Основные понятия теории и методики физического воспитания

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления). К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт.
1. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование. Физическое образование – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества и познавать закономерности движений своего тела.
По степени освоенности, техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме двигательного навыка. Поэтому часто вместо словосочетания обучение двигательным действиям используют термин формирование двигательных умений и навыков.
Воспитание физических качеств - является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врождёнными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический хаpaктер, то корректнее говорить не развитие а «воспитание физических качеств».
2. Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.
Физическое развитие хаpaктеризуется изменениями трех групп показателей:
• Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.).
• Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
• Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45 – 50-летнего возраста физическое развитие как бы стабилизировано на определённом уровне. В дальнейшем по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.
Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида и реализуется в физическом воспитании.
Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» применяют тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к спортивной, трудовой и иной деятельности.
3. Физическая подготовка - есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в определённой деятельности, либо способствующих её освоению.
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Общая физическая подготовка - направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной двигательной деятельности (в конкретном виде спорта, профессии и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека.
4. Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку быстро адаптироваться к различным, в том числе и нeблагоприятным условиям жизни, труда, быта;
2)высокая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;
4)всесторонне и гармонически развитые физические качества;
5)владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия.
5. Спорт - представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности.
Хаpaктерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам в каждом виде спорта.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки.
Раздел статьи: Теория и методика физической культуры
 Реализация возможностей текущего управления осуществляется двумя путями...
Реализация возможностей текущего управления осуществляется двумя путями...
30 10 2025 9:23:21
 Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы...
 Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы...
29 10 2025 0:44:42
 > Биодинамика ходьбы и бега.  Стартовые действия.
 Локомоторные движения
 Биомеханика ходьбы и бега.  Разделение на фазы
 Биомеханика ходьбы и бега.  Величина силы реакции опоры
 Биодинамика бега
 Стартовые действия
...
> Биодинамика ходьбы и бега.  Стартовые действия.
 Локомоторные движения
 Биомеханика ходьбы и бега.  Разделение на фазы
 Биомеханика ходьбы и бега.  Величина силы реакции опоры
 Биодинамика бега
 Стартовые действия
...
28 10 2025 19:39:53
 Философия является фундаментом педагогики...
Философия является фундаментом педагогики...
27 10 2025 14:22:56
 > Обучение – процесс передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.  Обучение является ядром образования. Образование - процесс и результат усвоения человеком опыта поколений; это специально организованная система условий для развития человека (образовательные учреждения,  Ф П К,  М Т Б, кадры и т.д.). Воспитание – процесс воздействия одних людей на других в целях формирования личности; это функция общества по подготовке человека к жизни. Воспитание, образование, обучение ( В О О) являются внешними факторами.  Человек способен сам приобрести опыт, развиваться.  Самовоспитание, самообразование, самообучение (само В О О) - это внутренний мир человека, его готовность и способность самостоятельно развиваться. Взаимосвязь  В О О и само В О О объясняется с помощью воспитательных отношений – отношений между людьми, направленных на развитие личности посредством  В О О.  Типы воспитательных отношений: человек-человек, человек – (техника, книга, искусства, природа) – человек.  В результате человек развивается и формируется личность. Развитие – это движение; процесс внутреннего количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.  Развитие человека идет в процессе воспитания. ( Развитие: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное). 		
						
 
     (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
		
	
...
> Обучение – процесс передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.  Обучение является ядром образования. Образование - процесс и результат усвоения человеком опыта поколений; это специально организованная система условий для развития человека (образовательные учреждения,  Ф П К,  М Т Б, кадры и т.д.). Воспитание – процесс воздействия одних людей на других в целях формирования личности; это функция общества по подготовке человека к жизни. Воспитание, образование, обучение ( В О О) являются внешними факторами.  Человек способен сам приобрести опыт, развиваться.  Самовоспитание, самообразование, самообучение (само В О О) - это внутренний мир человека, его готовность и способность самостоятельно развиваться. Взаимосвязь  В О О и само В О О объясняется с помощью воспитательных отношений – отношений между людьми, направленных на развитие личности посредством  В О О.  Типы воспитательных отношений: человек-человек, человек – (техника, книга, искусства, природа) – человек.  В результате человек развивается и формируется личность. Развитие – это движение; процесс внутреннего количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.  Развитие человека идет в процессе воспитания. ( Развитие: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное). 		
						
 
     (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
		
	
...
26 10 2025 5:29:14
 В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений...
 В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений...
25 10 2025 13:51:39
 Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями организмов и систем, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней подготовки, часто не позволяет, не только увеличить нагрузки, но и удержать их на достигнутом уровне...
Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями организмов и систем, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней подготовки, часто не позволяет, не только увеличить нагрузки, но и удержать их на достигнутом уровне...
24 10 2025 7:34:12
 Эффективность отбора в значительной степени связана с оценкой у спортсменов основных показателей, хаpaктеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства...
Эффективность отбора в значительной степени связана с оценкой у спортсменов основных показателей, хаpaктеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства...
23 10 2025 3:15:54
 Переднезадняя составляющая обычно больше на 50 – 60 % в обеих своих частях, т...
 Переднезадняя составляющая обычно больше на 50 – 60 % в обеих своих частях, т...
22 10 2025 23:21:46
 Мышечная пластинка слизистой оболочки
			Некоторое количество слизистых желез имеется
			Многочисленные желудочные железы имеется
			Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется
			Трубчатые железы имеется
		
		
			Подслизистая оболочка...
 Мышечная пластинка слизистой оболочки
			Некоторое количество слизистых желез имеется
			Многочисленные желудочные железы имеется
			Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется
			Трубчатые железы имеется
		
		
			Подслизистая оболочка...
21 10 2025 18:52:17
 Эти два направления могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности...
Эти два направления могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности...
20 10 2025 9:38:49
 В сложнокоординационных видах деятельности показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия...
 В сложнокоординационных видах деятельности показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия...
18 10 2025 20:27:33
 Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...
 Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...
17 10 2025 17:37:13
 >1.  Традиционная классификация.
словесный
наглядный
практический
работа с книгой
видеометод
 Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссиядиспут
 Иллюстрация Демонстрация  Наблюденияуч-ся
 Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд
 Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование
 Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль
...
>1.  Традиционная классификация.
словесный
наглядный
практический
работа с книгой
видеометод
 Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссиядиспут
 Иллюстрация Демонстрация  Наблюденияуч-ся
 Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд
 Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование
 Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль
...
16 10 2025 1:13:49
 В то, что организм работает на износ, это дело второе...
 В то, что организм работает на износ, это дело второе...
15 10 2025 16:22:49
 Эти же процессы лежат в основе аллергических заболеваний...
 Эти же процессы лежат в основе аллергических заболеваний...
13 10 2025 20:52:26
 align="right"> Раздел статьи: 
 Афофкис раздел « Сенсорные системы»
		
	 
    
        
	
	
							
				...
 align="right"> Раздел статьи: 
 Афофкис раздел « Сенсорные системы»
		
	 
    
        
	
	
							
				...
12 10 2025 8:35:18
 Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и cмepть – наиболее отдаленной»...
Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и cмepть – наиболее отдаленной»...
11 10 2025 4:52:26
 Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами...
 Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами...
10 10 2025 10:18:27
 Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью...
 Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью...
09 10 2025 9:50:13
 Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи...
 Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи...
08 10 2025 5:43:49
 Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...
Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...
05 10 2025 13:28:16
 align="right"> Раздел статьи: 
 Введение в педагогику
		
	 
    
        
	
	
							
				...
 align="right"> Раздел статьи: 
 Введение в педагогику
		
	 
    
        
	
	
							
				...
04 10 2025 17:36:26
 Варианты построения 4-летнего олимпийского цикла
Вариант
1 – год
2 – год
3 – год
4 – год
Рекомендуется
Первый
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Молодым спортсменам, готовящимся к своей первой Олимпиаде
Второй
Увеличение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
У Стабилизация объёма тренировочных нагрузок и объёма работы повышенной интенсивности
Молодым и опытным спортсменам
Третий
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышений интенсивности
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Повышение общего объёма нагрузки и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Опытным спортсменам, готовящимся к своей второй или третьей Олимпиаде
		
						
 Раздел статьи: 
Основы спортивной тренировки
		
	 
	
	
							
				...
Варианты построения 4-летнего олимпийского цикла
Вариант
1 – год
2 – год
3 – год
4 – год
Рекомендуется
Первый
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Молодым спортсменам, готовящимся к своей первой Олимпиаде
Второй
Увеличение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
У Стабилизация объёма тренировочных нагрузок и объёма работы повышенной интенсивности
Молодым и опытным спортсменам
Третий
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышений интенсивности
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Повышение общего объёма нагрузки и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Опытным спортсменам, готовящимся к своей второй или третьей Олимпиаде
		
						
 Раздел статьи: 
Основы спортивной тренировки
		
	 
	
	
							
				...
03 10 2025 11:55:18
 Активная борьба с допингами началась после Олимпиады в 1960 году в Риме, погиб Енсен датский велогонщик, применивший прямо на дистанции велогонки амфетамин...
Активная борьба с допингами началась после Олимпиады в 1960 году в Риме, погиб Енсен датский велогонщик, применивший прямо на дистанции велогонки амфетамин...
01 10 2025 14:36:34
 И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле»...
 И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле»...
30 09 2025 22:44:56
 Наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения...
 Наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения...
29 09 2025 10:53:59
 align="right"> Раздел статьи: 
 Афофкис раздел « Пищеварение»
		
	 
    
        
	
	
							
				...
 align="right"> Раздел статьи: 
 Афофкис раздел « Пищеварение»
		
	 
    
        
	
	
							
				...
28 09 2025 20:40:51
 Быстрота зависит от скорости мышечного сокращения, мощности мобилизации химической энергии в мышечном волокне и превращении её в механическую энергию сокращения...
Быстрота зависит от скорости мышечного сокращения, мощности мобилизации химической энергии в мышечном волокне и превращении её в механическую энергию сокращения...
26 09 2025 7:32:42
 В условиях максимальной нагрузки ЧД возрастает до 40-60 в 1 минуту...
 В условиях максимальной нагрузки ЧД возрастает до 40-60 в 1 минуту...
21 09 2025 2:26:40
 > Термин « Т О» подразумевает классно-урочную организацию обучения, которая до сих пор преобладает в школах мира.  Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований.  Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, он «должен», он еще не полноценная личность.  Учитель – командир, судья, он «всегда прав».  Цели  Т О ориентированы на усвоение  З У Н, а не на развитие личности.  Методы основаны на сообщении знаний, обучению по образцу, механической памяти, репродуктивном воспроизведении. К традиционным технологиям относятся и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу (группе) лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях и результаты усвоения проверяются в форме зачетов. 		
						
 
     (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
		
	
...
> Термин « Т О» подразумевает классно-урочную организацию обучения, которая до сих пор преобладает в школах мира.  Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований.  Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, он «должен», он еще не полноценная личность.  Учитель – командир, судья, он «всегда прав».  Цели  Т О ориентированы на усвоение  З У Н, а не на развитие личности.  Методы основаны на сообщении знаний, обучению по образцу, механической памяти, репродуктивном воспроизведении. К традиционным технологиям относятся и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу (группе) лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях и результаты усвоения проверяются в форме зачетов. 		
						
 
     (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
		
	
...
19 09 2025 21:29:31
 Антигеннезависимый период заканчивается образованием антигенреактивных Т-лимфоцитов...
 Антигеннезависимый период заканчивается образованием антигенреактивных Т-лимфоцитов...
18 09 2025 14:50:46
 Их стимулирующее действие в значительной мере связано на стволовую часть мозга...
 Их стимулирующее действие в значительной мере связано на стволовую часть мозга...
16 09 2025 14:44:35
 А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет, в среднем на 7 см...
 А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет, в среднем на 7 см...
15 09 2025 7:58:41
 Известен педагогический тpaктат- «Поучения князя Владимира Мономаха детям» (12 век)...
 Известен педагогический тpaктат- «Поучения князя Владимира Мономаха детям» (12 век)...
14 09 2025 21:23:14
 > Документы о правах детей и образовании
 Декларация прав ребенка (20.11.59)
 Конвенция о правах ребенка (20.11.89)
 Закон « Об основных гарантиях прав ребенка  Р Ф» (VIII) 1998 г.
 Закон  Р Ф « Об  Образовании»
 Концепция  Федеральной целевой программы развития образования
 О региональном (областном) компоненте
 Стратегия развития образования на современном этапе
 
    
        
	
	
							
				...
> Документы о правах детей и образовании
 Декларация прав ребенка (20.11.59)
 Конвенция о правах ребенка (20.11.89)
 Закон « Об основных гарантиях прав ребенка  Р Ф» (VIII) 1998 г.
 Закон  Р Ф « Об  Образовании»
 Концепция  Федеральной целевой программы развития образования
 О региональном (областном) компоненте
 Стратегия развития образования на современном этапе
 
    
        
	
	
							
				...
12 09 2025 10:29:23
 В результате этих процессов от субстрата (как правило, это углевод) остаются углекислый газ и вода, например:С6 Н12 О6 +6О26СО2+6Н2О +энергия...
В результате этих процессов от субстрата (как правило, это углевод) остаются углекислый газ и вода, например:С6 Н12 О6 +6О26СО2+6Н2О +энергия...
11 09 2025 17:25:19
Еще:
Спорт и здоровье  -1 :: Спорт и здоровье  -2 :: Спорт и здоровье  -3 :: Спорт и здоровье  -4 :: 




 >
...
>
... >		
						
 ...
>		
						
 ... 
 align="right"> Раздел статьи: 
 Лекции о гормонах
		
	 
    
        
	
	
							
				...
 align="right"> Раздел статьи: 
 Лекции о гормонах
		
	 
    
        
	
	
							
				... 
 
 
 
 
 
 
