Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция


Сенсорная интеграция: преодолевая перипетии детского развития
И снова мы обращаемся к пpaктикам детского развития, однако наш сегодняшний материал добавит вкуса предыдущим строгим статьям о различных направлениях в коррекции и развитии ребенка. За неимением пpaктического опыта в сфере сенсорно-интегрирующих занятий автор решил предоставить своим читателям профессиональный взгляд специалиста в этой области.
Предлагаем вашему вниманию интервью с Ольгой Пашковой – системным семейным психотерапевтом, заканчивающим курс обучения сенсорной интеграции под руководством ученицы Э. Джин Айрес (основательница метода) в США.
Содержание статьи:
Ольга, здравствуйте. Спасибо, что согласились помочь мне провести небольшой ликбез.
Как думаете, с чего стоит начать?
Доброй ночи. У вас же ночь? – моя собеседница заваривает себе полуденный кофе.
Думаю, стоит провести небольшой исторический экскурс.
Что ж, давайте начнем с истории. Расскажите про основные идеи Джин Айрес.
Давайте посмотрим на тенденции развития в сегодняшней детской психологии. Большая часть подходов постулирует важнейшую роль сенсорных систем в развитии ребенка.
Всех систем, не только привычных для нас зрения и слуха. Обучение ребенка и его развитие зависит, в частности, и от вестибулярно-церебеллярных механизмов, регулирующих чувство баланса и позы.
Теперь непосредственно об истории. Подход сенсорной стимуляции и интеграции берет начало в 1950-х годах в США.
Его полноправная основательница – как вы уже отметили – трудотерапевт и врач Энн Джин Айрес. Ключевой идеей подхода на тот момент был постулат о том, что основой для приобретения и накопления чувственного опыта являются все ощущения, получаемые от тела, а именно:
• тактильные
• вестибулярные
• проприоцептивные.
Развитие личности происходит на фундаменте сенсорного опыта
Такое необычное на тот момент допущение строится на простом принципе – этапности развития сенсорных систем. Три названные системы начинают формироваться уже в пренатальный период.
Остальные системы, а это наши слух, зрение, вкусовая и обонятельная системы, развиваются на их основе и после рождения. Поэтому сенсорно-интегративный подход работает с тремя базовыми чувствами, которые являются предпосылкой для развития «вторичных» сенсорных систем.
Что можно сказать об сенсорно-интегративном подходе с точки зрения пpaктики? На какой идее строится реальная работа с ребенком?
Начнем с того, что эта терапия требует строжайшей дозировки: ни больше, ни меньше чем нужно. Во-вторых, тренировка слабых функций – а это именно тренировка – проходит в специально организованной среде.
Сенсорной комнате, если хотите.
Думаю, это никак не связано с сенсорной камерой?
Нет, сенсорная депривация тут ни при чем. Это специально оборудованная для терапевтической работы комната. Да и само занятие имеет четкий план-схему тренировки.
Почти как у профессиональных спортсменов – шутливо замечает мой визави.
Давайте вернемся к ключевой идее.
Центральная идея – это стимуляция и контроль сенсорных «каналов» с целью научить мозг на автопилоте формировать адаптивный ответ на основе интеграции различных сенсорных сигналов, в частности – от суставов, мышц, кожи, двигательной и вестибулярных систем.
Адаптивный ответ?
Сознательная реакция-поведение, которая строится на увязке всех сенсорных сигналов и является адекватным ответом на данную конкретную ситуацию. Например, если на вас что-то падает, вы отойдете в сторону, а не подойдете под падающий предмет.
Это и есть адаптивный ответ.
Получается, влияние направленно на бессознательные процессы, вы нацелены на улучшение работы подкорковых структур?
Безусловно, нейропсихологическое влияние здесь есть. Мы работаем с детьми, но буквально «учим» их мозг.
О принципах терапии
Что ж, давайте перейдем к другому важному вопросу: есть ли какой-то негласный свод правил сенсорно-интегративного терапевта? Расскажите о принципах подхода.
Как и у любого специалиста работающего с детьми – не навреди. Но это не о терапии непосредственно. По мне самый важный аспект – это следование за развитием ребенка.
А вообще для себя я вывела порядка двадцати важных моментов.
Следовать за развитием?
Не форсировать ребенка, но и не отставать от него в занятиях. Если пытаться научить ребенка всему и сразу, то результата не будет. Если учить его тому, что он уже может – трата времени.
Надо внимательно отслеживать весь прогресс и «откаты» в терапии.
Вы говорили о своих принципах терапии. Поделитесь?
Начнем с очевидного – неспешно перебирая свои записи, отмечает она.
Во-первых, (1) сенсорная активность также важна для развития и обучения, как и интеллектуальные занятия. (2) Для освоения новых навыков и преодоления трудностей ребенку нужна в принципе хорошо развитая чувствительность, а также способности увязывать разноплановые сигналы.
Далее, (3) терапевтические активности должны быть доступны ребенку, он должен быть способен их применить. А сложные навыки (4) осваиваются на основе выработанных ответов на более простые задачи.
Соблюдаем принцип этапности.
Далее – это реальные способности ребенка. Не может человек упражняться в том, чего не умеет. Мы не работаем (5) со сферами, которые являются недостаточно развитыми.
Мы как бы подводим под них основание, используя уже сформированные у ребенка навыки.
Чтобы конечный результат был хорошим, да и вообще был – необходимо работать на уровнях, которые находятся до желаемого уровня развития. Стартует работа не с проблемного места, а оттуда, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.
Например, нет смысла работать с кожной чувствительностью, если она слишком повышена или наоборот – отсутствует. Начинаем работать с достаточно развитых каналов.
Все это делается для того, чтобы постепенно перейти к проблемным областям и не разубедить ребенка в его способностях.
Продолжим рассматривать ваши принципы.
Другой важный аспект – это (6) очень тщательный отбор занятий и силы воздействия. Методы работы и конкретные инструменты не должны никоим образом вредить ребенку. Реакция ребенка на сенсорные импульсы – надежный показатель успешности обработки сигнала мозгом.
Рассмотрим примеры?
Как можно подробнее
Хорошо. Выделим четыре важных пункта.
• вестибулярные импульсы – хоть мы и не замечаем их в обыденной жизни – очень мощные. Они сильно влияют на мозг, либо помогая работе организма, либо разрушая ее. В частности – дыхание и сердцебиение зависят от этих сигналов.
Неспособность обработать эти сигналы может привести к дезорганизации деятельности, а в крайних случаях – к потере сознания или припадкам, если ребенок склонен к ним. Поэтому использовать целенаправленные нагрузки в этой сфере не стоит
• нервная система по-разному обpaбатывает импульсы от органов равновесия. Самые простые для мозга движения – это вверх-вниз и вперед-назад.
После – вправо-влево. Самыми тяжелыми для восприятия являются осевые вращения.
При упражнениях крайне важно учитывать эти закономерности. Это жизненно необходимо при работе с тяжелыми расстройствами и младенцами
• тактильная стимуляция зачастую строится на восприятии вибрации. Однако, как и остальные виды сенсорных сигналов, переносимость вибрации индивидуальна
• и наконец, крайне осторожными надо быть в работе с гиперчувствительностью. Например, не стоит работать с кожей, если ребенок слишком «хорошо» чувствует – это будет настоящая пытка и для него, и для нервной системы.
Если есть что-то еще, давайте продолжим эту тему.
Разумеется. Важно (7) учитывать связь между всеми сенсорными системами. Например, взаимосвязь тактильной и вестибулярной систем.
При сильном вестибулярном стимулировании могут проявляться кожные реакции. При интенсивном воздействии на кожу – вестибулярные, вроде тошноты, головокружения, а порой и вспышек агрессии или угнетения настроения.
Отсюда вытекает еще одно правило: (8) стимуляция должна быть целенаправленной и изолированной, чтобы работали отдельные системы.
Возможно ли это из-за взаимосвязи?
Полностью изолировать – нет, но снизить активность других систем – возможно. В любом случае (9) сенсорная интеграция – это целостная терапия.
В работу включается все тело, все сенсорные системы и весь мозг. Мышцы работают синхронно с суставами, а вместе они посылают мозгу хорошо организованные сигналы.
Движение тела включает в работу вестибулярную систему, которая интегрирует работу других органов чувств. Организация мозговых функций напрямую зависит от способности полноценно воспринять и организовать поступающие сигналы.
Наконец, можно отметить, что эффективная реакция на проблемные ситуации (10) и постепенное усвоение новых навыков существенно влияют на развитие полноценной интеграции всех чувств. В свое время, правильная организация чувств и ответов на них (11) улучшает не только сенсорные возможности и развитие ребенка, но и его поведение.
А какова роль ребенка в терапии? Как понять, насколько она эффективна для конкретного случая?
Позиция ребенка – это позиция деятеля. Поэтому терапия строится на игре, а детали, вроде упражнений и схемы занятия должны (12) строиться на основе интересов ребенка. Оптимальный эффект достигается в случаях, когда ребенок сам контролирует свои действия, а терапевт лишь изменяет обстановку.
Сенсорная интеграция достаточно сложна для детей и поэтому чем сильнее мотивирован (13) ребенок, тем эффективнее будет терапия, и легче будут проходиться проблемные моменты лечения. А саму эффективность лечения можно определить через эффективность реакции ребенка на задачи, которые ранее были ему не по силам.
Думаю, касательно принципов и особенностей терапии – это все.
Условия терапии
Тогда перейдем к следующему вопросу. Что именно необходимо, чтобы помочь ребенку с проблемами сенсорной интеграции?
Здесь все просто:
1. специально организованное прострaнcтво – это должно быть большое помещение с высокими условиями по безопасности: мягкие полы и стены
2. далее – оборудование, которое обеспечивает сенсорное воздействие. Здесь ничего необычного: шведские стенки, качели, маты, тоннели, мягкие горки и пуфы. Да и сухой бассейн не будет лишним
3. и все дополнительное оборудование для детских игр.
А если говорить о работе с дошкольниками и детьми раннего возраста? Что необходимо для их сенсорной интеграции?
Да, тут есть определенные особенности, но большинство касается организационных моментов. Попробую описать их кратко:
• во-первых, надо максимально исключить возможность отвлечения ребенка от занятия
• для удержания внимания ребенку дается только одно задание
• если занятия проходят в группе и ребенок чувствует себя некомфортно (боится, что его ударят, например), то можно постараться найти удобное для него место. Например – на краю группы
• важно убрать все, что может привести к зрительной перегрузке. Это различного рода яркие плакаты, пестрые ковры, отражающие и бликующие поверхности
• все, что издает звук – желательно убрать. От аквариума, до часов и открытого окна
• тоже касается и обоняния: запахи еды, краски, медикаментов – все это мешает процессу
• обязательно должно быть тихое место в терапевтической комнате, где уставший или расстроенный ребенок мог бы отдохнуть в одиночестве.
Методы работы и самостоятельные занятия
Если я правильно понял, то сенсорная интеграция работает по двум фронтам: низкая и высокая чувствительность. Расскажите о различных упражнениях.
Да, вы правы, сенсорно-интегративные терапевты работают с сильной и слабой чувствительностью. Я приведу некоторые упражнения в пример и расскажу о полезном оборудовании, которое поможет в работе.
Однако отмечу, что все же родителям, решившим частично самостоятельно помочь ребенку интегрировать свои сенсорные ощущения, стоит посетить хотя бы несколько мастер-классов в этом направлении. Это необходимое условие.
Начнем с гиперчувствительности в области вестибулярной системы. Вся деятельность должна быть разделена на небольшие этапы и необходимо не забывать о похвале.
Например, можно использовать раскачивание на качелях с опорой на живот или гpyдь ребенка, еще лучше – чтобы ноги касались земли. Вместо качелей вполне можно использовать кого-либо из родителей.
Другое упражнение – это прыжки с возвышением, в ходе которого постепенно увеличивается высота конечной точки приземления.
Различные игры с большим мячом. Например, ребенка кладут животом на мяч, придерживая за плечи, постепенно смещая хват до ступней.
При этом руки у ребенка свободны для опоры перед собой.
Другие доступные всем упражнения – это традиционные игры-потешки для детей. Например, «по кочкам» или «лодочка».
Все это есть в Интернете.
Упражнение, позаимствованное из тренингов на доверие – падение на руки взрослому. На первых этапах ребенок стоит лицом к взрослому, затем можно делать это спиной и в самом конце, если ребенок готов, с закрытыми глазами.
Перелезание со стула на стул. Два стула ставятся спинками друг к другу и ребенок должен перейти с одного на другой.
При этом важно всегда страховать ребенка. Более того, это отличное упражнение для пары детей. Сюда же можно отнести и хождение по скамье.
Вспомните, как в детстве вы «переходили через пропасть».
И наконец – качание на гамаке. При этом важно, чтобы гамак обхватывал все тело ребенка, а для этого используются специальные виды креплений.
В принципе – можно установить в загородном доме.
В кинестетике, как показывает опыт, сверхчувствительности не бывает, а вот про кожную чувствительность такого не скажешь.
Для детей с повышенными ощущениями на коже важно всегда предупреждать, что вы ходите прикоснуться к ним, а также не забывайте, что объятия могут быть болезненными, а не приятными. А вообще стоит постепенно знакомить ребенка с различными текстурами.
Для этого можете подготовить «сенсорную коробку» — положите в нее мягкие материалы – ткань, вату, шелк и другие вещи. Важно, чтобы там не было ничего, что может поцарапать или поранить ребенка.
В дальнейшем можно перейти к жестким материалам.
Также учите ребенка самостоятельно регулировать силу воздействия на свою кожу, например – при умывании или расчесывании.
Расскажите о работе с недостатком чувствительности.
Конечно. Начнем опять с вестибулярного аппарата.
Здесь все просто – достаточно поощрять любые занятия, связанные с развитием этой системы. Например, различные игрушки-качалки, карусели и качели, батуты.
Сюда же стоит отнести и иппотерапию.
Теперь о слабой кинестетике. В домашних условиях можно разместить мебель по периметру комнаты, чтобы ребенок лучше ориентировался. Здесь будут актуальны любые упражнения на развитие мелкой моторики, а это и игры в мяч, пальчиковые упражнения, бaнaльные «ладушки».
Также полезны будут упражнения на работу с сухожилиями и мышцами – растягивания, сдавливания. В принципе, гимнастика-растяжка хороший вариант.
Любые виды рукоделия связаны с тонкой моторикой и контролем за деятельностью, поэтому можно «влюбить» ребенка в бисероплетение, лепку или хотя бы дать ему рвать бумагу на определенного размера куски. Также стоит включить сюда – в обязательном порядке «сенсорную коробку».
Сюда же можно отнести упражнения из репертуара нейропсихологов, например, несинхронные движения руками для выполнения какого-либо действия, манипуляция предметом одной рукой с фиксацией другой в неподвижном состоянии. Вариантов масса.
И наконец, слабая тактильная функция. В играх и обыденной жизни ребенка можно использовать различные тяжелые покрывала и одеяла, спальники, массажные коврики и ручные массажеры.
В душе, например, можно использовать грубые мочалки. Сюда же стоит включить и работу с мелкой моторикой, а также – знакомство с фактурами.
Не стоит списывать со счетов и массажи. В частности, известен прием «Сендвич» — ребенка кладут между двумя крупными подушками, при этом совершая растирающие движения ладонью вдоль тела.
Прямой контакт с различными поверхностями от ладоней до всего тела. Это могут быть сухие бассейны, ванны с водой разной температуры и подобные вещи.
Также можно ходить босиком по различным предметам, например – пол, ковер, трава, асфальт. Если ребенок боится новый предметов в ходе работы, то можно применять знакомые ему вещи – игрушки.
О гарантиях, эффективности и комплексном лечении
Мы приближаемся к завершению нашей беседы. Хотелось бы узнать, сколько времени отнимает сенсорно-интегрированная терапия?
Точных временных предписаний нет. Сенсорно-интегративный подход ориентирован на длительные занятия, проводимые циклично, с периодами отдыха.
С чем это связано?
Терапия не ориентирована на сиюминутные и поверхностные результаты. Происходит воздействие на мозговые структуры, развивается его нейронная организация, а каникулы в ходе занятий важны для того, чтобы ребенок, получив новый материал, мог применить его и окончательно усвоить новые навыки.
Пауза – это тоже важный этап работы! Ведь мозгу необходимо время, чтобы «переспать» с полученным воздействием и окончательно принять новый опыт.
Мы как пpaктики часто сталкиваемся с вопросами о гарантии успеха. Что можно сказать об этом подходе?
Думаю, вы понимаете, что ни один метод не гарантирует абсолютного успеха. Ровно, как и в медицине.
Каждый ребенок уникален и многогранен, то, что сработало у одного, может не сработать у другого. Повторюсь, важно следовать за развитием ребенка, постоянно находиться в поиске того метода, который поможет ребенку преодолеть его конкретные проблемы. Надо быть гибким и уметь перестраиваться.
Единственное, что может гарантировать терапевт – это не останавливаться, если много не работает. Понимание ребенка как полноценного человека со своими интересами – вот залог успешной работы по коррекции и развитию.
Именно индивидуальный подход позволяет ребенку наладить общение с миром и полноценно раскрыться в деятельности.
Как сочетается сенсорно-интегративный подход с другими методами лечения?
Конечно лучше всего – комплексное лечение, которое формируется в зависимости от проблемы. В комплексе с этой терапией может применяться и нейропсихологическая коррекция, и физиотерапия с ЛФК, иппотерапия, игротерапия, когнитивная терапия и другие психологические методы.
Вишенкой на торте могут стать сенсорно-интегрирующие виды спорта.
И наконец, последний вопрос. Какова роль родителей в терапии?
Активное сотрудничество с терапевтом – это большая часть успеха в коррекции. Нет смысла работать с детьми, чьи родители не готовы изменить быт ребенка для оптимизации коррекции.
В любом случае, сенсорно-интегративный терапевт еще и немножко семейный консультант.
Что ж, на этом мы закончим. Ольга, благодарю вас за интересный и очень подробный рассказ о сенсорно интегрированной терапии.
Завершая интервью
Итак, уважаемые читатели, мы провели интереснейшую беседу Пашковой Ольгой – сенсорно-интегративным терапевтом. Надеемся, этот материал ответил на многие ваши вопросы об этом подходе и помог лучше понять то, как это работает.
В комментариях к статье вы можете задавать свои вопросы, а я постараюсь как можно подробнее ответить на каждый из них.
admin
На подиумах можно встретить джинсы без лишних драпировкой, пайеток и украшений, все достаточно просто и бaнaльно...
13 11 2025 3:33:36
Впрочем, человека, испытывающего отвратительное чувство ненужности, непонятости, статистика мировых случаев не успокоит и не порадует...
12 11 2025 13:53:54
Чье же поведение более правильно? И что же представляет собой задержка речевого развития у детей?Содержание статьи:Нормы речевого развитияСуществуют определенные возрастные нормы, по которым можно определить, правильно ли развиваются речевые навыки у ребенка или же действительно имеет место задержка речевого развития...
11 11 2025 15:35:19
Часто психологи в решении многих проблем, включая и нежелание читать, советуют мотивировать ребёнка собственным примером...
10 11 2025 20:39:12
Поэтому повар, шутки ради, порезал картофель очень тонкими пластинами, а затем обжарил в масле...
09 11 2025 20:23:29
Содержание статьи:Научное определение близорукости и причины её возникновенияМиопия (или близорукость) – нарушение преломляющей возможности глаза (или глаз), приводящая к искривлению световых людей, которые падают на поверхность глаза...
08 11 2025 19:41:40
Значительную часть жизни человек официально учится...
07 11 2025 5:34:12
Парацетамол и беременностьС наступлением беременности женщина начинает задумываться о своем здоровье и, прежде чем употрeбллять какой-либо препарат, взвешивает все за и против...
06 11 2025 19:58:23
Каковы же истории их собственных судеб?Содержание статьи:Федор ШаляпинВ конце XIX в...
05 11 2025 5:51:12
Отличаются своей неприхотливостью и отличными адаптивными свойствами не более десятка видов сухопутных черепах, которые при обеспечении их приемлемыми условиями обитания, уходом за черепахой и рационом тех продуктов, что кушают черепахи в естественных условиях, они могут прожить до 30-ти и более лет свой размеренной и неторопливой во всех отношениях жизнью...
03 11 2025 1:28:12
Специалисты уверяют, что жестких возрастных рамок у этого вида спорта нет, однако самым оптимальным вариантов будет время, когда малышу исполнится пять лет, поскольку к этому моменту его двигательная активность будет в норме...
02 11 2025 7:31:58
Это позволяло ему делать верёвки, что существенно облегчало жизнь...
01 11 2025 0:37:31
Мёд содержит фермент глюкозооксидазу, действующий в качестве дезинфицирующего средства и способный превратиться в небольшое количество пероксида водорода – общеизвестную перекись водорода...
31 10 2025 20:51:59
Известные законодатели и ценители моды французы считают, что истинная женщина должна всегда быть совершенством во всём: от маникюра на пальцах рук, педикюра на ногах и до великолепно уложенных волос...
30 10 2025 2:33:34
Однако со временем слава свитера несколько поблекла, и лишь сейчас уютные свитеры, утратившие было свои позиции, вновь возвращаются в ряд модных трендов...
29 10 2025 11:21:53
2016 по китайскому календарю – год красной, огненной обезьяны...
28 10 2025 19:24:23
Популярной ягодой, выращиваемой садоводами, является земляника...
27 10 2025 1:24:15
Когда мы лепим из пластилина с детьми, мы не только развиваем их, но и позволяем участвовать в интересной игре, в которой малыши могут проявить свою фантазию...
26 10 2025 23:52:13
Современные стильные блузки больших размеров теперь можно легко найти в интернет магазинах...
25 10 2025 2:45:30
Расходы на образование составляют 7,7% ВВП...
24 10 2025 5:32:32
Возможно, дело не только в большой занятости, а в том, что Весы просто не умеют правильно распределять своё время...
23 10 2025 9:42:10
На вопрос: «Что делать с сухой кожей головы?» ответ есть — бороться с сухостью можно...
22 10 2025 16:50:34
В этом вам поможет наша статья...
21 10 2025 12:50:29
Начиная с этого срока, если вес плода достигает полкилограмма, акушеры и неонатологи обязаны сделать все возможное, чтобы сохранить жизнь такому крохе...
20 10 2025 7:17:53
Как правило, каждый третий ребенок загружает видео на YouTube в надежде прославиться и стать материально независимым...
19 10 2025 5:29:21
Но, зная, как заготовить зверобой на зиму, можно самостоятельно и совершенно бесплатно обеспечить свою семью природным лекарством...
18 10 2025 1:35:48
Как свидетельствуют отзывы гинекологов, Витрум Пренатал Форте занимают лидирующую позицию среди аналогичных препаратов для женщин, вынашивающих ребенка...
17 10 2025 7:18:10
Молодые люди страдают от одиночества, начинают заводить вредные привычки, убегают из дома...
16 10 2025 11:40:18
Содержание статьи:Кому рекомендуется кесарево сечениеКесарево сечение рекомендуется женщинам, делавшим ранее aбopты, в результате которых матка имеет рубцы и воспалительные процессы, приводящие к плацентарной недостаточности, гипоксии плода и ослаблению родовой деятельности организма...
15 10 2025 7:10:48
У нас есть Интернет, который дает огромные возможности контакта с нашими близкими — все виды обмена мгновенными сообщениями, как, например, skype, профили в социальных сетях, аккаунты на электронных почтах и так далее...
14 10 2025 9:30:42
К сожалению, далеко не все дeвyшки могли похвастаться таким даром...
13 10 2025 14:43:27
Содержание статьи:Буква законаК сожалению, федеральные законы не устанавливают конкретного определения для многодетной семьи...
12 10 2025 1:10:45
Перед началом окрашивания глаз нужно наложить вокруг глаз на 10 минут увлажняющий крем...
11 10 2025 12:54:10
Почему люди выбирают скумбрию?Основными причинами такого широкого распространения послужили географические особенности – рыба обитает во многих морях – Балтийском, Северном, Черном, Средиземном...
10 10 2025 17:11:22
Эта инфекция может иметь хроническое течение, а её прогрессирование приводит к поражению иммунной, нервной и других систем организма...
09 10 2025 1:44:55
Ампициллин порошок для приготовления раствора для инъекций: 1 флакон содержит ампициллина (в форме натриевой соли) 0...
08 10 2025 5:17:15
Однако у некоторых людей остаётся сильный дискомфорт, который сохраняется в течение нескольких часов в поражённой группе мышц или окружающих тканях...
07 10 2025 18:45:55
При ГЭРБ наблюдается неполное смыкание сфинктера, и становиться возможным перемещение содержимого желудка в обратную сторону...
06 10 2025 21:34:56
Косметический эффект ромашки для лица достигается благодаря ее уникальному составу...
05 10 2025 11:29:57
Начинать их нужно преждевременно...
04 10 2025 10:15:54
Но это, если знакомство происходит в реальности...
03 10 2025 19:23:20
Если вы дорожите своими семейными отношениями и хотите сделать их ещё крепче, то эти советы для вас...
02 10 2025 18:38:55
Если симптомы очень серьёзные: сильная боль в животе, понос, рвота, повышенная температура, в этом случае немедленно показать ребёнка врачу!Если нет серьёзных симптомов, можно справиться с болью в животе с помощью домашних средств...
01 10 2025 5:58:22
Если ваш малыш пока не переворачивается, не надо паниковать, есть малыши, которые не переворачиваются до пяти с половиной месяцев...
30 09 2025 11:50:35
Однако для этого необходимо тщательно подготовиться к родам – самому ответственному моменту беременности...
29 09 2025 2:13:28
Со временем, особенно в долгих брачных отношениях, ceкcуальный пыл несколько охладевает...
28 09 2025 12:21:52
Содержание статьи:Современные сонникиСонник ХХI века, к чему снится картошка:• есть картофель — повышение в карьере...
27 09 2025 1:58:28
5 мл — микроклизмы для однократного применения (полиэтиленовые тюбики с наконечником и отламывающейся пломбой) (4) — пачки картонные...
26 09 2025 16:49:21
В магазинах сегодня широкий выбор детских игрушек на любой вкус и кошелек...
25 09 2025 19:34:45
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Гипотония и армия