизм очищения организма, отзывы пользователей и докторов, как принимать, инструкция по приготовлению суспензии, можно ли использовать детям, какая его стоимость/цена. Полисорб при отравлении, алкоголизмие, инфекциях, прыщах, профилактике....
13 11 2025 17:48:16
Билиарная гипертензия печени Желчная гипертензия Когда в желчных путях повышается давление желчи (билиарное давление) возникает билиарная гипертензия....
12 11 2025 19:25:56
Рассмотрим, что это такое - язва желудка, как лечить язву желудка, причины её возникновения и симптомы, заразна ли эта болезнь, какие способы диагностики язвы...
10 11 2025 22:59:33
Поговорим о том, какое влияние оказывает чабрец на уровень артериального давления — повышает его или же понижает. Объясним, какие рецепты с тимьяном наиболее эффективны: чай, отвар или сбор с другими травами....
09 11 2025 11:27:10
Конкурс на фортепианное отделение с 8-10 человек на место в начале 90-х упал до 1,5 человек...
07 11 2025 17:35:28
Реноваскулярная гипертензия что это такое Реноваскулярная артериальная гипертензия (гипертония) Рассмотрим особенности реноваскулярной гипертензии, что...
06 11 2025 7:42:16
Что такое болезненные мозоли? Почему они образуются? Каких видов они бывают? Как лечить с помощью мазей? Что можно использовать из народных средств? Что нельзя делать?...
05 11 2025 20:26:17
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Как очищать кожу лица, приспособления и способы
Специально-подготовительные упражнения