Современное понимание феномена культура здоровья > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Современное понимание феномена культура здоровья

Современное понимание феномена культура здоровья

В условиях обострения социально-экономических отношений и преобразования российского общества возникают социальные и психологические проблемы, которые меняют внутренние ощущения, влияют на самочувствие и поведение подрастающего поколения. Поэтому в последние годы специалисты обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.
Необходимо отметить, что понятие «культура здоровья» разpaбатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте. Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура». Чаще ученые делают акценты на таких компонентах культуры здоровья, как ценностный, мотивационный, деятельностный. В исследованиях Л.П. Царевского рассматриваются другие компоненты: физический, физиологический, психологический, интеллектуальный. По мнению И.И. Новоселовой, культура здоровья состоит из: духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного, когнитивного, креативного, мотивационно-деятельностного, чувственно-волевого, трaнcляционного компонентов.
Проведя глубокий анализ уже имеющихся литературных данных сущности « культура здоровья» можно сделать следующие выводы.
• Культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней.
• Ценностный потенциал культуры здоровья - это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей.
• Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала.
• Основа культуры здоровья – осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.
• Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение ЗОЖ.
• Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.
Т.о., «культура здоровья» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении ЗОЖ.
Культура здоровья состоит из 3 основных элементов: когнитивного, креативного и конативного.
Когнитивный элемент: приобретение, понимание, анализ, преобразование, использование знаний о здоровье и рефлексии.
Креативный элемент: самосовершенствование, преодоление стереотипов, наличие личностных позитивных результатов образования в области культуры здоровья
Конативный элемент: сформированная активная, целенаправленная, самоконтролируемая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данный элемент способствует развитию следующих личностных качеств: физиологических (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальных (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения добываемых знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы. Когнитивный элемент предусматривает последовательное изменение самосознания подрастающего поколения, начиная с ситуативно обусловленных взглядов на проблему здоровья к устойчивому пониманию его роли в жизни человека.
Креативный (творческий) элемент культуры здоровья – это наличие личностных результатов самосовершенствования человека в физическом, психическом, духовно-нравственном плане и таких качеств личности, как инициативность, одухотворенность, изобретательность, неординарность, проницательность, прогностичность и т.д. креативный элемент обеспечивает подрастающему поколению возможность активного самосовершенствования и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека и ЗОЖ.
Конативный элемент (поведенческий) культуры здоровья включает моторно-волевую сферу регуляции жизненного опыта человека, изначально состоящую из способов некритических ситуативных поведенческих стереотипов детей, которые затем переходят в стадию осознанного критического усвоения ими элементов ЗОЖ, формирования положительных устойчивых привычек и проявления сформированной, активной, самоконтролируемой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Актуализация проблемы воспитания культуры здоровья связана с ухудшением
состояния здоровья подрастающего поколения. Только 10% выпускников могут считаться пpaктически здоровыми. 50% имеют морфофункциональную патологию, у 40% выявлены хронические заболевания.

Раздел статьи: Физиология спорта


Выносливость

Выносливость  Общая выносливость – способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших групп мышц...

14 07 2024 17:21:48

Рабочий план на первую четверть для учащихся 6-го класса

Рабочий план на первую четверть для учащихся 6-го класса  с четырёх-пяти шагов разбега Бег в умеренном темпе Баскетбол Ловля и передача мяча Передача мяча со сменой мест в тройке Ведение мяча шагом и бегом (прямо) Броски мяча после ведения по кольцу Учебные игры 3 * 3; 4* 4 по упрощённым правилам Игры Эстафеты с преодолением препятствий Эстафеты с предметами Эстафеты с элементами баскетбола «Перестрелка» Контроль двигательной подготовленности Бег 30 м...

13 07 2024 12:54:30

Влияние массажа на нервную систему

Влияние массажа на нервную систему  Грановской (1960 г...

12 07 2024 23:20:10

Пищеварение в толстом кишечнике |

Пищеварение в толстом кишечнике | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Пищеварение» ...

11 07 2024 22:44:10

Методика построения тренировочных занятий

Методика построения тренировочных занятий  В подготовительной части: разминка, вpaбатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена...

10 07 2024 10:55:31

Утомление

Утомление  Теория закисления, метаболитов2...

09 07 2024 18:31:15

Реакции адаптации при мышечной деятельности

Реакции адаптации при мышечной деятельности  Им было показано, что при воздействии на организм стрессового раздражителя возможны реакции двух видов: 1) если возбудитель слишком силён или действует долго, наступает заключительная фаза стресс-синдрома – истощение; 2) если раздражитель не превышает приспособительных резервов организма, активизируются процессы специфической адаптации...

08 07 2024 7:22:20

Локомоторные движения

Локомоторные движения  У всех локомоторных движений общая двигательная задача – усилиями мышц передвигать тело человека относительно опоры или среды...

07 07 2024 12:32:32

Аллергия

Аллергия  Экзогенные аллергены могут поступать в организм воздушным путём, с пищевыми продуктами, при контакте бактерий и вирусов с кожей и слизистыми оболочками...

06 07 2024 17:49:21

Почему допинг привлекает спортсменов?

Почему допинг привлекает спортсменов?  В то, что организм работает на износ, это дело второе...

05 07 2024 21:49:56

Сущность, структура и этапы педагогического процесса |

Сущность, структура и этапы педагогического процесса | > Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру. Ц Е Л Ь – П Р И Н Ц И П Ы – С О Д Е Р Ж А Н И Е – М Е Т О Д Ы – С Р Е Д С Т В А – Ф О Р М Ы Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание представляет собой опыт, который передается для достижения поставленной цели. Методы – действия педагога и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание. Средства – способы «работы» с содержанием (их используют в единстве с методами). Формы придают логическую завершенность педагогическому процессу. ...

03 07 2024 9:34:35

Этапное планирование

Этапное планирование  Этапное планирование в спорте обычно имеет продолжительность от 1 – 1...

02 07 2024 14:56:21

Правила и формы записи упражнений

Правила и формы записи упражнений  • Название движения (наклон, поворот, мах, выпад, присед и т...

01 07 2024 7:33:58

Понятие о макроциклах, построение тренировки

Понятие о макроциклах, построение тренировки  Варианты построения 4-летнего олимпийского цикла Вариант 1 – год 2 – год 3 – год 4 – год Рекомендуется Первый Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности Молодым спортсменам, готовящимся к своей первой Олимпиаде Второй Увеличение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности У Стабилизация объёма тренировочных нагрузок и объёма работы повышенной интенсивности Молодым и опытным спортсменам Третий Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышений интенсивности Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности Повышение общего объёма нагрузки и объёма нагрузки повышенной интенсивности Опытным спортсменам, готовящимся к своей второй или третьей Олимпиаде Раздел статьи: Основы спортивной тренировки ...

29 06 2024 17:17:36

Формы воспитания |

Формы воспитания | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Воспитание ...

28 06 2024 1:45:33

Модели подготовленности

Модели подготовленности  Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...

27 06 2024 20:17:40

Регуляция дыхания |

Регуляция дыхания | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

26 06 2024 1:28:44

Влияние обучения и воспитания на развитие личности |

Влияние обучения и воспитания на развитие личности | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

25 06 2024 2:22:42

Глоссарий по теме «Сердце»

Глоссарий по теме «Сердце»  Глоссарий по теме «Сердце» ...

24 06 2024 20:19:27

В-лимфоциты. Гумopaльный иммунитет

В-лимфоциты. Гумopaльный иммунитет  В плазмоцитах происходит синтез антител-иммуноглобулинов...

23 06 2024 16:58:34

Формы обучения

Формы обучения  • По месту учебы: школьные (уроки, учебные занятия, работа на пришкольном участке, в лаборатории) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии)...

21 06 2024 13:16:40

Содержание воспитание |

Содержание воспитание | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Воспитание ...

20 06 2024 0:43:53

Надпочечники

Надпочечники  Кора состоит из 3-х слоев:Клубочковая (наружная) зона, секретирующая гормоны минералокортикоиды ( альдостерон);Пучковая (средняя) зона, секретирующая глюкокортикоиды (кортизол, гидрокортизол);Сетчатая (внутренняя) зона, секретирующая небольшое количество пoлoвых гормонов (андрогенов, эстрогенов)...

18 06 2024 1:37:10

Формирование долговременной адаптации

Формирование долговременной адаптации  В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях...

17 06 2024 1:21:10

Т-лимфоциты. Клеточный иммунитет

Т-лимфоциты. Клеточный иммунитет  Антигеннезависимый период заканчивается образованием антигенреактивных Т-лимфоцитов...

16 06 2024 16:34:42

Исходное определение средств физического воспитания

Исходное определение средств физического воспитания  Оздоровительные силы природы используются по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры)...

15 06 2024 21:54:17

Сравнение структуры основных отделов пищеварительного тракта человека (таблица) |

Сравнение структуры основных отделов пищеварительного тракта человека (таблица) |  Мышечная пластинка слизистой оболочки Некоторое количество слизистых желез имеется Многочисленные желудочные железы имеется Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется Трубчатые железы имеется Подслизистая оболочка...

14 06 2024 0:11:18

Декларация прав ребенка (20.11.59)

Декларация прав ребенка (20.11.59)  - провозглашение) не имеет обязательной силы...

13 06 2024 18:56:30

Методы обучения

Методы обучения  Классификации методов обучения 1...

12 06 2024 16:20:23

Развитие лыжных гонок

Развитие лыжных гонок  И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле»...

11 06 2024 17:18:32

Радиационная гигиена

Радиационная гигиена  Ионизирующее излучение образуется в процессе самопроизвольного превращения неустойчивых изотопов одних химических элементов в другие...

09 06 2024 2:52:58

Структура соревновательной деятельности |

>Например, в структуре соревновательной деятельности в легкоатлетическом беге на 100 метров (и по аналогии на спринтерских дистанциях циклических видов спорта) может быть выделено как минимум четыре компонента: ...

08 06 2024 3:17:58

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием  • Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия...

07 06 2024 7:51:34

Закономерности переноса двигательных умений и навыков

Закономерности переноса двигательных умений и навыков  Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий...

06 06 2024 23:50:47

Методика развития гибкости

Методика развития гибкости  Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные; 40% - пассивные и 20% - статические...

05 06 2024 21:14:54

Сущность, структура и этапы педагогического процесса

Сущность, структура и этапы педагогического процесса  Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире, обучение влияет преимущественно на интеллект...

04 06 2024 0:48:43

Содержание и форма физического упражнения

Содержание и форма физического упражнения  Выполнение упражнения означает переход на тот или иной уровень его функциональной активности...

02 06 2024 13:40:11

Пoлoвoй цикл

Пoлoвoй цикл  Параллельно с созреванием фолликула во время цикла возникают изменения в слизистой оболочке пoлoвых органов...

01 06 2024 0:55:27

Текущее управление

Текущее управление  Реализация возможностей текущего управления осуществляется двумя путями...

31 05 2024 19:26:49

Половые железы |

Половые железы | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

30 05 2024 10:15:12

Белки

Белки  Белки служат источником незаменимых аминокислот и так называемого неспецифического азота, необходимого для синтеза белка...

29 05 2024 13:13:40

Временные масштабы планирования

Временные масштабы планирования  Поэтому, чем меньше срок, на который составляется план, тем он более конкретный и детализированный...

28 05 2024 4:36:55

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::