Гигиена как отрасль медицины. Цели, задачи предмета гигиены. Методы изучения окружающей среды. Гигиена физической культуры и спорта.

Гигиена – одна из старейших областей медицинских знаний, наука, цель которой - охрана здоровья и профилактика заболеваний человека. Это наука о сохранении, укреплении и повышении здоровья общества. Английский ученый Э.Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и cмepть – наиболее отдаленной».
Под внешней средой понимается сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов, в которых протекает жизнь, труд и отдых человека на протяжении всей его жизни.
Слово «гигиена» происходит от греческого «hygienos», что означает « целебный», «здоровый», «приносящий здоровье». Вместе с этим термином часто употрeбляется термин «санитария», который происходит от латинского слова «sanitas» ,т.е. здоровье. Санитария – это проведение пpaктических мероприятий по осуществлению требований гигиены в целях охраны и укрепления здоровья населения. Необходимое условие существования человека и сохранения его здоровья – это равновесие между организмом и внешней средой. Нeблагоприятные воздействия внешней среды, превышающие адаптационные возможности человека, могут вызвать различные нарушения здоровья. Внешняя среда представляет собой сложный комплекс различных факторов, действие которых определяется природными, социальными и экономическими условиями.
Основные задачи гигиены – исследование взаимодействия организма человека с окружающей средой и влияние на него различных природных и социальных факторов, научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление жизни. Актуальнейшей задачей гигиены является также оздоровление внешней среды и охрана природы в целом.
В зависимости от решаемых задач по изучению влияния на организм различных факторов в гигиене используются следующие методы:
- Метод санитарного описания заключается в изучении и подробном описании санитарно- гигиенического состояния различных объектов: школ, стадионов, бассейнов и др. Этот метод может использоваться на предварительном или заключительном этапе обследования. Он не позволяет получить качественную и количественную хаpaктеристику факторов внешней среды.
- Физические методы позволяют определить многие важные параметры окружающей среды: температуру, влажность, скорость воздуха, атмосферное давление, освещенность, уровень радиации, шума, вибрации и др.
- Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов, а также для изучения воздействия химических веществ на организм человека в производственных и бытовых условиях. Это высоко чувствительные методы.
- Санитарно-статистический метод позволяет оценить суммарное влияние социальных, природных, экономических и других факторов на важные показатели состояния здоровья населения или отдельных групп людей: показатели физического развития, средней продолжительности жизни, заболеваемости, cмepтности и др.
- Экспериментальные методы позволяют в модельных условиях изучать влияние отдельных факторов или их комплекса на организм человека и животных. С помощью этого метода дается оценка различным устройствам, токсическим веществам, новым видам одежды и обуви и др. Этот метод успешно применяется в условиях моделирования разнообразных условий внешней среды на различных промышленных, коммунальных и спортивных объектах.
- Бактериологические методы позволяют определить бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищи, одежды и обуви, спортивного инвентаря и др.
- Физиолого-гигиеничекие методы позволяют определить различные изменения в функциях ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других системах организма при различных условиях жизни и труда. При спортивной деятельности и т.п.
- Клинические методы дают информацию об изменениях состояния здоровья и работоспособности при воздействии различных факторов, в том числе профессиональных.
Гигиена широко использует также методы смежных дисциплин: физиологии, биохимии, бактериологии, токсикологии, физики, химии и др.
На основании изучения влияния факторов внешней среды разpaбатываются гигиенические нормативы. Во многих из них указываются предельно допустимые величины различных факторов (ПДК). Существуют ГОСТы и СНиПы, санитарные нормы и правила, за соблюдением которых следит СЭН (санитарно-эпидемиологический надзор). Они проводят свою работу в комплексе с лечебными и профилактическими учреждениями. СЭН осуществляют предупредительный и текущий надзор, изучают санитарное состояние населенных мест, проводят мероприятия по предупреждению и борьбе с инфекциями, профессиональными и другими заболеваниями, а также организуют работу по санитарному просвещению.
Раздел статьи: Гигиена
Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, но и самостоятельные занятия по общей физической подготовке, атлетической подготовке, избирательно-кондиционной тренировке...
06 12 2025 19:51:56
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
05 12 2025 15:21:13
), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем...
03 12 2025 9:25:30
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития...
02 12 2025 2:12:12
Располагается сердце между легкими, в средостении...
01 12 2025 22:29:39
Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%...
29 11 2025 23:52:49
Однако в этом упражнении ни амплитуда движения, ни, что ещё более важно, акцентируемый участок движения не соответствует таковым в беге и прыжках...
28 11 2025 20:31:27
Одним из важнейших условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь структуры движений и уровня развития физических качеств...
27 11 2025 20:57:23
Интенсивность нагрузки (качественная сторона нагрузки) определяется скоростью преодоления дистанции, величиной преодолеваемого отягощения или сопротивления, темпом движений, плотностью выполнения упражнений в занятии...
24 11 2025 14:39:35
23 11 2025 16:41:44
Цели ФВ: 1) физическое совершенствование; 2) здоровье; 3) формирование привычек здорового образа жизни...
22 11 2025 14:16:33
Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный хаpaктер как для относительно небольших структурных образований тренировочного процесса (микроциклов), так и для более продолжительных (мезоциклов, периодов)...
19 11 2025 10:48:14
Но как сопоставить возможности одного человека, но проявляемые в разных ситуациях, или возможности разных людей, но проявляемые в одинаковых условиях? Необходима некоторая качественная мера и количественные критерии для сравнения и оценки...
18 11 2025 19:34:53
Наружная–склера, она непрозрачная, впереди переходит в прозрачную роговицу...
15 11 2025 3:20:58
> Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки
Интегральная подготовка
...
13 11 2025 9:45:32
Областные советы ДСО профсоюзов, СО «Динамо», ДСО «Трудовые резервы» делегировали своих лучших юных спортсменов для обучения в ШИСП, что способствовало росту спортивных результатов...
12 11 2025 10:14:43
В желудке всасывается вода и алкоголь, небольшое количество солей и продуктов расщепления углеводов...
10 11 2025 1:47:38
Рецепторы могут быть встроены в наружную мембрану клеток (рецепторы катехоламинов), во внутренние органоиды (рецепторы стероидных и тиреоидных гормонов)...
09 11 2025 21:27:54
Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий...
08 11 2025 21:28:56
Философия является фундаментом педагогики...
07 11 2025 16:17:27
>• По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, индивидуальные.• По месту учебы: школьные (уроки, учебные занятия, работа на пришкольном участке, в лаборатории) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).• По длительности времени обучения: классический урок (40 – 45 минут), спаренное занятие (90 минут), занятие произвольной продолжительности «без звонков». На различных этапах развития общества находили применение следующие четыре формы обучения. Индивидуальная форма обучения. Это такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей. Групповая форма обучения. Предполагает работу учащихся в группах по 3 – 6 человек и наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ, при отработке навыков. задания. Лекционно – семинарская форма обучения. Данная форма обучения предусматривает более высокий уровень обучения, характерна для вузов. Виды учебных занятий. Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации (продолжительностью 80 – 90 минут). Она призвана дать целостное, отчетливое и доказательное представление об изучаемой проблеме. Практическое (семинарское) занятие направлено на углубление и закрепление знаний под руководством преподавателя, на обсуждение результатов самостоятельного изучения учащимися (студентами) темы. Кроме лекций, семинарских и практических занятий существуют и другие, так называемые вспомогательные формы организации учебной работы: экскурсии, конференции, факультативы и курсы по выбору, консультации, тренинги, собеседования, экзамены, зачеты.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Классно – урочная форма обучения. Это наиболее распространенная форма обучения в школе, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практику Я. А. Коменский. Это наиболее экономичная система, она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения, а учитель является руководителей учебно – воспитательного процесса. Она является специфической формой организации учебной работы, состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по классам, занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Недостатки классно – урочной формы: трудность в учете индивидуальных особенностей учащихся, в организации индивидуальной работы; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью. Классно – урочная система имеет следующие формы: основная форма – урок и традиционные формы – домашняя работа, экскурсии, факультативы, общественно полезный труд, внеклассная работа (кружки, конкурсы, олимпиады, выставки).
...
06 11 2025 8:45:36
• Название движения (наклон, поворот, мах, выпад, присед и т...
05 11 2025 23:17:19
Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире, обучение влияет преимущественно на интеллект...
04 11 2025 1:24:51
В подготовительной части: разминка, вpaбатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена...
03 11 2025 22:38:18
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Педагогическая деятельность
...
02 11 2025 5:10:39
Программа соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития РФ...
01 11 2025 2:15:40
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Дидактика
...
31 10 2025 18:42:26
Восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение функций к исходному уровню...
29 10 2025 9:55:20
Основная информация поступает от двигательного аппарата – рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др...
27 10 2025 15:55:20
Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы...
26 10 2025 8:43:45
Поэтому, чем меньше срок, на который составляется план, тем он более конкретный и детализированный...
25 10 2025 11:50:50
Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры...
24 10 2025 8:48:28
Стартовые положения – это исходные позы для последующего передвижения, которые обеспечивают лучшие условия для развития стартового ускорения...
23 10 2025 14:48:49
Главными адаптирующими факторами при этом являются объём и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближённых к соревновательным, а в некоторых фрагментах и превышающих их...
22 10 2025 3:35:22
Самый первый и элементарный уровень регуляции – внутрисердечный...
21 10 2025 11:30:14
К неспецифическим реакциям врожденного типа относится взаимодействие факторов сыворотки крови с поверхностью чужеродных частиц (микроорганизмов), что облегчает их захват фагоцитами...
20 10 2025 3:31:16
В структуре мышечной ткани различают два типа мышечных волокон – медленно сокращающиеся (МС) и быстросокращающиеся (БС)...
19 10 2025 1:56:21
Центр масс тела. Равновесие. Масса тела | ...
18 10 2025 20:28:38
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




>
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
>
...
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Воспитание
...