Русский спорт - научная база    

Гигиена почвы

Почва – один из важнейших элементов экологической системы Земли. Наряду с солнечным светом, водой, температурой окружающей среды она – компонент внешней среды жизнедеятельности человека. Будучи одним из элементов биосферы, почва во многом определяет гигиеническое состояние внешней среды, оказывая большое влияние на состояние здоровья людей и санитарно-гигиенические условия жизни. Человек, добывая из почвы воду, производя различные земляные, подземные сельскохозяйственные работы, постоянно подвергается различным воздействиям отдельных почвенных факторов.

Почваприродное образование, состоящее из генетически связанных между собой горизонтов, формирующихся в результате преобразования поверхностных слоев земной коры под воздействием воды, воздуха и живых организмов. Почва является одним их элементов биосферы, обеспечивающих циркуляцию химических веществ в системе « окружающая среда – человек».

Почва состоит из материнской породы (минеральные соединения), различных органоминеральных комплексов, органического вещества, гумуса (перегноя), живых организмов, воздуха, почвенной влаги.

Поверхностный слой почвы представляет собой сложный комплекс, на 90-99% состоящий из минеральных соединений и на 1-01% - из органических веществ. Минеральная часть почвы – это в основном песок, глина, известь и ил с входящими в них солями различных металлов (алюминия, кальция, магния и др.), органическая – перегной, или гумус. Образующийся из продуктов разложения и остатков растительных и животных организмов. Этот слой почвы содержит огромное количество микроорганизмов.

В зависимости от геологического строения различают песчаную (80% и более песка), супесчаную, глинистую (свыше 60% глины), суглинистую, солончаковую – богатую хлоридами, черноземную (20% перегноя), торфяную и др.

Гигиеническое значение состава и свойств почвы. Почва состоит из твердых частиц и свободных заполненных воздухом или собой промежутков между ними. К частицам почвы с диаметром более 3 мм относятся камни и гравий, от 1до 3 мм – крупный песок и менее 1 мм – мелкий песок, глина, пыль и ил. Механические свойства почвы, размеры частиц, их характер определяют такие ее гигиенические свойства, как пористость, воздухо- и водопроницаемость, влаго- и теплоемкость, тепловой режим. Почва состоит из крупных (камни, галька, гравий) и мелких частиц (мелкий и глинистый песок). Крупнозернистые почвы обладают хорошей воздухопроницаемостью, а мелкозернистые почвы – значительной водопроницаемостью, высокой гигроскопичностью и капиллярностью. 
Одно из важнейших гигиенических свойств – воздухопроницаемость. Под воздухопроницаемостью почвы понимают ее способность в большей или меньшей мере пропускать воздух. Воздухопроницаемость почвы определяется величиной ее пор. У крупнозернистых почв она выше, чем у мелкозернистых, и поэтому в таких почвах создаются лучшие условия для притока кислорода и окисления органических веществ, что способствует самоочищению от отбросов.

Важное гигиеническое свойство почвы – влагоемкость. Под влагоемкостью понимают количество влаги, которое может быть поглощено единицей объема почвы, способность почвы удерживать в себе воду с помощью сорбционных и капиллярных сил. Эта способность зависит от общего объема пор, от размера пор: чем они мельче, тем больше воды поглощает и удерживает почва. Торфянистая почва может удерживать 3-5 кратное количество воды, песчаная – 20%, глинистая – 70% воды по массе. От влагоемкости зависит и уровень стояния грунтовых вод от поверхности почвы. Если он высокий, почва заболачивается, фундаменты и стены зданий отсыревают, влажность воздуха в помещениях повышается и оценивается как гигиенически неблагоприятная. На такой почве затруднена тренировка на открытом воздухе, поскольку она долго не просыхает после дождя или полива.

Температура поверхности почвы оказывает наибольшее влияние на температуру приземного слоя воздуха, жизнедеятельность почвенных микроорганизмов, процессы разложения в ней органических веществ, а также на тепловой режим помещения первого и подвалов. Темные почвы, богатые перегноем, и сухие прогреваются быстрее, чем светлые и сырые. Почва, покрытая растительностью, меньше нагревается и излучает тепла. Искусственные покрытия из бетона и камня, асфальта усиливают излучение тепла, значительно повышая температуру приземного слоя воздуха.

Самоочищение почвы. Почва постоянно загрязняется, в том числе продуктами жизнедеятельности человека и животных, и если бы она не обладала способностью обезвреживать их, жизнь на Земле стала бы невозможна. Самоочищением почвы называется ее способность превращать опасные в эпидемиологическом отношении органические вещества в неорганические – минеральные соли и газы. Самоочищение почвы начинается с того, что попавшие в нее органические вещества вместе с содержащимися в них патогенными бактериями и яйцами гельминтов фильтруются через нее и адсорбируются ею. Под влиянием биохимических, биологических, геохимических и других процессов загрязнители, проходя через почву обесцвечиваются, теряют дурной запах, ядовитость, вирулентность и другие отрицательные свойства.

Углеводы окисляются до углекислоты и воды; жиры распадаются на глицерин и жирные кислоты, окисляются также до углекислоты и воды; белки расщепляются на аминокислоты, из которых выделяется азот в форме аммиака, в дальнейшем окисляющийся в азотистую и азотную кислоты. Разложение и минерализация органических веществ в почве происходят при активном участии микроорганизмов, содержащихся в ней. Этот процесс может протекать аэробно и анаэробно. С гигиенической точки зрения предпочтителен аэробный процесс разложения органических веществ6 в этом случае не образуются дурнопахнущие газы, ухудшающие гигиенические качества воздуха и воды.

Эпидемиологическое значение почвы. Почва – чрезвычайно благоприятная среда обитания для бактерий, актиномицет, микоплазм, грибов, грибков, водорослей, лишайников, простейших. В ней находится от 5000 до 500000 простейших микроорганизмов на 1 г почвы.

Комплексное определение гигиенической опасности почвенного фактора

Степень опасности Характеристика почвы Число личинок и куколок на 25 м² почвы Число яиц гельминтов в 1 кг почвы Титр Е. coli¹ Титр CL. perfringens² Санитарное число (число Хлебникова)³
Безопасная Чистая 0 0 1,0 и больше 0,1 и больше 0,98-1,0
Относительно безопасная Слабо загрязненная 1-10 До 10 1,0-0,01 0,01-0,001 0,85-0,98
Опасная Загрязненная 10-100 11-100 0,01-0,001 0,001 и меньше 0,70-0,85
Чрезвычайно опасная Сильно загрязненная 100 и больше Более 100 0,001 и меньше 0,0001 и меньше 0,7 и меньше

Примечания. 1. Наименьший вес почвы (г), в которой содержится одна кишечная падочка. 2. Наименьший вес почвы (г),в котором содержится один анаэробный микроорганизм. 3. Отношение почвенного белкового азота (азот гумуса) в мг/кг ко всему количеству органического азота в почве (мг/кг). 

Через почву передаются многочисленные инфекционные заболевания. В этом состоит ее эпидемиологическое значение. Патогенные микробы, попадая в почву с выделениями человека и животных, загрязняют ее. Наибольшего внимания заслуживает роль почвы в передаче патогенных анаэробов. Возбудители столбняка, газовой гангрены и ботулизма, будучи кишечными сапрофитами теплокровных животных и человека, попадают с фекалиями в почву и образуют там споры, сохраняющие свою жизнедеятельность годами. На глубине нескольких сантиметров они уже защищены от губительного действия солнечных лучей и размножаются, находя здесь питательные вещества, влагу, кислород воздуха, проникающего в почвенные поры. Многочисленные возбудители болезней могут выживать в почве довольно долго.

Сроки выживания в почве патогенных микробов

Возбудители инфекций Путь проникновения в почву Срок выживания (дни)
Холерный вибрион

Испражнения

Содержимое выгребных ям

Сточные воды

20-210

7-12

2-15
Возбудители брюшного тифа Испражнения

Содержимое выгребных ям

Сточные воды

Кухонные выбросы

Домашний мусор
30-100

30-150

6

4

42
Дизентерийная полочка Испражнения

Содержимое выгребных ям

Сточные воды

Кухонные выбросы

Домашний мусор
20-60

5-12

2-7

5

24

Если возбудители столбняка или газовой гангрены проникают вместе с частицами почвы в организм через поврежденные при травмах кожные покровы, возникает заражение. Заболевание человека ботулизмом наступает при употреблении в пищу продуктов или плохо приготовленных консервов, загрязненных почвой, содержащей споры возбудителей ботулизма. Почва – благоприятная среда и для сибиреязвенных микробов (Anthrax) Возбудители сибирской язвы не только длительно сохраняются в ней в виде спор, но и размножаются. В населенных пунктах, не имеющих канализации, происходит постоянное фекальное загрязнение почвы, причем не только поверхностных слоев, но и глубинных слоев.

Возбудители брюшного тифа, дизентерии, гепатита и других кишечных инфекций проникают в организм человека из почвы при употреблении в пищу сырых овощей, загрязненных почвой, особенно если для ее удобрения использовались фекалии.

Возможен и другой вид передачи этих возбудителей из почвы - посредством воды. Этот путь имеет несравненно большее значение. Дождевые и талые воды смывают фекальные загрязнения с поверхности почвы и выносят их в открытые водоемы. Грунтовые воды, растворяя в почве органические вещества вместе с содержащимися в них микроорганизмами, также способствуют проникновению возбудителей инфекционных болезней в источники водоснабжения. Так загрязненная вода становится причиной водных эпидемий, нередко поражающих большие массы людей. Почва, загрязненная органическими веществами, представляет собой благоприятную среду для сохранения и развития микробов, яиц гельминтов и личинок насекомых, среди которых могут быть возбудители и передатчики инфекций, гельминтозов и др.

Наибольшее количество микробов находится на глубине 1-2 см. а на глубине 4-6 м их обычно нет. 
Микробы столбняка находятся в садовой и огородной почве, удобренной навозом. При небольших повреждениях кожи необходимо немедленно вводить противостолбнячную сыворотку. Об этом должны быть хорошо осведомлены спортсмены, так как во время занятий легкой атлетикой, футболом и другими видами спорта возможны повреждения кожных покровов.

В почве, загрязненной выделениями животных, больных сибирской язвой, или их трупами, могут находиться споры сибирской язвы, которые сохраняются годами. Попав в организм человека, они прорастают, и вызывают чаще всего кожную форму заболевания, реже легочную и кишечную.

Особенно велико значение почвы как специфического факторы передачи ряда глистных заболеваний, так называемых геогельминтозов (аскаридоз, анкилостомоз, эхинококкоз и др.).

Яйца гельминтов могут сохраняться почв длительное время в виде яиц и развиваются до стадии личинок. В организм человека яйца и личинки попадают при употреблении грязных овощей и еде руками, загрязненными почвой. Заражение геогельминтами анкилостомами происходит через кожу. При выборе участка под строительство открытых спортивных сооружений нередко приходится снимать верхний слой почвы ввиду ее загрязненности. В сельской местности категорически запрещено отводить под спортивные площадки места, которые ранее использовались для содержания скота.

Химическое и радиоактивное загрязнение почвы. Сельскохозяйственные почвы загрязнены химическими средствами, применяемыми для удобрения почвы и борьбы с вредителями и болезнями растений и сорняками. Химические вещества –удобрения, обладают, как правило, незначительной токсичностью. Однако на перенасыщенной удобрениями почве вырастают корнеплоды, содержащие избыток нитратов, вызывающих тяжелые нарушения здоровья человека. Ядохимикаты, применяемые для борьбы с вредителями и болезнями и повышения урожайности, - в большинстве случаев сильнодействующие токсические вещества, иногда с канцерогенными и мутагенными свойствами. Отрицательное действие может проявиться сразу, непосредственно при контакте с кожей, а может и накапливаться в организме и вызвать хронические заболевания. В Росси запрещено использовать такие вещества как ДУСТ и

др. А для таких веществ как гексахлоран и метафос введены ограничения.

Почва может подвергаться и радиоактивному загрязнению (Чернобыль). В дальнейшем изотопы радиоактивные поступают в растения, а через них в организм травоядных животных и далее к человеку.

Гигиеническое обоснование выбора почв для спортивных сооружений.

Механические, физические и химические свойства почвы имеют важное значение для занятий ФК и С. Большое значение на состояние здоровья человека и лиц, занимающихся спортом, оказывает водный, тепловой и воздушный режимы почвы.

Высокое стояние почвенных вод вызывает сырость в спортивных сооружениях, высокую влажность воздуха и, следовательно влияет на микроклимат местности. От теплового режима почвы зависят тепловые свойства приземного слоя воздуха.

Почва участвует в создании не только жизненно важных условий внешней среды, но и дисперсной среды атмосферы. В результате движения воздуха микроэлементы почвы рассеиваются во внешней среде. Они имеют жизненно важное значение для нормальной жизнедеятельности организма человека и особенно физкультурно-спортивной деятельности. При выборе места строительства спортивного сооружения необходимо руководствоваться основными гигиеническими требованиями, предъявляемыми к почве спортивного участка:

  1. Участок не должен быть затопляем дождевыми или талыми водами;
  2. Почва должна быть сухой;
  3. Грунтовые воды должны находиться на глубине не менее 0,7м;
  4. Для строительства спортивных сооружений наиболее предпочтительна крупнозернистая почва;
  5. Почва должна быть эпидемически и токсикологически безопасной.

Раздел статьи: Гигиена



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Этапное управление

· отбором и рациональным применением во времени средств и методов решения задач физической, технико-тактической и психологической подготовки;...

02 08 2020 19:12:51

Здоровый образ жизни. Оздоровительные системы

ЗОЖ обеспечивает гармоничное развитие, сохранение и укрепление здоровья, высокую работоспособность и продление творческого долголетия, позволяет в значительной мере раскрыть наиболее ценные качества личности, которые необходимы в условиях динамического развития общества. По данным ученых ЗОЖ более чем на 50% определяет состояние здоровья человека, 20% - состояние окружающей среды, 15% - генетические факторы , 10% - медицинское обеспечение.ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.Плодотворный труд – важный элемент ЗОЖ. На здоровье человека оказывают влияние условия труда, результаты труда и его оплата.Факторы, влияющие на здоровье человека (по Э.Н. Вайнеру)...

01 08 2020 22:18:12

Основные понятия и законы динамики

Вектор – направленный прямолинейный отрезок (стрелка) рис. 1....

31 07 2020 17:49:27

Основы спортивной тренировки 2

Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки Интегральная подготовка Психическая подготовка...

30 07 2020 23:27:45

Иммуноглобулины

...

29 07 2020 23:31:59

Основное содержание тактической подготовки

3) совершенствование тактического мышления;...

28 07 2020 17:55:38

Сенсорные системы

 ...

27 07 2020 16:26:38

Педагогический контроль

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет своё функциональное назначение....

25 07 2020 4:53:32

Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки

3) индивидуальных особенностей спортсменов, темпов биологического созревания и связанных с ними темпов роста спортивного мастерства;...

24 07 2020 21:37:47

Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов

Особенностью адаптации в спорте в отличие от многих других сфер человеческой деятельности, характеризующихся необходимостью приспособления к экстремальным условиям, является многоступенчатость адаптации к усложняющимся условиям внешней среды. Действительно, каждый очередной этап многолетнего спортивного совершенствования, тренировочный год или отдельный макроцикл, каждые соревнования всевозрастающего масштаба ставят перед спортсменом необходимость очередного адаптационного скачка. Это предъявляет особые требования к человеческому организму....

23 07 2020 13:30:25

Краткосрочное (оперативное) планирование

Для составления плана-графика микроцикла нужно предварительно выполнить соответствующие подготовительные операции:...

22 07 2020 10:40:22

Теория и методика физической культуры 2

Цель и решаемые задачи Типичные средства и методы третьего этапа Завершающая отработка ООД Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка Общая регламентация режима упражнений Предупреждение и исправление ошибок Контроль за формированием навыка и его совершенствованием Силовые способности...

21 07 2020 23:34:29

Т- и В-лимфоциты

...

20 07 2020 17:33:14

Механическая эффективность движений

Механическая работа увеличивается при увеличении интенсивности выполнения упражнений. Но валовые энергозатраты растут ещё быстрее, поскольку:...

19 07 2020 20:25:31

Запрещённые вещества и методы

В соревновательных условиях подвергаются анализу на исследование все перечисленные выше классы веществ и методы. В тренировочных условиях исследования проводятся в более ограниченном виде с учётом требований международных спортивных федераций. Обычно пробы берут, чтобы выявить наличие в организме анаболических агентов, диуретиков, пептидных гормонов, их миметиков и аналогов, запрещённых методов....

18 07 2020 6:51:51

Система образования и педагогическая мысль в античном мире

Афинская система воспитания и образования...

16 07 2020 11:21:48

Типичные средства и методы третьего этапа

Шире используются игровой и соревновательные методы....

15 07 2020 10:40:34

Введение в педагогику

Декларация прав ребенка (20.11.59) Конвенция о правах ребенка (20.11.89) Закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» (VIII) 1998 г. Закон РФ «Об Образовании» Концепция Федеральной целевой программы развития образования О региональном (областном) компоненте Стратегия развития образования на современном этапе ...

14 07 2020 15:34:13

Характеристика средств оздоровительной физической культуры

1.1. Медленная ходьба (темп до70 шагов в минуту). Она рекомендуется больным, выздоравливающим после инфаркта миокарда или страдающим стенокардией. Для здоровых людей этот темп ходьбы тренировочного эффекта не даёт....

13 07 2020 1:15:43

Описание движений тела человека во времени и пространстве

• определение позы как взаимного расположения звеньев по значениям суставных углов и положению каждого звена в пространстве;...

10 07 2020 2:25:59

Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Раздел статьи: Теория и методика физической культуры ...

07 07 2020 12:36:45

Половой цикл

...

05 07 2020 6:53:32

Теория и методика физической культуры 4

Особенности возрастного развития Задачи физического воспитания Средства физического воспитания Особенности методики физического воспитания Физическое воспитание юношей и девушек старшего школьного возраста...

04 07 2020 18:36:14

Передвижение со скольжением

В лыжном спорте чем меньше коэффициент трения, тем длиннее шаг и выше скорость при тех же энергозатратах. Для уменьшения этого коэффициента используют различные мази, умение подбирать которые до настоящего времени является искусством....

03 07 2020 17:11:42

Сочетание микроциклов в разных типах мезоциклов

В тренировке юных спортсменов на более ранних этапах многолетней подготовки очередной нагрузочный микроцикл должен проводится в условиях восстановления функциональных возможностей после предыдущего микроцикла....

01 07 2020 6:19:50

Физкультурно-спортивные организации

2. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России...

30 06 2020 19:41:15

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

4. Физическая реабилитация – восстановление (в т. ч. коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.  ...

29 06 2020 8:56:41

Система образования и педагогическая мысль в античном мире

Афинская система воспитания и образования...

28 06 2020 13:34:17

Пути эвакуации желчи

Когда в 12-перстную кишку прибывает пища. Сфинктер Одди по приказу парасимпатики расслабляется и желчь вместе с панкреатическим соком поступает в кишку. Сфинктер остается открытым до тех пор, пока имеется потребность в желчи. Вне пищеварения желчь будет поступать в желчный пузырь. Часть воды всасывается эпителиоцитами, поэтому пузырная желчь более концентрированная, чем печеночная. При открытии сфинктера Одди сначала в кишку начинает поступать желчь из пузыря, а уже потом из печени. Регуляция желчевыделения осуществляется нервными и гуморальными механизмами. Стимулирующий эффект имеют такие гормоны ЖКТ, как холецистокинин, панкреозимин, гастрин, бомбезин, а тормозят деятельность пузыря вазоактивный интерстинальный пептид, соматостатин, панкреатический полипептид....

27 06 2020 20:53:55

Введение в педагогику

Декларация прав ребенка (20.11.59) Конвенция о правах ребенка (20.11.89) Закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» (VIII) 1998 г. Закон РФ «Об Образовании» Концепция Федеральной целевой программы развития образования О региональном (областном) компоненте Стратегия развития образования на современном этапе ...

26 06 2020 5:14:55

Предупреждение и исправление ошибок; контроль (второй этап)

На этом этапе есть смысл проводить текущий контроль за качеством выполнения двигательного действия. Установка при этом должна быть не столько на мобилизацию физических сил, сколько на точность движений, слаженность, ритмичность и другие показатели совершенства техники....

24 06 2020 11:26:12

Утомление

Показатель Средняя нагрузка Большая нагрузка Чрезмерная нагрузка (непосредственные изменения) Восстановительный период после чрезмерной нагрузки Окраска кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или чрезмерная бледность Бледность, сохраняется несколько дней Движение Уверенное выполнение Увеличение ошибок, снижение точности, появление неуверенности Сильное нарушение координации, вялое выполнение движений, явное проявление ошибок Нарушение движений и бессилие в следующем тренировочном занятии Сосредоточенность Нормальная, корригирующие указания выполняются, полное внимание при объяснении и показе упражнения Невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость при отработке технических и тактических навыков, сниженная способность к дифференциации Значительно сниженная сосредоточенность, большая нервозность, рассеянность, сильно замедленная реакция Невнимательность, неспособность к исправлению движений после 24 или 48 часов отдыха, неспособность сосредоточиться во время умственной работы Общее самочувствие Никаких жалоб Слабость в мышцах, значительно затрудненное дыхание, нарастающее бессилие явно сниженная работоспособность Свинцовая тяжесть в мышцах, головокружение, тошнота   Готовность к достижениям Стойкое желание продолжать тренироваться Пониженная активность, стремление к более длительным паузам, снижение готовности продолжать работу Желание полного покоя и прекращения работы Нежелание тренироваться на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера Настроение Приподнятое, радостное, оживление Несколько «приглушенное», но радостное, радость по поводу предстоящей тренировки Возникновение сомнение в ценности и смысле тренировок, боязнь перед новой тренировкой Подавленность, непрекращающиеся сомнение в ценности тренировки, поиск причин для отсутствия на тренировке Раздел статьи: Физиология спорта ...

23 06 2020 12:48:10

Игровой метод

• Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей....

21 06 2020 15:23:42

Содержание и форма физического упражнения

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой....

19 06 2020 1:28:50

Развитие образования в средние века (V – XVII века)

Церковная система образования...

18 06 2020 21:49:50

Методика воспитания скоростных способностей

Если продолжительность упражнения до 5 секунд, то паузы отдыха – 60 секунд;...

17 06 2020 11:30:24

Классификация тренировочных нагрузок по их интенсивности

3-я зона интенсивности – смешанная аэробно-анаэробная;...

15 06 2020 13:27:44

Теория и методика физической культуры 2

Цель и решаемые задачи Типичные средства и методы третьего этапа Завершающая отработка ООД Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка Общая регламентация режима упражнений Предупреждение и исправление ошибок Контроль за формированием навыка и его совершенствованием Силовые способности...

13 06 2020 14:11:25

Формы обучения

Урок (урок ФК) – основная форма организации обучения в школе...

12 06 2020 10:28:58

Тканевые гормоны

...

11 06 2020 17:37:26

Принципы построения систем соревнований в общей системе подготовки спортсмена

2. Ведомственный принцип организации и проведения соревнований...

10 06 2020 20:22:16

Типы тренировочных микроциклов

Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ординарные, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные....

09 06 2020 18:50:24

Основы спортивной тренировки 2

Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки Интегральная подготовка Психическая подготовка...

07 06 2020 7:47:49

Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны

2. Выполнение одинаковой интервальной работы, но с различными паузами отдыха (полными или сокращёнными) дает совершенно различные реакции организма спортсмена....

05 06 2020 21:21:19

Теория и методика избранного вида спорта 2

Запрещённые вещества и методы Стимуляторы Наркотические анальгетики Анаболические стероиды Диуретики Пептидные гормоны. Бета-блокаторы Кровяной допинг Противодействие использованию допинговых средств и методов в спорте Механизм действия, эффективность и побочные эффекты допинговых веществ и методов (таблица) ...

03 06 2020 19:53:56

Требования к показателям, используемым в контроле

В скоростно-силовых видах спорта, где главной особенностью спортсмена является умение проявлять кратковременные максимальные нервно–мышечные напряжения (легкоатлетические прыжки, метания, спринтерские номера программы в циклических видах спота, тяжелая атлетика), в качестве контроля используются показатели, характеризующие состояние нервно–мышечного аппарата, скоростно-силовых компонентов двигательной функции, проявляемых в специфических текстовых упражнениях...

02 06 2020 0:52:41

Непрерывность тренировочного процесса

• Работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное развитие двигательных качеств, рост тренированности и спортивного мастерства в избранном виде спорта....

01 06 2020 9:43:56

Практические методы

Методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники:...

31 05 2020 15:42:33

Сложные движения

Вращательным является движение, при котором некоторое множество точек внутри тела остаются неподвижными относительно тела отсчёта и образуют ось вращения. Все остальные точки тела движутся относительно оси по концентрическим окружностям с одинаковой угловой скоростью....

30 05 2020 8:39:58

Возникновение физического воспитания

Далее в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, то есть когда его готовят к жизни и труду предварительно....

29 05 2020 22:34:34

Афофкис раздел «Печень»

Резюме по теме «Печень» Морфология печени Макропроцессы в печеночной дольке «Чудесная сеть» печени Современные подходы к строению печени Желчеобразующая и желчевыделительная функция печени Белковый обмен и печень Углеводный обмен и печень Жировой обмен и печень Пигментный обмен и печень Обмен витаминов и печень Ферментный обмен и печень Обмен гормонов и печень Функции печени Пути эвакуации желчи Глоссарий по теме «Печень» Литература по теме «Печень» ...

27 05 2020 2:26:13

Биомеханические аспекты двигательных реакций

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации)....

24 05 2020 17:44:32

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;...

22 05 2020 16:43:24

Половой цикл

...

21 05 2020 3:50:33

Средства развития координационных способностей

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой служат подвижные игры, единоборства, кроссовый бег и бег на лыжах по пересечённой местности, горнолыжный спорт....

20 05 2020 12:18:44

Реакции адаптации при мышечной деятельности

Приспособительные реакции человеческого организма (реакции адаптации) можно разделить на срочные (врождённые) и долговременные (приобретённые). Усиление дыхания или перераспределение кровотока в ответ на физическую нагрузку, усиление ЧСС при психическом возбуждении и т. п. – это всё срочные врождённые реакции. С помощью тренировки их можно лишь изменить, тогда как срочные приобретённые реакции (например, сложные технико-тактические навыки) самим своим существованием обязаны обучению и тренировке....

19 05 2020 12:54:29

Тканевые гормоны

...

18 05 2020 13:23:31

Воспитание собственно-силовых способностей

Для начинающих величина отягощений 40-60% от максимальных, до 10-12 ПМ. Отягощение следует увеличивать по мере того, как количество повторений в одном подходе начинает превосходить заданное, то есть необходимо сохранять ПМ в пределах 10-12. Для подготовленных спортсменов, по мере увеличения силы, вес отягощений повышают до 80% от максимальных с 5-6 ПМ....

17 05 2020 1:34:25

Методы обеспечения наглядности (наглядные методы)

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить....

16 05 2020 8:21:41

Средства физического воспитания детей школьного возраста

3. Лыжная подготовка. Этот вид двигательной активности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают все основные мышечные группы и системы организма – функционирует сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности....

15 05 2020 11:46:30

Профессиональная пригодность и педагогические способности

Требования к личности современного преподавателя...

14 05 2020 20:36:10

Предупреждение и исправление ошибок; контроль

• отклонения от заданных временных и пространственно- временных параметров движений (несвоевременное начало следующих друг за другом движений, замедленность их, нарушение ритма движений);...

12 05 2020 2:27:44

Сердечный цикл

...

11 05 2020 10:11:34

Требования к планированию в физическом воспитании и спорте

• Образовательные задачи (обучение двигательным действиям);...

10 05 2020 6:28:40

Понятие о дидактике и сущность процесса обучения

Основные дидактические понятия...

07 05 2020 9:16:17

Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности

2) в направленном планировании различных средств восстановления, всё шире проникающих в современный спорт....

05 05 2020 13:43:57

Оценка уровня развития скоростных способностей

3) по частоте движений....

03 05 2020 10:22:11

Первый этап отбора

Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше бегающих, плавающих или катающихся на катающихся на коньках или лыжах за более способных....

02 05 2020 22:38:41

Проводящая система сердца

Раздел статьи: Афофкис раздел «Сердце» ...

01 05 2020 7:49:51

Структура технической подготовки

Технические приёмы и действия в современном спорте исключительно многообразны, объём их постоянно обогащается. При этом наибольшая техническая оснащённость характерна для сложнокоординационных видов спорта, единоборств, спортивных игр. Поэтому, чем большим числом приёмов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы....

30 04 2020 0:51:11

Пример подготовительной части урока

1-4 – Вращения кистями рук вперед5-8 – Вращения кистями рук назад...

29 04 2020 8:36:53

Подготовка спортивного резерва

1) спортивно-оздоровительный этап;...

28 04 2020 6:55:36

Формирование срочной адаптации

Примером срочной адаптации могут также служить данные о перераспределении кровотока при физических нагрузках (табл. 2).  ...

27 04 2020 11:58:13

Режимы сокращения и разновидности работы мышц

3) ауксотоническое или анизотоническое – это режим, при котором мышца развивает напряжение и укорачивается. Именно этот тип мышечных сокращений обеспечивает выполнение двигательных действий человека....

24 04 2020 13:27:33

«Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки

2. «Внутренняя» сторона нагрузки. Наиболее полно нагрузка характеризуется с «внутренней» стороны то есть по реакции спортсмена на выполняемую работу (по степени утомления). Здесь наряду с показателями, несущими информацию о срочном тренировочном эффекте, проявляющимся непосредственно во время работы и сразу после её окончания, могут использоваться данные о характере и продолжительности периода восстановления....

22 04 2020 12:31:12

Пищеварение в тонком кишечнике

Рис. 1. Поперечное сечение двух ворсинок тонкого кишечника и крипты между ними, видны несколько типов клеток слизистой структуры, находящиеся внутри ворсинки....

21 04 2020 17:33:30

Педагогическая деятельность тренера

Воспитательные аспекты работы тренера...

20 04 2020 16:41:57

Содержание образования

Национально – региональный компонент (НРК) в содержании образования...

19 04 2020 6:46:15

Анализ урока

Общая плотность урока по физической культуре должна приближаться к 100 %....

18 04 2020 12:40:31

Структура соревновательной деятельности

• быстрота двигательной реакции на стартовый сигнал (определяется по времени от выстрела стартёра до первого движения бегуна);...

15 04 2020 12:49:13

Современные педагогические технологии

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина)...

13 04 2020 23:35:16

Третий этап отбора

Оценка перечисленных способностей наряду со спортивными результатами должна занимать большое место в отборе и ориентации спортсмена на третьем этапе. При этом внимание должно быть обращено не только на абсолютные показатели тренированности и спортивных достижений, но и на темпы их прироста от одного этапа подготовки к другому....

11 04 2020 9:26:46

Малые формы занятий, применяемых в физкультурной практике

• Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки). Физкультпаузы)....

10 04 2020 13:48:36

Всасывание продуктов переваривания пищи

Вода и некоторые электролиты проходят через мембраны слизистой оболочки пищеварительного канала в обоих направлениях. Вода проходит путем диффузии, и в ее всасывании большую роль играют гормональные факторы. Наиболее интенсивное всасывание происходит в толстом кишечнике. Растворенные в воде соли натрия, калия и кальция всасываются преимущественно в тонком кишечнике по механизму активного транспорта против градиента концентрации. (см.рис Механизмы всасывания воды)....

09 04 2020 0:14:25

Методы строго регламентированного упражнения

В процессе освоения структуры двигательного действия применяются следующие методы:...

08 04 2020 5:15:35

Волнообразность и вариативность нагрузок

• Средние волны, выражают тенденцию нагрузок в нескольких микроциклах...

06 04 2020 8:14:54

Средства обучения

Средства обучения в ФК и С...

05 04 2020 10:14:43

Компонентный состав скоростных качеств

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам проявления скоростных качеств относятся: 1) быстрота двигательной реакции (латентное время реакции); 2) скорость одиночного движения; 3) частота (тем) движений....

03 04 2020 12:46:18

Методы физического воспитания

1) методы строго регламентированного упражнения;...

02 04 2020 6:27:47

Способы проведения соревнований

В спортивных играх, единоборствах и других видах спорта в основном встречаются следующие способы проведения соревнований: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания....

01 04 2020 1:22:58

Слух

...

29 03 2020 12:41:51

Педагогическая культура личности. Культура речи педагога

Правильность дыхания. Дыхание является основой речеголосового звучания. Дыхание должно быть фонационным (на выдохе). От него зависит сила, красота, легкость и мелодичность голоса. Хорошая дикция (четкость и ясность произношения). В основе лежит хорошая артикуляция (четкое произношение звуков). Педагог должен укреплять и развивать голос, Нельзя быть педагогом «без голоса».Культура речи – это речевое мастерство, умение выбирать стилистически уместный вариант, умение выразительно и доходчиво доложить мысль.Компоненты структуры речи: правильность речи – нормы ударения и нормы грамматики, точность речи, логичность, чистота речи, выразительность, богатство и разнообразие ( словарный запас А.С.Пушкина 21290 слов, у современного взрослого человека 10 – 12 тыс.слов), уместность речи, языковые и речевые стили.Педагогу необходимо знать, что:- точность и выразительность речи достигается использованием синонимов (спортсмен – знаменитый, выдающийся, известный);- тафталогия снижает качество речи (свободная вакансия, своя автобиография);- большое значение имеет интонация: логическая (ее цель выделить смысл) и эмоционально-экспрессивная (цель – передать свои чувства, переживания, отношения);- засоряют речь слова – паразиты (вот, так сказать, как говориться);- не воспринимается речь с растягиванием слов, с остановками и неопределенными звуками («э-э», «м – м»);- не рекомендуется использовать жаргонизмы («пруха», «сделать»);- не рекомендуется использовать штампы и шаблоны (заострить вопрос, так сказать, как говорится);- культуры речи не мыслима без норм литературного произношения;- выразительность и эмоциональность речи достигается использованием фразеологических оборотов, пословиц, поговорок....

27 03 2020 16:48:18

Жиры

...

26 03 2020 4:19:55

Структура психической подготовки

Общая психическая подготовка спортсмена - представляет собой обучение спортсмена универсальным приёмам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: 1)способам саморегуляции эмоциональных состояний; 2) уровня активации, концентрации и распределения внимания; 3)способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия....

25 03 2020 12:12:29

Всасывание продуктов переваривания пищи

Вода и некоторые электролиты проходят через мембраны слизистой оболочки пищеварительного канала в обоих направлениях. Вода проходит путем диффузии, и в ее всасывании большую роль играют гормональные факторы. Наиболее интенсивное всасывание происходит в толстом кишечнике. Растворенные в воде соли натрия, калия и кальция всасываются преимущественно в тонком кишечнике по механизму активного транспорта против градиента концентрации. (см.рис Механизмы всасывания воды)....

24 03 2020 17:19:26

Понятия: «спортивный отбор», «спортивная ориентция», «спортивные способности»

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов....

18 03 2020 9:23:52

Базовые функциональные понятия: «спортивная подготовка» и «спортивная тренировка»

Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает производное понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших данных в передовой спортивной подготовке....

16 03 2020 20:26:40

Физиологические механизмы развития физических качеств

скрытый латентный период двигательной реакции скорость выполнения одного движения темп движений ( скорость повторения аналогичных движений) Для выполнения скоростно-силовых упражнений необходима мощность как ведущее качество, чем большую мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он сообщает снаряду или собственному телу. Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости.В значительной степени мощность определяется максимальной динамической мышечной силой, одной из ее разновидностей является взрывная сила, способность к быстрому проявлению мышечной силы.Взрывная сила зависит от координации моторных центров и скорости сократительных способностей мышц, скоростные сократительные свойства мышц зависят от соотношения быстрых и медленных волокон.Тренировки сериями из 4-5 упражнений максимальной мощности продолжительностью 8-10 с. Отдых между упражнениями в каждой серии равен 20-30 с. Продолжительность отдыха между сериями 5-6 мину. Количество серий не более 8-10.Структурно-морфологические особенности мышц, определяющие возможности проявления силы и быстроты, касаются строения, как отдельных мышечных волокон, так и мышцы в целом. Скоростно-силовые качества отдельного мышечного волокна зависят от количества сократительных элементов – миофибрилл – и от развития саркоплазматической сети, содержащей ионы кальция. Сеть также участвует в проведении нервного импульса внутри мышечной клетки.В зависимости от преобладания тех или иных способов образования АТФ, химического состава и микроскопического строения выделяют 3 основных типа мышечных волокон: тонические, фазические и переходные.Тонические волокна – красные, медленные S-волокна) содержат относительно большое количество митохондрий, миоглобина, но мало сократительных миофибрилл. Основной механизм ресинтеза АТФ в этих волокнах – аэробный. Поэтому они сокращаются медленно, развивают небольшую мощность, но работают длительное время.Фазические волокна, белые, быстрые,F-волокна имеют много миофибрилл, хорошо развитую саркоплазматическую сеть (много цистерн с ионами кальция), к ним подходит много нервных окончаний. В них хорошо развиты коллагеновые волокна, что способствует их быстрому расслаблению. В их саркоплазме большие концентрации КФ и гликогена, высока активность ферментов гликолиза. Относительное количество митохондрий в белых волокнах меньше, содержание миоглобина в них низкое. Обеспечение энергией осуществляется за счет креатинфосфатной реакции и гликолиза. Сочетание анаэробных путей ресинтеза АТФ с большим количеством миофибрилл позволяет волокнам данного типа развивать высокую скорость и силу сокращения. Но время работы ограничено.Переходные волокна занимают промежуточное положение между тоническими и фазическими. Соотношение между различными типами мышечных клеток у каждого человека генетически предопределено. Но можно различными ФН целенаправленно вызвать изменение спектра мышечных волокон. Так, например, упражнения с отягощениями приводят к развитию гипертрофии миофибриллярного типа, т.е. увеличивается количество миофибрилл в мышечных клетках.Выносливость - это способность человека длительное время выполнять глобальную динамическую работу аэробного характера. Спортсмены в этих видах спорта должны обладать большими аэробными возможностями: максимальной скоростью потребления кислорода и способностью длительное время ее поддерживать, чем больше объем потребления кислорода, тем большую мощность работы может выполнить спортсмен в условиях аэробной работы. МПК-70-85 мл/кг. Выносливость лимитируют внемышечные факторы: функциональное состояние кардиореспираторной системы, печени, нервно-гормональной регуляции, кислородная емкость крови, запасы в организме легкодоступных источников энергии. В качестве примера построения тренировочных занятий, направленных на развитие выносливости, можно привести так называемую циркуляторную интервальную тренировку по Фрайбургскому правилу. Этот метод заключается в чередовании кратковременных упражнений екбольшой интенсивности и длительности от 30 до 90 секунд с интервалами отдыха такой же продолжительности. Такая работа стимулирует аэробное энергообеспечение мышечной деятельности и приводит к улучшению показателей кардиореспираторной системы.Для повышения уровня миоглобина в мышцах может быть использована миоглобиновая интервальная тренировка. Спортсменам предлагаются очень короткие (5-10с) нагрузки средней интенсивности, чередуемые с такими же короткими промежутками отдыха. Выполняемая работа обеспечивается кислородом, который депонирован в мышечных клетках в форме комплекса с миоглобином. Короткий отдых между упражнениями достаточен для восполнения запасов кислорода. Тренировки в среднегорье также хорошо восполняют запасы миоглобина в мышцах.Уровень МПК зависит от систем доставки кислорода к работающим органам(кровь- гемоглобин), от системы потребления кислорода на клеточном уровне, тканевом, органном и организменном....

15 03 2020 22:54:56

Кинематические характеристики движений

Целесообразное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих действий, в частности их результативности. Особое требование в этом отношении предъявляется к спортивным стартовым положениям (низкий старт спринтера, боевая стойка фехтовальщика, боксёра и т. д.). Ряд исходных положений, принятых в физическом воспитании имеет самостоятельное значение для решения частных задач (исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений)....

14 03 2020 11:23:16

Теория и методика физической культуры 3

Классификация форм занятий в физическом воспитании Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте План-конспект урока Анализ урока Хронокарта урока Термины общеразвивающих упражнений Термины акробатических упражнений Правила и формы записи упражнений Неурочные формы занятий...

13 03 2020 3:26:28

Сила

Количество активных двигательных единиц (ДЕ) в мышцах:При обычных рефлекторных реакцияхПри значительных силовых напряжениях 20-30%90-100% Увеличение силы мышц при ее предварительном растяжении антагонистом В 2-3 раза Прирост силы в процессе тренировки:При локальной работеПри глобальной работе В 3,5-3,7разаВ 1,75-1,5раза Тренировочный вес при развитии силы, необходимой для вовлечения больших ДЕ скелетных мышц и усилении межцентральных взаимодействий в коре больших полушарий мозга 70-80% Сохранение достигнутого уровня силы при перерывах в тренировочном процессе 18 месяцев Среднее ежегодное увеличение силы вес до 56 кг/свыше 110кг 2,8/8,7 кг/год Раздел статьи: Физиология спорта ...

12 03 2020 10:20:39

Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем

Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе, занимаясь основными видами аэробики (циклическими упражнениями), нужного оздоровительного эффекта достигают при занятиях продолжительностью не менее 30 минут, 3 - 4 раза в неделю....

10 03 2020 16:55:56

Текущее управление

· рациональное соотношение в мезоциклах нагрузочных и восстановительных микроциклов как основы для эффективной адаптации;...

09 03 2020 8:32:16

Общеподготовительные упражнения

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования:...

07 03 2020 10:22:22

Стартовые действия

Суставные углы в стартовом положении должны отвечать индивидуальным особенностям спортсмена, его скоростно-силовой подготовленности и условиям стартового действия....

06 03 2020 22:56:33

Еще:
Смешарики -1 :: Смешарики -2 :: Смешарики -3 ::

Современные научные исследования в области физической культуры и спорта, как в России, так и за рубежом основываются на широком использовании инновационных достижений в развитии физиологии, биологии, биохимии, генетики, фармакологии, психологии, информатики и многих других научных направлений. Широко используются наукоемкие аппаратурные и высокоэффективные компьютерные и информационные технологии. Финансирование науки во многих странах осуществляется в объемах, многократно превосходящих таковое в нашей стране.