Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция

Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция


Сенсорная интеграция: преодолевая перипетии детского развития

И снова мы обращаемся к пpaктикам детского развития, однако наш сегодняшний материал добавит вкуса предыдущим строгим статьям о различных направлениях в коррекции и развитии ребенка. За неимением пpaктического опыта в сфере сенсорно-интегрирующих занятий автор решил предоставить своим читателям профессиональный взгляд специалиста в этой области.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Ольгой Пашковой – системным семейным психотерапевтом, заканчивающим курс обучения сенсорной интеграции под руководством ученицы Э. Джин Айрес (основательница метода) в США.

Содержание статьи:

Ольга, здравствуйте. Спасибо, что согласились помочь мне провести небольшой ликбез.

Как думаете, с чего стоит начать?

Доброй ночи. У вас же ночь? – моя собеседница заваривает себе полуденный кофе.

Думаю, стоит провести небольшой исторический экскурс.

Что ж, давайте начнем с истории. Расскажите про основные идеи Джин Айрес.

Давайте посмотрим на тенденции развития в сегодняшней детской психологии. Большая часть подходов постулирует важнейшую роль сенсорных систем в развитии ребенка.

Всех систем, не только привычных для нас зрения и слуха. Обучение ребенка и его развитие зависит, в частности, и от вестибулярно-церебеллярных механизмов, регулирующих чувство баланса и позы.

Теперь непосредственно об истории. Подход сенсорной стимуляции и интеграции берет начало в 1950-х годах в США.

Его полноправная основательница – как вы уже отметили – трудотерапевт и врач Энн Джин Айрес. Ключевой идеей подхода на тот момент был постулат о том, что основой для приобретения и накопления чувственного опыта являются все ощущения, получаемые от тела, а именно:

• тактильные
• вестибулярные
• проприоцептивные.

Развитие личности происходит на фундаменте сенсорного опыта

Такое необычное на тот момент допущение строится на простом принципе – этапности развития сенсорных систем. Три названные системы начинают формироваться уже в пренатальный период.

Остальные системы, а это наши слух, зрение, вкусовая и обонятельная системы, развиваются на их основе и после рождения. Поэтому сенсорно-интегративный подход работает с тремя базовыми чувствами, которые являются предпосылкой для развития «вторичных» сенсорных систем.

Что можно сказать об сенсорно-интегративном подходе с точки зрения пpaктики? На какой идее строится реальная работа с ребенком?

Начнем с того, что эта терапия требует строжайшей дозировки: ни больше, ни меньше чем нужно. Во-вторых, тренировка слабых функций – а это именно тренировка – проходит в специально организованной среде.

Сенсорной комнате, если хотите.

Думаю, это никак не связано с сенсорной камерой?

Нет, сенсорная депривация тут ни при чем. Это специально оборудованная для терапевтической работы комната. Да и само занятие имеет четкий план-схему тренировки.

Почти как у профессиональных спортсменов – шутливо замечает мой визави.

Давайте вернемся к ключевой идее.

Центральная идея – это стимуляция и контроль сенсорных «каналов» с целью научить мозг на автопилоте формировать адаптивный ответ на основе интеграции различных сенсорных сигналов, в частности – от суставов, мышц, кожи, двигательной и вестибулярных систем.

Адаптивный ответ?

Сознательная реакция-поведение, которая строится на увязке всех сенсорных сигналов и является адекватным ответом на данную конкретную ситуацию. Например, если на вас что-то падает, вы отойдете в сторону, а не подойдете под падающий предмет.

Это и есть адаптивный ответ.

Получается, влияние направленно на бессознательные процессы, вы нацелены на улучшение работы подкорковых структур?

Безусловно, нейропсихологическое влияние здесь есть. Мы работаем с детьми, но буквально «учим» их мозг.
О принципах терапии

Что ж, давайте перейдем к другому важному вопросу: есть ли какой-то негласный свод правил сенсорно-интегративного терапевта? Расскажите о принципах подхода.

Как и у любого специалиста работающего с детьми – не навреди. Но это не о терапии непосредственно. По мне самый важный аспект – это следование за развитием ребенка.

А вообще для себя я вывела порядка двадцати важных моментов.

Следовать за развитием?

Не форсировать ребенка, но и не отставать от него в занятиях. Если пытаться научить ребенка всему и сразу, то результата не будет. Если учить его тому, что он уже может – трата времени.

Надо внимательно отслеживать весь прогресс и «откаты» в терапии.

Вы говорили о своих принципах терапии. Поделитесь?

Начнем с очевидного – неспешно перебирая свои записи, отмечает она.
Во-первых, (1) сенсорная активность также важна для развития и обучения, как и интеллектуальные занятия. (2) Для освоения новых навыков и преодоления трудностей ребенку нужна в принципе хорошо развитая чувствительность, а также способности увязывать разноплановые сигналы.

Далее, (3) терапевтические активности должны быть доступны ребенку, он должен быть способен их применить. А сложные навыки (4) осваиваются на основе выработанных ответов на более простые задачи.

Соблюдаем принцип этапности.

Далее – это реальные способности ребенка. Не может человек упражняться в том, чего не умеет. Мы не работаем (5) со сферами, которые являются недостаточно развитыми.

Мы как бы подводим под них основание, используя уже сформированные у ребенка навыки.

Чтобы конечный результат был хорошим, да и вообще был – необходимо работать на уровнях, которые находятся до желаемого уровня развития. Стартует работа не с проблемного места, а оттуда, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.

Например, нет смысла работать с кожной чувствительностью, если она слишком повышена или наоборот – отсутствует. Начинаем работать с достаточно развитых каналов.

Все это делается для того, чтобы постепенно перейти к проблемным областям и не разубедить ребенка в его способностях.

Продолжим рассматривать ваши принципы.

Другой важный аспект – это (6) очень тщательный отбор занятий и силы воздействия. Методы работы и конкретные инструменты не должны никоим образом вредить ребенку. Реакция ребенка на сенсорные импульсы – надежный показатель успешности обработки сигнала мозгом.

Рассмотрим примеры?

Как можно подробнее

Хорошо. Выделим четыре важных пункта.
• вестибулярные импульсы – хоть мы и не замечаем их в обыденной жизни – очень мощные. Они сильно влияют на мозг, либо помогая работе организма, либо разрушая ее. В частности – дыхание и сердцебиение зависят от этих сигналов.

Неспособность обработать эти сигналы может привести к дезорганизации деятельности, а в крайних случаях – к потере сознания или припадкам, если ребенок склонен к ним. Поэтому использовать целенаправленные нагрузки в этой сфере не стоит
• нервная система по-разному обpaбатывает импульсы от органов равновесия. Самые простые для мозга движения – это вверх-вниз и вперед-назад.

После – вправо-влево. Самыми тяжелыми для восприятия являются осевые вращения.

При упражнениях крайне важно учитывать эти закономерности. Это жизненно необходимо при работе с тяжелыми расстройствами и младенцами
• тактильная стимуляция зачастую строится на восприятии вибрации. Однако, как и остальные виды сенсорных сигналов, переносимость вибрации индивидуальна
• и наконец, крайне осторожными надо быть в работе с гиперчувствительностью. Например, не стоит работать с кожей, если ребенок слишком «хорошо» чувствует – это будет настоящая пытка и для него, и для нервной системы.

Если есть что-то еще, давайте продолжим эту тему.

Разумеется. Важно (7) учитывать связь между всеми сенсорными системами. Например, взаимосвязь тактильной и вестибулярной систем.

При сильном вестибулярном стимулировании могут проявляться кожные реакции. При интенсивном воздействии на кожу – вестибулярные, вроде тошноты, головокружения, а порой и вспышек агрессии или угнетения настроения.

Отсюда вытекает еще одно правило: (8) стимуляция должна быть целенаправленной и изолированной, чтобы работали отдельные системы.

Возможно ли это из-за взаимосвязи?

Полностью изолировать – нет, но снизить активность других систем – возможно. В любом случае (9) сенсорная интеграция – это целостная терапия.

В работу включается все тело, все сенсорные системы и весь мозг. Мышцы работают синхронно с суставами, а вместе они посылают мозгу хорошо организованные сигналы.

Движение тела включает в работу вестибулярную систему, которая интегрирует работу других органов чувств. Организация мозговых функций напрямую зависит от способности полноценно воспринять и организовать поступающие сигналы.

Наконец, можно отметить, что эффективная реакция на проблемные ситуации (10) и постепенное усвоение новых навыков существенно влияют на развитие полноценной интеграции всех чувств. В свое время, правильная организация чувств и ответов на них (11) улучшает не только сенсорные возможности и развитие ребенка, но и его поведение.

А какова роль ребенка в терапии? Как понять, насколько она эффективна для конкретного случая?

Позиция ребенка – это позиция деятеля. Поэтому терапия строится на игре, а детали, вроде упражнений и схемы занятия должны (12) строиться на основе интересов ребенка. Оптимальный эффект достигается в случаях, когда ребенок сам контролирует свои действия, а терапевт лишь изменяет обстановку.

Сенсорная интеграция достаточно сложна для детей и поэтому чем сильнее мотивирован (13) ребенок, тем эффективнее будет терапия, и легче будут проходиться проблемные моменты лечения. А саму эффективность лечения можно определить через эффективность реакции ребенка на задачи, которые ранее были ему не по силам.

Думаю, касательно принципов и особенностей терапии – это все.
Условия терапии

Тогда перейдем к следующему вопросу. Что именно необходимо, чтобы помочь ребенку с проблемами сенсорной интеграции?

Здесь все просто:

1. специально организованное прострaнcтво – это должно быть большое помещение с высокими условиями по безопасности: мягкие полы и стены
2. далее – оборудование, которое обеспечивает сенсорное воздействие. Здесь ничего необычного: шведские стенки, качели, маты, тоннели, мягкие горки и пуфы. Да и сухой бассейн не будет лишним
3. и все дополнительное оборудование для детских игр.
А если говорить о работе с дошкольниками и детьми раннего возраста? Что необходимо для их сенсорной интеграции?

Да, тут есть определенные особенности, но большинство касается организационных моментов. Попробую описать их кратко:

• во-первых, надо максимально исключить возможность отвлечения ребенка от занятия
• для удержания внимания ребенку дается только одно задание
• если занятия проходят в группе и ребенок чувствует себя некомфортно (боится, что его ударят, например), то можно постараться найти удобное для него место. Например – на краю группы
• важно убрать все, что может привести к зрительной перегрузке. Это различного рода яркие плакаты, пестрые ковры, отражающие и бликующие поверхности
• все, что издает звук – желательно убрать. От аквариума, до часов и открытого окна
• тоже касается и обоняния: запахи еды, краски, медикаментов – все это мешает процессу
• обязательно должно быть тихое место в терапевтической комнате, где уставший или расстроенный ребенок мог бы отдохнуть в одиночестве.
Методы работы и самостоятельные занятия

Если я правильно понял, то сенсорная интеграция работает по двум фронтам: низкая и высокая чувствительность. Расскажите о различных упражнениях.

Да, вы правы, сенсорно-интегративные терапевты работают с сильной и слабой чувствительностью. Я приведу некоторые упражнения в пример и расскажу о полезном оборудовании, которое поможет в работе.

Однако отмечу, что все же родителям, решившим частично самостоятельно помочь ребенку интегрировать свои сенсорные ощущения, стоит посетить хотя бы несколько мастер-классов в этом направлении. Это необходимое условие.

Начнем с гиперчувствительности в области вестибулярной системы. Вся деятельность должна быть разделена на небольшие этапы и необходимо не забывать о похвале.

Например, можно использовать раскачивание на качелях с опорой на живот или гpyдь ребенка, еще лучше – чтобы ноги касались земли. Вместо качелей вполне можно использовать кого-либо из родителей.

Другое упражнение – это прыжки с возвышением, в ходе которого постепенно увеличивается высота конечной точки приземления.

Различные игры с большим мячом. Например, ребенка кладут животом на мяч, придерживая за плечи, постепенно смещая хват до ступней.

При этом руки у ребенка свободны для опоры перед собой.

Другие доступные всем упражнения – это традиционные игры-потешки для детей. Например, «по кочкам» или «лодочка».

Все это есть в Интернете.

Упражнение, позаимствованное из тренингов на доверие – падение на руки взрослому. На первых этапах ребенок стоит лицом к взрослому, затем можно делать это спиной и в самом конце, если ребенок готов, с закрытыми глазами.

Перелезание со стула на стул. Два стула ставятся спинками друг к другу и ребенок должен перейти с одного на другой.

При этом важно всегда страховать ребенка. Более того, это отличное упражнение для пары детей. Сюда же можно отнести и хождение по скамье.

Вспомните, как в детстве вы «переходили через пропасть».

И наконец – качание на гамаке. При этом важно, чтобы гамак обхватывал все тело ребенка, а для этого используются специальные виды креплений.

В принципе – можно установить в загородном доме.

В кинестетике, как показывает опыт, сверхчувствительности не бывает, а вот про кожную чувствительность такого не скажешь.

Для детей с повышенными ощущениями на коже важно всегда предупреждать, что вы ходите прикоснуться к ним, а также не забывайте, что объятия могут быть болезненными, а не приятными. А вообще стоит постепенно знакомить ребенка с различными текстурами.

Для этого можете подготовить «сенсорную коробку» — положите в нее мягкие материалы – ткань, вату, шелк и другие вещи. Важно, чтобы там не было ничего, что может поцарапать или поранить ребенка.

В дальнейшем можно перейти к жестким материалам.

Также учите ребенка самостоятельно регулировать силу воздействия на свою кожу, например – при умывании или расчесывании.

Расскажите о работе с недостатком чувствительности.

Конечно. Начнем опять с вестибулярного аппарата.

Здесь все просто – достаточно поощрять любые занятия, связанные с развитием этой системы. Например, различные игрушки-качалки, карусели и качели, батуты.

Сюда же стоит отнести и иппотерапию.

Теперь о слабой кинестетике. В домашних условиях можно разместить мебель по периметру комнаты, чтобы ребенок лучше ориентировался. Здесь будут актуальны любые упражнения на развитие мелкой моторики, а это и игры в мяч, пальчиковые упражнения, бaнaльные «ладушки».

Также полезны будут упражнения на работу с сухожилиями и мышцами – растягивания, сдавливания. В принципе, гимнастика-растяжка хороший вариант.

Любые виды рукоделия связаны с тонкой моторикой и контролем за деятельностью, поэтому можно «влюбить» ребенка в бисероплетение, лепку или хотя бы дать ему рвать бумагу на определенного размера куски. Также стоит включить сюда – в обязательном порядке «сенсорную коробку».

Сюда же можно отнести упражнения из репертуара нейропсихологов, например, несинхронные движения руками для выполнения какого-либо действия, манипуляция предметом одной рукой с фиксацией другой в неподвижном состоянии. Вариантов масса.

И наконец, слабая тактильная функция. В играх и обыденной жизни ребенка можно использовать различные тяжелые покрывала и одеяла, спальники, массажные коврики и ручные массажеры.

В душе, например, можно использовать грубые мочалки. Сюда же стоит включить и работу с мелкой моторикой, а также – знакомство с фактурами.

Не стоит списывать со счетов и массажи. В частности, известен прием «Сендвич» — ребенка кладут между двумя крупными подушками, при этом совершая растирающие движения ладонью вдоль тела.

Прямой контакт с различными поверхностями от ладоней до всего тела. Это могут быть сухие бассейны, ванны с водой разной температуры и подобные вещи.

Также можно ходить босиком по различным предметам, например – пол, ковер, трава, асфальт. Если ребенок боится новый предметов в ходе работы, то можно применять знакомые ему вещи – игрушки.
О гарантиях, эффективности и комплексном лечении

Мы приближаемся к завершению нашей беседы. Хотелось бы узнать, сколько времени отнимает сенсорно-интегрированная терапия?

Точных временных предписаний нет. Сенсорно-интегративный подход ориентирован на длительные занятия, проводимые циклично, с периодами отдыха.

С чем это связано?

Терапия не ориентирована на сиюминутные и поверхностные результаты. Происходит воздействие на мозговые структуры, развивается его нейронная организация, а каникулы в ходе занятий важны для того, чтобы ребенок, получив новый материал, мог применить его и окончательно усвоить новые навыки.

Пауза – это тоже важный этап работы! Ведь мозгу необходимо время, чтобы «переспать» с полученным воздействием и окончательно принять новый опыт.

Мы как пpaктики часто сталкиваемся с вопросами о гарантии успеха. Что можно сказать об этом подходе?

Думаю, вы понимаете, что ни один метод не гарантирует абсолютного успеха. Ровно, как и в медицине.

Каждый ребенок уникален и многогранен, то, что сработало у одного, может не сработать у другого. Повторюсь, важно следовать за развитием ребенка, постоянно находиться в поиске того метода, который поможет ребенку преодолеть его конкретные проблемы. Надо быть гибким и уметь перестраиваться.

Единственное, что может гарантировать терапевт – это не останавливаться, если много не работает. Понимание ребенка как полноценного человека со своими интересами – вот залог успешной работы по коррекции и развитию.

Именно индивидуальный подход позволяет ребенку наладить общение с миром и полноценно раскрыться в деятельности.

Как сочетается сенсорно-интегративный подход с другими методами лечения?

Конечно лучше всего – комплексное лечение, которое формируется в зависимости от проблемы. В комплексе с этой терапией может применяться и нейропсихологическая коррекция, и физиотерапия с ЛФК, иппотерапия, игротерапия, когнитивная терапия и другие психологические методы.

Вишенкой на торте могут стать сенсорно-интегрирующие виды спорта.

И наконец, последний вопрос. Какова роль родителей в терапии?

Активное сотрудничество с терапевтом – это большая часть успеха в коррекции. Нет смысла работать с детьми, чьи родители не готовы изменить быт ребенка для оптимизации коррекции.

В любом случае, сенсорно-интегративный терапевт еще и немножко семейный консультант.

Что ж, на этом мы закончим. Ольга, благодарю вас за интересный и очень подробный рассказ о сенсорно интегрированной терапии.

Завершая интервью

Итак, уважаемые читатели, мы провели интереснейшую беседу Пашковой Ольгой – сенсорно-интегративным терапевтом. Надеемся, этот материал ответил на многие ваши вопросы об этом подходе и помог лучше понять то, как это работает.

В комментариях к статье вы можете задавать свои вопросы, а я постараюсь как можно подробнее ответить на каждый из них.

2019-05-05admin


Почему ребенок ходит на носочках (на цыпочках)?

Почему ребенок ходит на носочках (на цыпочках)? Содержание статьи:Почему ребенок ходит на носочках?Сразу хочется успокоить многих мамочек тем, что иногда ребенок ходит на носочках только потому, что ему так хочется или удобно...

10 12 2025 3:39:41

Виброцил для детей: инструкция, применение, противопоказания

Виброцил для детей: инструкция, применение, противопоказания Именно на них возникает реакция организма в виде насморка...

09 12 2025 19:16:10

Красим глаза грамотно и красиво

Красим глаза грамотно и красиво Перед началом окрашивания глаз нужно наложить вокруг глаз на 10 минут увлажняющий крем...

08 12 2025 9:41:10

Маска из банана для лица, волос, от морщин

Маска из банана для лица, волос, от морщин Калий, железо, магний и йод, содержащиеся в бананах, эффективны в борьбе с отеками и мешками под глазами, способствуют устранению сухости и шелушения кожи...

07 12 2025 21:32:43

Как отрастить брови: быстро, в домашних условиях, там, где их нет?

Как отрастить брови: быстро, в домашних условиях, там, где их нет? Но что делать дамам, у которых брови далеки от нужных модных требований...

06 12 2025 18:21:35

Декор: бабочки на стену своими руками

Декор: бабочки на стену своими руками Заготовки можно купить в магазине, и лучше сделать бабочки на стену своими руками...

05 12 2025 3:57:58

Бить ребёнка или не бить

Бить ребёнка или не бить Вполне естественно, если малыша в возрасте до трёх лет тянет побарахтаться в луже или пожевать провод, подключенный к розетке...

04 12 2025 16:11:43

Как правильно выбрать мужчину

Как правильно выбрать мужчину Посмотрим, как правильно выбрать мужчину, исходя из соображений будущего комфорта сосуществования...

03 12 2025 16:54:20

Подростковые самоубийства: почему наши дети взяли в моду лишать себя жизни и рисовать синих китов

Подростковые самоубийства: почему наши дети взяли в моду лишать себя жизни и рисовать синих китов Молодые люди страдают от одиночества, начинают заводить вредные привычки, убегают из дома...

02 12 2025 2:58:12

Что может рассказать гpyдь о вашем здоровье

Что может рассказать гpyдь о вашем здоровье Обычно это можно исправить подходящим бюcтгальтером и не беспокоиться по поводу этого изменения...

01 12 2025 1:39:24

Акселерация и её роль в формировании личности

Акселерация и её роль в формировании личности Другими словами, акселерация представляет собой проявление ускоренного развития ребёнка...

30 11 2025 14:21:23

Воспитание детей: ребёнок и карманные деньги, советы родителям

Воспитание детей: ребёнок и карманные деньги, советы родителям Можно приобрести «карманный» разговорник по английскому языку либо диск с компьютерной игрой...

29 11 2025 14:33:18

Меню ребенка в 1 год

Меню ребенка в 1 год А что теперь можно есть ребенку? Какое должно быть меню ребенка в 1 год? Этими вопросами задаются многие мамочки годовалых малышей...

28 11 2025 9:20:37

Ацикловир: мазь, таблетки, от гepпeса, при ветрянке

Ацикловир: мазь, таблетки, от гepпeса, при ветрянке Вылечить данное заболевание могут только противовирусные препараты, к которым из них относится Ацикловир Форте...

27 11 2025 11:42:54

Калорийность сахара

Калорийность сахара Содержание статьи:Сколько калорий в ложке сахараРедкий сладкоежка задумывается о том, что калорийность сахара сопоставима с показателями таких продуктов как сдобная булочка или бутерброд (можно привести сравнение с многими другими видами вредной пищи)...

26 11 2025 1:57:39

Чем занять дошкольника пока мама занята

Чем занять дошкольника пока мама занята Чтобы всё успевать, необходимо заниматься домашними делами вместе с ребёнком, а также учить его играть самостоятельно рядом с мамой...

25 11 2025 15:23:57

Сонник: к чему снятся курицы?

Сонник: к чему снятся курицы? Образ домашней птицы во снах изучали как эзотерики, так и психологи...

24 11 2025 14:16:52

Как научить ребёнка азбуке

Например, автор одной из методик заявляет, что кроху можно обучить за 5-7 занятий...

23 11 2025 11:56:47

Сонник: к чему снится картошка (картофель)?

Сонник: к чему снится картошка (картофель)? Содержание статьи:Современные сонникиСонник ХХI века, к чему снится картошка:• есть картофель — повышение в карьере...

22 11 2025 17:59:15

Продукты для здоровья: черешня, польза и вред

Продукты для здоровья: черешня, польза и вред Это древнейший представитель форм вишни...

21 11 2025 0:44:59

Узкий таз при беременности: клинически и анатомически

Узкий таз при беременности: клинически и анатомически Анатомически узкий таз хаpaктеризуется своими укороченными межкостными размерами относительно нормы на 1,5 см и более...

20 11 2025 18:44:31

Словесные игры для дошкольника

Словесные игры для дошкольника Какие игры для дошкольника научат его буквам и словам?Иногда вы задаетесь вопросом, почему ребенок с легкостью запоминает названия любимых супергероев или, не задумываясь, может сказать, какой автомобиль он имеет в своей коллекции, насчитывающей 100 экземпляров...

19 11 2025 2:19:18

Дисфункция яичников: симптомы, лечение, беременность

Дисфункция яичников: симптомы, лечение, беременность Игнорирование этих нарушений приводит к осложнениям, среди которых и бесплодие...

18 11 2025 7:39:31

Значение имени Вадим: что означает, судьба

Значение имени Вадим: что означает, судьба Но это отнюдь не правда, так как имя это хорошее и несет невероятную волю и силу...

17 11 2025 16:10:18

Коврики своими руками: из косичек, колготок, в ванную, мастер-класс

Коврики своими руками: из косичек, колготок, в ванную, мастер-класс Но зачем зря тратить время на поиски, если можно сделать коврик для ванной своими руками...

16 11 2025 5:11:35

Родители и дети: как остаться друзьями с родителями

Родители и дети: как остаться друзьями с родителями Любой человек, с которым мы сталкиваемся, имеет свои интересы...

15 11 2025 4:58:23

Кошелек своими руками: как сделать, из кожи, выкройка, как сшить

Кошелек своими руками: как сделать, из кожи, выкройка, как сшить Если вы хотите выделиться, или даже начать небольшой бизнес – кошелек своими руками может стать неплохой идеей...

14 11 2025 7:33:51

Как выбрать детский сад

Ведь этого зависит качество жизни и эмоциональное состояние вашего крохи в дальнейшем...

13 11 2025 9:58:34

Где провести отпуск: озёра республики Марий Эл

Где провести отпуск: озёра республики Марий Эл Украшением республики Марий Эл, безусловно, стали сосновые леса...

12 11 2025 12:15:40

Развод через суд

Развод через суд Как подать заявление и документы для развода через судСразу стоит обговорить важный момент – если имущественных претензий много, или нужно оформлять алименты на ребенка, процедуру развода в суде должен вести хороший адвокат...

11 11 2025 21:57:27

Косоглазие у детей до года

Косоглазие у детей до года А для того, чтобы физиологическое косоглазие у младенца не переросло в дальнейшем в косоглазие явное, необходимо соблюдать некоторые рекомендации, о которых мы с вами поговорим...

10 11 2025 5:30:35

Как познакомиться с парнем в интернете

Как познакомиться с парнем в интернете Но это, если знакомство происходит в реальности...

09 11 2025 16:39:34

Низкое давление при беременности: причины, опасность, как повысить, рекомендации

Низкое давление при беременности: причины, опасность, как повысить, рекомендации В 1981 году в качестве ориентира существовали определенные показатели артериального давления по возрасту человека...

08 11 2025 23:15:54

Если у вашего ребенка появился вымышленный друг

Если у вашего ребенка появился вымышленный друг При этом маме и папе может казаться, что ребенок живет в понимании и благополучии...

07 11 2025 19:22:51

Заболевание почек гломерулонефрит лечение

Заболевание почек гломерулонефрит лечение Содержание статьи:Причины развития болезниРазвитие гломерулонефрита обусловливают два патологических фактора – воспалительный и аутоиммунный...

06 11 2025 20:12:12

Уход за лицом с помощью чёрной маски

Уход за лицом с помощью чёрной маски Содержание статьи:Свойства чёрной маскиОбладает противовоспалительным эффектом...

05 11 2025 0:40:14

Беременность и здоровый сон: проблемы со сном, причины, советы

Беременность и здоровый сон: проблемы со сном, причины, советы Также к причинам нарушения сна можно отнести физиологические состояния, отмечающиеся у беременной на разных сроках:— болевые ощущения в области спины, пояснице— активное шевеление плода— частые позывы к мочеиспусканию, обусловленные давлением увеличенной матки на мочевой пузырь— судороги икроножных мышц— хроническая усталость— недуги со стороны пищеварительной системы (например, изжога, запоры, вздутие живота)— одышка...

04 11 2025 4:14:27

Права беременной женщины и безопасность на рабочем месте

Права беременной женщины и безопасность на рабочем месте Работодатель обязан обращаться с беременной так же, как и с любым сотрудником, у которого есть определенные медицинские ограничения...

03 11 2025 23:43:13

Как правильно сделать локоны, на что следует обращать внимание

Как правильно сделать локоны, на что следует обращать внимание Содержание статьи:Так какие же кудри и кому подходят?Для высоких, стройных дeвyшек наиболее подходящими будут романтические волнистые локоны...

02 11 2025 4:17:39

Дизайн маленькой квартиры: экономим место, советы

Дизайн маленькой квартиры: экономим место, советы Содержание статьи:Какие способы помогут сэкономить место на кухнеДизайнеры говорят о том, что в последнее время крайне популярными стали универсальные предметы интерьера и гаджеты для кухни...

01 11 2025 14:45:55

Что делать, если ребенка укусила оса, пчела, шмель?

Что делать, если ребенка укусила оса, пчела, шмель? Лучше всего быть готовым к такой ситуации заранее, овладеть приемами первой медицинской помощи при укусе пчелы у ребенка, или любого другого насекомого...

31 10 2025 1:52:28

Поздравления с днем рождения дeвoчке на 8 лет: сценарий, конкурсы

Поздравления с днем рождения дeвoчке на 8 лет: сценарий, конкурсы В ином случае торжество можно организовать дома, украсив помещение, в котором оно будет проходить праздничными атрибутами:• Электрическими гирляндами• Разноцветными лентами• Воздушными шарами• Поздравительными плакатами• Цветами...

30 10 2025 9:11:40

Мужские игры

Мужские игры На самом деле в психологии есть и мужской вариант этой психологической игры, который встречается не реже женского...

29 10 2025 2:49:47

Невынашивание беременности: причины, диагностика, лечение

Невынашивание беременности: причины, диагностика, лечение Невынашивание бывает двух типов: самопроизвольный aбopт и преждевременные роды...

28 10 2025 10:22:14

Развод семьи с ребёнком, как помочь ребёнку? Помощь ребёнку при разводе

Развод семьи с ребёнком, как помочь ребёнку? Помощь ребёнку при разводе Разговаривать на такую тему с ребёнком не стоит, если он слишком мал, потому что он не сможет понять сложившейся ситуации...

27 10 2025 17:17:31

Магическая диета: отзывы и результаты

Магическая диета: отзывы и результаты Факт – в самую первую очередь жир уходит с бедер (внутренняя часть, «уши») и ягoдиц...

26 10 2025 12:33:23

Как вводить первый прикорм ребенку? Таблица

Как вводить первый прикорм ребенку? Таблица Детям, страдающим аллергией, можно вводить прикорм еще позже...

25 10 2025 7:43:24

Нервная булимия

Нервная булимия По данным ряда исследователей, она распространена чаще, чем анорексия: 4% всех женщин испытывали неконтролируемые приступы обжорства в те либо иные периоды своей жизни...

24 10 2025 19:55:49

Летний отдых: как не набрать вес в отпуске и сохранить фигуру

Летний отдых: как не набрать вес в отпуске и сохранить фигуру Эти простые советы помогут сохранить имеющийся вес, ни в чём себе не отказывая...

23 10 2025 12:55:25

Посадка и уход за садом деревья и кустарники

Посадка и уход за садом деревья и кустарники Необходимо проверить отсутствие повреждения у саженцев...

22 10 2025 10:18:25

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::