Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция


  
Сенсорная интеграция: преодолевая перипетии детского развития
И снова мы обращаемся к пpaктикам детского развития, однако наш сегодняшний материал добавит вкуса предыдущим строгим статьям о различных направлениях в коррекции и развитии ребенка. За неимением пpaктического опыта в сфере сенсорно-интегрирующих занятий автор решил предоставить своим читателям профессиональный взгляд специалиста в этой области.
Предлагаем вашему вниманию интервью с Ольгой Пашковой – системным семейным психотерапевтом, заканчивающим курс обучения сенсорной интеграции под руководством ученицы Э. Джин Айрес (основательница метода) в США.
Содержание статьи:
Ольга, здравствуйте. Спасибо, что согласились помочь мне провести небольшой ликбез.
Как думаете, с чего стоит начать?
Доброй ночи. У вас же ночь? – моя собеседница заваривает себе полуденный кофе.
Думаю, стоит провести небольшой исторический экскурс.
Что ж, давайте начнем с истории. Расскажите про основные идеи Джин Айрес.
Давайте посмотрим на тенденции развития в сегодняшней детской психологии. Большая часть подходов постулирует важнейшую роль сенсорных систем в развитии ребенка.
Всех систем, не только привычных для нас зрения и слуха. Обучение ребенка и его развитие зависит, в частности, и от вестибулярно-церебеллярных механизмов, регулирующих чувство баланса и позы.
Теперь непосредственно об истории. Подход сенсорной стимуляции и интеграции берет начало в 1950-х годах в США.
Его полноправная основательница – как вы уже отметили – трудотерапевт и врач Энн Джин Айрес. Ключевой идеей подхода на тот момент был постулат о том, что основой для приобретения и накопления чувственного опыта являются все ощущения, получаемые от тела, а именно:
• тактильные 
• вестибулярные 
• проприоцептивные.
Развитие личности происходит на фундаменте сенсорного опыта
Такое необычное на тот момент допущение строится на простом принципе – этапности развития сенсорных систем. Три названные системы начинают формироваться уже в пренатальный период.
Остальные системы, а это наши слух, зрение, вкусовая и обонятельная системы, развиваются на их основе и после рождения. Поэтому сенсорно-интегративный подход работает с тремя базовыми чувствами, которые являются предпосылкой для развития «вторичных» сенсорных систем.
Что можно сказать об сенсорно-интегративном подходе с точки зрения пpaктики? На какой идее строится реальная работа с ребенком?
Начнем с того, что эта терапия требует строжайшей дозировки: ни больше, ни меньше чем нужно. Во-вторых, тренировка слабых функций – а это именно тренировка – проходит в специально организованной среде.
Сенсорной комнате, если хотите.
Думаю, это никак не связано с сенсорной камерой?
Нет, сенсорная депривация тут ни при чем. Это специально оборудованная для терапевтической работы комната. Да и само занятие имеет четкий план-схему тренировки.
Почти как у профессиональных спортсменов – шутливо замечает мой визави.
Давайте вернемся к ключевой идее.
Центральная идея – это стимуляция и контроль сенсорных «каналов» с целью научить мозг на автопилоте формировать адаптивный ответ на основе интеграции различных сенсорных сигналов, в частности – от суставов, мышц, кожи, двигательной и вестибулярных систем.
Адаптивный ответ?
Сознательная реакция-поведение, которая строится на увязке всех сенсорных сигналов и является адекватным ответом на данную конкретную ситуацию. Например, если на вас что-то падает, вы отойдете в сторону, а не подойдете под падающий предмет.
Это и есть адаптивный ответ.
Получается, влияние направленно на бессознательные процессы, вы нацелены на улучшение работы подкорковых структур?
Безусловно, нейропсихологическое влияние здесь есть. Мы работаем с детьми, но буквально «учим» их мозг. 
О принципах терапии
Что ж, давайте перейдем к другому важному вопросу: есть ли какой-то негласный свод правил сенсорно-интегративного терапевта? Расскажите о принципах подхода.
Как и у любого специалиста работающего с детьми – не навреди. Но это не о терапии непосредственно. По мне самый важный аспект – это следование за развитием ребенка.
А вообще для себя я вывела порядка двадцати важных моментов.
Следовать за развитием?
Не форсировать ребенка, но и не отставать от него в занятиях. Если пытаться научить ребенка всему и сразу, то результата не будет. Если учить его тому, что он уже может – трата времени.
Надо внимательно отслеживать весь прогресс и «откаты» в терапии.
Вы говорили о своих принципах терапии. Поделитесь?
Начнем с очевидного – неспешно перебирая свои записи, отмечает она. 
Во-первых, (1) сенсорная активность также важна для развития и обучения, как и интеллектуальные занятия. (2) Для освоения новых навыков и преодоления трудностей ребенку нужна в принципе хорошо развитая чувствительность, а также способности увязывать разноплановые сигналы.
Далее, (3) терапевтические активности должны быть доступны ребенку, он должен быть способен их применить. А сложные навыки (4) осваиваются на основе выработанных ответов на более простые задачи.
Соблюдаем принцип этапности.
Далее – это реальные способности ребенка. Не может человек упражняться в том, чего не умеет. Мы не работаем (5) со сферами, которые являются недостаточно развитыми.
Мы как бы подводим под них основание, используя уже сформированные у ребенка навыки.
Чтобы конечный результат был хорошим, да и вообще был – необходимо работать на уровнях, которые находятся до желаемого уровня развития. Стартует работа не с проблемного места, а оттуда, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.
Например, нет смысла работать с кожной чувствительностью, если она слишком повышена или наоборот – отсутствует. Начинаем работать с достаточно развитых каналов.
Все это делается для того, чтобы постепенно перейти к проблемным областям и не разубедить ребенка в его способностях.
Продолжим рассматривать ваши принципы.
Другой важный аспект – это (6) очень тщательный отбор занятий и силы воздействия. Методы работы и конкретные инструменты не должны никоим образом вредить ребенку. Реакция ребенка на сенсорные импульсы – надежный показатель успешности обработки сигнала мозгом.
Рассмотрим примеры?
Как можно подробнее
Хорошо. Выделим четыре важных пункта. 
• вестибулярные импульсы – хоть мы и не замечаем их в обыденной жизни – очень мощные. Они сильно влияют на мозг, либо помогая работе организма, либо разрушая ее. В частности – дыхание и сердцебиение зависят от этих сигналов.
 Неспособность обработать эти сигналы может привести к дезорганизации деятельности, а в крайних случаях – к потере сознания или припадкам, если ребенок склонен к ним. Поэтому использовать целенаправленные нагрузки в этой сфере не стоит 
• нервная система по-разному обpaбатывает импульсы от органов равновесия. Самые простые для мозга движения – это вверх-вниз и вперед-назад.
После – вправо-влево. Самыми тяжелыми для восприятия являются осевые вращения.
 При упражнениях крайне важно учитывать эти закономерности. Это жизненно необходимо при работе с тяжелыми расстройствами и младенцами 
• тактильная стимуляция зачастую строится на восприятии вибрации. Однако, как и остальные виды сенсорных сигналов, переносимость вибрации индивидуальна 
• и наконец, крайне осторожными надо быть в работе с гиперчувствительностью. Например, не стоит работать с кожей, если ребенок слишком «хорошо» чувствует – это будет настоящая пытка и для него, и для нервной системы.
Если есть что-то еще, давайте продолжим эту тему.
Разумеется. Важно (7) учитывать связь между всеми сенсорными системами. Например, взаимосвязь тактильной и вестибулярной систем.
При сильном вестибулярном стимулировании могут проявляться кожные реакции. При интенсивном воздействии на кожу – вестибулярные, вроде тошноты, головокружения, а порой и вспышек агрессии или угнетения настроения.
Отсюда вытекает еще одно правило: (8) стимуляция должна быть целенаправленной и изолированной, чтобы работали отдельные системы.
Возможно ли это из-за взаимосвязи?
Полностью изолировать – нет, но снизить активность других систем – возможно. В любом случае (9) сенсорная интеграция – это целостная терапия.
В работу включается все тело, все сенсорные системы и весь мозг. Мышцы работают синхронно с суставами, а вместе они посылают мозгу хорошо организованные сигналы.
Движение тела включает в работу вестибулярную систему, которая интегрирует работу других органов чувств. Организация мозговых функций напрямую зависит от способности полноценно воспринять и организовать поступающие сигналы.
Наконец, можно отметить, что эффективная реакция на проблемные ситуации (10) и постепенное усвоение новых навыков существенно влияют на развитие полноценной интеграции всех чувств. В свое время, правильная организация чувств и ответов на них (11) улучшает не только сенсорные возможности и развитие ребенка, но и его поведение.
А какова роль ребенка в терапии? Как понять, насколько она эффективна для конкретного случая?
Позиция ребенка – это позиция деятеля. Поэтому терапия строится на игре, а детали, вроде упражнений и схемы занятия должны (12) строиться на основе интересов ребенка. Оптимальный эффект достигается в случаях, когда ребенок сам контролирует свои действия, а терапевт лишь изменяет обстановку.
Сенсорная интеграция достаточно сложна для детей и поэтому чем сильнее мотивирован (13) ребенок, тем эффективнее будет терапия, и легче будут проходиться проблемные моменты лечения. А саму эффективность лечения можно определить через эффективность реакции ребенка на задачи, которые ранее были ему не по силам.
 Думаю, касательно принципов и особенностей терапии – это все. 
Условия терапии
Тогда перейдем к следующему вопросу. Что именно необходимо, чтобы помочь ребенку с проблемами сенсорной интеграции?
Здесь все просто:
1. специально организованное прострaнcтво – это должно быть большое помещение с высокими условиями по безопасности: мягкие полы и стены 
2. далее – оборудование, которое обеспечивает сенсорное воздействие. Здесь ничего необычного: шведские стенки, качели, маты, тоннели, мягкие горки и пуфы. Да и сухой бассейн не будет лишним 
3. и все дополнительное оборудование для детских игр. 
А если говорить о работе с дошкольниками и детьми раннего возраста? Что необходимо для их сенсорной интеграции?
Да, тут есть определенные особенности, но большинство касается организационных моментов. Попробую описать их кратко:
• во-первых, надо максимально исключить возможность отвлечения ребенка от занятия 
• для удержания внимания ребенку дается только одно задание 
• если занятия проходят в группе и ребенок чувствует себя некомфортно (боится, что его ударят, например), то можно постараться найти удобное для него место. Например – на краю группы 
• важно убрать все, что может привести к зрительной перегрузке. Это различного рода яркие плакаты, пестрые ковры, отражающие и бликующие поверхности 
• все, что издает звук – желательно убрать. От аквариума, до часов и открытого окна 
• тоже касается и обоняния: запахи еды, краски, медикаментов – все это мешает процессу 
• обязательно должно быть тихое место в терапевтической комнате, где уставший или расстроенный ребенок мог бы отдохнуть в одиночестве. 
Методы работы и самостоятельные занятия
Если я правильно понял, то сенсорная интеграция работает по двум фронтам: низкая и высокая чувствительность. Расскажите о различных упражнениях.
Да, вы правы, сенсорно-интегративные терапевты работают с сильной и слабой чувствительностью. Я приведу некоторые упражнения в пример и расскажу о полезном оборудовании, которое поможет в работе.
Однако отмечу, что все же родителям, решившим частично самостоятельно помочь ребенку интегрировать свои сенсорные ощущения, стоит посетить хотя бы несколько мастер-классов в этом направлении. Это необходимое условие.
Начнем с гиперчувствительности в области вестибулярной системы. Вся деятельность должна быть разделена на небольшие этапы и необходимо не забывать о похвале.
Например, можно использовать раскачивание на качелях с опорой на живот или гpyдь ребенка, еще лучше – чтобы ноги касались земли. Вместо качелей вполне можно использовать кого-либо из родителей.
Другое упражнение – это прыжки с возвышением, в ходе которого постепенно увеличивается высота конечной точки приземления.
Различные игры с большим мячом. Например, ребенка кладут животом на мяч, придерживая за плечи, постепенно смещая хват до ступней.
При этом руки у ребенка свободны для опоры перед собой.
Другие доступные всем упражнения – это традиционные игры-потешки для детей. Например, «по кочкам» или «лодочка».
Все это есть в Интернете.
Упражнение, позаимствованное из тренингов на доверие – падение на руки взрослому. На первых этапах ребенок стоит лицом к взрослому, затем можно делать это спиной и в самом конце, если ребенок готов, с закрытыми глазами.
Перелезание со стула на стул. Два стула ставятся спинками друг к другу и ребенок должен перейти с одного на другой.
При этом важно всегда страховать ребенка. Более того, это отличное упражнение для пары детей. Сюда же можно отнести и хождение по скамье.
Вспомните, как в детстве вы «переходили через пропасть».
И наконец – качание на гамаке. При этом важно, чтобы гамак обхватывал все тело ребенка, а для этого используются специальные виды креплений.
В принципе – можно установить в загородном доме.
В кинестетике, как показывает опыт, сверхчувствительности не бывает, а вот про кожную чувствительность такого не скажешь.
Для детей с повышенными ощущениями на коже важно всегда предупреждать, что вы ходите прикоснуться к ним, а также не забывайте, что объятия могут быть болезненными, а не приятными. А вообще стоит постепенно знакомить ребенка с различными текстурами.
Для этого можете подготовить «сенсорную коробку» — положите в нее мягкие материалы – ткань, вату, шелк и другие вещи. Важно, чтобы там не было ничего, что может поцарапать или поранить ребенка.
В дальнейшем можно перейти к жестким материалам.
Также учите ребенка самостоятельно регулировать силу воздействия на свою кожу, например – при умывании или расчесывании.
Расскажите о работе с недостатком чувствительности.
Конечно. Начнем опять с вестибулярного аппарата.
Здесь все просто – достаточно поощрять любые занятия, связанные с развитием этой системы. Например, различные игрушки-качалки, карусели и качели, батуты.
Сюда же стоит отнести и иппотерапию.
Теперь о слабой кинестетике. В домашних условиях можно разместить мебель по периметру комнаты, чтобы ребенок лучше ориентировался. Здесь будут актуальны любые упражнения на развитие мелкой моторики, а это и игры в мяч, пальчиковые упражнения, бaнaльные «ладушки».
Также полезны будут упражнения на работу с сухожилиями и мышцами – растягивания, сдавливания. В принципе, гимнастика-растяжка хороший вариант.
Любые виды рукоделия связаны с тонкой моторикой и контролем за деятельностью, поэтому можно «влюбить» ребенка в бисероплетение, лепку или хотя бы дать ему рвать бумагу на определенного размера куски. Также стоит включить сюда – в обязательном порядке «сенсорную коробку».
Сюда же можно отнести упражнения из репертуара нейропсихологов, например, несинхронные движения руками для выполнения какого-либо действия, манипуляция предметом одной рукой с фиксацией другой в неподвижном состоянии. Вариантов масса.
И наконец, слабая тактильная функция. В играх и обыденной жизни ребенка можно использовать различные тяжелые покрывала и одеяла, спальники, массажные коврики и ручные массажеры.
В душе, например, можно использовать грубые мочалки. Сюда же стоит включить и работу с мелкой моторикой, а также – знакомство с фактурами.
Не стоит списывать со счетов и массажи. В частности, известен прием «Сендвич» — ребенка кладут между двумя крупными подушками, при этом совершая растирающие движения ладонью вдоль тела.
Прямой контакт с различными поверхностями от ладоней до всего тела. Это могут быть сухие бассейны, ванны с водой разной температуры и подобные вещи.
 Также можно ходить босиком по различным предметам, например – пол, ковер, трава, асфальт. Если ребенок боится новый предметов в ходе работы, то можно применять знакомые ему вещи – игрушки. 
О гарантиях, эффективности и комплексном лечении
Мы приближаемся к завершению нашей беседы. Хотелось бы узнать, сколько времени отнимает сенсорно-интегрированная терапия?
Точных временных предписаний нет. Сенсорно-интегративный подход ориентирован на длительные занятия, проводимые циклично, с периодами отдыха.
С чем это связано?
Терапия не ориентирована на сиюминутные и поверхностные результаты. Происходит воздействие на мозговые структуры, развивается его нейронная организация, а каникулы в ходе занятий важны для того, чтобы ребенок, получив новый материал, мог применить его и окончательно усвоить новые навыки.
Пауза – это тоже важный этап работы! Ведь мозгу необходимо время, чтобы «переспать» с полученным воздействием и окончательно принять новый опыт.
Мы как пpaктики часто сталкиваемся с вопросами о гарантии успеха. Что можно сказать об этом подходе?
Думаю, вы понимаете, что ни один метод не гарантирует абсолютного успеха. Ровно, как и в медицине.
Каждый ребенок уникален и многогранен, то, что сработало у одного, может не сработать у другого. Повторюсь, важно следовать за развитием ребенка, постоянно находиться в поиске того метода, который поможет ребенку преодолеть его конкретные проблемы. Надо быть гибким и уметь перестраиваться.
Единственное, что может гарантировать терапевт – это не останавливаться, если много не работает. Понимание ребенка как полноценного человека со своими интересами – вот залог успешной работы по коррекции и развитию.
Именно индивидуальный подход позволяет ребенку наладить общение с миром и полноценно раскрыться в деятельности.
Как сочетается сенсорно-интегративный подход с другими методами лечения?
Конечно лучше всего – комплексное лечение, которое формируется в зависимости от проблемы. В комплексе с этой терапией может применяться и нейропсихологическая коррекция, и физиотерапия с ЛФК, иппотерапия, игротерапия, когнитивная терапия и другие психологические методы.
Вишенкой на торте могут стать сенсорно-интегрирующие виды спорта.
И наконец, последний вопрос. Какова роль родителей в терапии?
Активное сотрудничество с терапевтом – это большая часть успеха в коррекции. Нет смысла работать с детьми, чьи родители не готовы изменить быт ребенка для оптимизации коррекции.
В любом случае, сенсорно-интегративный терапевт еще и немножко семейный консультант.
Что ж, на этом мы закончим. Ольга, благодарю вас за интересный и очень подробный рассказ о сенсорно интегрированной терапии.
Завершая интервью
Итак, уважаемые читатели, мы провели интереснейшую беседу Пашковой Ольгой – сенсорно-интегративным терапевтом. Надеемся, этот материал ответил на многие ваши вопросы об этом подходе и помог лучше понять то, как это работает.
В комментариях к статье вы можете задавать свои вопросы, а я постараюсь как можно подробнее ответить на каждый из них.
admin
 Это позволяло ему делать верёвки, что существенно облегчало жизнь...
03 11 2025 11:34:40
 Как таковую стадийность процесса проследить трудно, но выделяют три формы или стадии (ни различаются по степени тяжести)...
02 11 2025 12:25:32
А ведь отдых в Сочи летом может быть самым разнообразным, и каждый турист найдет там все, чтобы вдоволь насладиться отпуском и запастись самыми яркими впечатлениями на целый год...
01 11 2025 9:42:33
 Начинает поворачивать глаза и голову в сторону умеренного источника звука...
30 10 2025 16:27:53
 Образуется опухоль в эмбриогенезе вследствие неправильного развития вен и артерий...
29 10 2025 0:42:59
 Если он тяжелый и крупный, лучше подойдет коробка-куб...
28 10 2025 12:29:12
Позы для фотосессии с любимым могут быть различными...
27 10 2025 7:25:49
 Нужно лишь знать несколько секретов и ваш восточный макияж будет не хуже, чем у любой восточной леди...
26 10 2025 12:44:51
 Подготовка к празднику начинается ещё с начала зимы, поэтому новогодним украшениям и огням Минска может позавидовать любой, даже более крупный город...
25 10 2025 2:38:33
 И главной причиной является количество и частота его потрeбления...
24 10 2025 8:31:31
 Именно по причине этой патологии бесплодными женщинами в наше время остаются 25 %...
23 10 2025 12:23:27
Содержание статьи:Если тушь не помогает достичь желаемого эффекта, а пластика – слишком радикальный шаг, отличным решением станут нарощенные ресницы — длинные, всегда идеально завитые и пушистые, они не оставят равнодушным ни одного представителя сильного пола...
22 10 2025 18:15:10
Иногда стоит отказать от привычных серёжек-гвоздиков, хоть они и красивые...
21 10 2025 5:58:48
 После родов уровень эстрогена падает, опять же, не только у вас, но, конечно, и у вашего ребёнка, которому вы уже не обеспечиваете гормоны из своего тела...
20 10 2025 21:53:33
 Часто они стремятся к уединению с собственными детьми, игнорируя при этом вторую половинку...
19 10 2025 6:14:33
 Инсульты и инфаркты самые известные и самые печальные проявления этой болезни, своего рода последняя стадия нелеченого атеросклероза...
18 10 2025 13:31:17
 Именно приготовление различных блюд может не только порадовать домашних различными кулинарными изысками, но и исследовать различные культуры с помощью кухонь всего мира...
17 10 2025 16:10:21
 Итак, вам предстоит борьба с муравьями в квартире...
16 10 2025 19:21:25
Как подать заявление и документы для развода через судСразу стоит обговорить важный момент – если имущественных претензий много, или нужно оформлять алименты на ребенка, процедуру развода в суде должен вести хороший адвокат...
15 10 2025 9:31:57
 А введя в ежедневный рацион ложку этого зерна, вы еще и поправите свое здоровье...
14 10 2025 0:30:31
Соусник на столе — признак достаткаВ давние времена соусы подавали вельможам за богатым столом, а соусники изготавливались из серебра, потом из фарфора и были доступны только знати...
13 10 2025 3:29:57
 Впечатляет их царственная манера поведения: уверенная походка, монархические жесты, королевская осанка, умение красиво преподнести себя в обществе...
12 10 2025 18:15:22
 От появления этих вредителей не застрахован никто – ни владелец частного дома, ни хозяин квартиры в многоэтажке...
11 10 2025 10:33:45
Содержание статьи:Происхождение имени ЮрийПроисхождение имени Юрий имеет древнегреческие корни...
10 10 2025 19:23:40
 Согласно проведённым исследованиям, порядком 100 000 российских граждан устремляются заграницу для решения проблем со здоровьем...
09 10 2025 14:58:25
 Поэтому, прежде чем отправиться в магазин за детским небулайзером, мы советуем вам познакомиться с нашим материалом, который, мы надеемся, поможет вам разобраться в этой теме, взвесить все за и против данного прибора и принять правильное решение...
08 10 2025 1:53:47
 Впрочем, элемент сюрприза обязательно стоит оставить – им может стать приглашенный фокусник или аниматор в костюме любимого героя...
07 10 2025 13:12:18
Содержание статьи:Как подготовить ягодыПланирует ли хозяйка заморозку земляники на зиму с сахаром или без него, правила подготовки не отличаются...
06 10 2025 20:22:23
Значительную часть жизни человек официально учится...
05 10 2025 11:33:42
Содержание статьи:Железо – важнейший микроэлемент, принимающий активное участие во многих обменных процессах...
04 10 2025 2:54:26
 Конечно, им это под силу, однако возможны непредвиденные обстоятельства, которые обрушат все их планы...
03 10 2025 11:51:42
 На вопрос: «Что делать с сухой кожей головы?» ответ есть — бороться с сухостью можно...
02 10 2025 13:20:33
Многие врачи рекомендуют беременным женщинам принимать всевозможные витаминные комплексы, коими уставлены прилавки любой аптеки...
01 10 2025 14:49:51
 Что это такое – вы можете прочесть в отдельной статье, посвященной астеническому неврозу у подростков...
30 09 2025 8:11:42
 А еще сахар для детей, это как хороший бензин для машины...
29 09 2025 0:10:59
Содержание статьи:Приметы возрастаИз-за гормональных изменений в организме зрелой женщины наблюдается нехватка микроэлементов и витаминов...
28 09 2025 21:10:26
Возможные причины недолговечного макияжаВозможная причина: неправильно подобран тональный крем— Каким тональным средством вы пользуетесь?— Я покупаю тональный крем, который рекламируют по телевизору...
27 09 2025 19:50:24
 Как помочь ослабленной коже?Стресс, неправильное питание, алкоголь, пребывание на солнце и недостаток влаги – это основные факторы, влияющие на старение кожи...
26 09 2025 21:32:40
Плод на 9 неделе беременности — развитие плода, его размерНа девятой неделе беременности можно представить только, мозг ребенка уже фактически существует, и совсем скоро появится его важнейшая часть, ответственная за будущее движение...
25 09 2025 22:26:28
 Действуйте, двадцать первая неделя беременности – это ваш звездный час!Беременность 21 неделя — размер плодаНачиная с 21 недели беременности, размер плода будет измеряться от пяток до головы...
24 09 2025 20:49:42
 Игнорирование этих нарушений приводит к осложнениям, среди которых и бесплодие...
23 09 2025 6:55:20
 Таким образом, созданию комфортных условий для проведения его должно уделяться особое требование...
22 09 2025 7:24:51
 Как нужно падать, чтобы не причинить вреда здоровью?Содержание статьи:Учимся безопасному падениюПри падении у человека возникает риск получить перелом костей или же черепно-мозговую травму...
21 09 2025 20:46:45
 Для начала нужно подсчитать, сколько человек «поглощает» калорий в день...
20 09 2025 9:48:46
 Впрочем, это и относится к сильному полу тоже в более давние времена мужчины женщин выбирали по зубам, как хороших лошадей...
19 09 2025 22:35:41
Первое знакомство с ним начните… Ну, например, с купален «Сеченьи»...
18 09 2025 1:37:46
 При этом его игры могут повторяться изо дня в день, ведь это любимое занятие, которое так хочется повторять...
17 09 2025 8:37:23
 Он не станет жалеть того, кто его обманул или предал, и может быстро разорвать отношения с обидчиком...
16 09 2025 12:36:22
Содержание статьи:С чем ассоциируется образ кладбищаЕсли взять любой сонник, кладбище – это эмоции человека, которые он переживает в конкретный период времени...
15 09 2025 14:57:23
Еще:
Спорт и здоровье  -1 :: Спорт и здоровье  -2 :: Спорт и здоровье  -3 :: Спорт и здоровье  -4 :: 



