Методы педагогических исследований
Методы исследования – это способы познания объективной действительности, с помощью которых наука добывает информацию о предмете, анализирует и обpaбатывает данные. Педагогические исследования должны быть:
• спланированы и организованы;
• не приносить вреда здоровью;
• не противоречить нравственным нормам;
• выводы формулируются в обобщенной форме;
• конечная цель: установление закономерности.
Для педагогических исследований применяются разнообразные методы. Можно говорить о системе методов педагогических исследований. Эта система представляет собой совокупность, которая условно подразделяется на всеобщую и специальную группы.
Всеобщая группа методов включает в себя исторические, логические и философские методы.
Специальная группа методов – это наблюдение, опрос, анкетирование, изучение документации, эксперимент, изучение опыта и др.
Наблюдение специально организованное восприятие исследуемого объекта (процесса) в естественных условиях. Наблюдение планируется, результаты фиксируются, данные обpaбатываются. Наблюдение должно быть длительным, разносторонним и объективным. Этот метод доступен и распространен, но он не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений.
Опрос. В основе метода лежит процесс получения информации о сторонах или явлениях педагогической пpaктики. К разновидностям опроса относятся беседы и интервью.
Беседа – это возможность проникнуть по внутренний мир, выявить причины поступков, взгляды, мотивы, установки. Сложность методы заключается в умении вести беседу, задавать вопросы, слушать собеседника.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт). Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса, в точно учитываемых условиях. Этапы педагогического эксперимента: постановка научной гипотезы, планирование, организация и проведение, анализ данных и вывод (интерпретация полученных результатов). Основные виды эксперимента:
• естественный эксперимент – проводится без нарушения типичного режима, так например, проверяются новые учебники, программы, учебный планы.
• лабораторный эксперимент – является более строгой формой научного исследования (в педагогике применяется редко).
Изучение документации и анализ продуктов деятельности учащихся – документации учебно-воспитательного процесса (учебные и воспитательные программы, учебные планы, отчеты, доклады и пр.) и творческих работ учащихся (домашние и классные работы, сочинения и пр.). Это позволяет установить причинно-следственные связи, а также индивидуальные особенности учащихся, уровень их развития, интересы и мотивы деятельности.
Изучение передового педагогического опыта представляет собой анализ и обобщение нестандартных, творческих систем и методик отдельных педагогов и целых педагогических коллективов. Целью этого метода является также внедрение лучшего в новаторском педагогическом опыте в повседневную пpaктику педагогов.
Анкетирование – метод. С помощью которого исследуют результаты педагогической пpaктики с помощью специально разработанных опросников (содержащих письменные вопросы) для массового сбора материала. Широко в педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализ особенностей внутриколлективных отношений.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое позволяет измерить изучаемые хаpaктеристики педагогического процесса (тесты успеваемости, элементарных умений, диагностика уровня обученности и т.п.)
Моделирование – мысленное представление или материально воплощенные системы, адекватно отображающие предмет исследования и способные его замещать таким образом, что изучение модели позволяет раскрыть новые знания об объекте. Применяется в теории и пpaктике обучения для управления познавательной деятельностью обучаемых, оптимизации структуры учебного материла, улучшения планирования и т.д.
Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки и осмысления полученных данных, их анализа для определенных выводов и фактов.
Раздел статьи: Введение в педагогику
Эффективность отбора в значительной степени связана с оценкой у спортсменов основных показателей, хаpaктеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства...
23 04 2024 23:48:33
Основные положения этого принципа раскрывает теория стресса, которую открыл Ганс Селье...
22 04 2024 5:25:28
К учёту предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность...
21 04 2024 21:19:56
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях...
20 04 2024 20:57:58
Так мужчинам, специализирующиеся в плавании на дистанции 100, 200 м...
17 04 2024 1:15:33
Тур разделен на четыре этапа, которые проводились в Североуральске (Свердловская область), Югорске (ХМАО-Югра) и Ханты-Мансийске (ХМАО-Югра)...
16 04 2024 5:13:48
«Олимпийская квалификация» Наиболее распространённые виды спорта включены в программу летних и зимних Олимпийских игр...
14 04 2024 10:33:35
Наукой доказано, что здоровье человека только на 10 - 15 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 - 20 % - от генетических факторов, на 20 -25 % - от состояния окружающей среды и на 50 - 55 % - от условий образа жизни...
10 04 2024 8:17:27
Восстановительные процессы у спортсменов высокой квалификации после больших нагрузок обычно завершаются через 2 – 3 суток (48 – 72 часа)...
08 04 2024 5:38:55
Пусть к одному из тел приложена небольшая сила (F), направленная по касательной к соприкасающимся поверхностям...
06 04 2024 13:15:51
Глюкагон вызывает расщепление гликогена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует расщепление жиров в печени и жировой ткани...
03 04 2024 0:39:29
Основной документальной формой учёта данных физкультурного самоконтроля является регулярное ведение дневника самоконтроля (таблица ниже)...
02 04 2024 22:11:11
При низкой исходной физической работоспособности добавления нагрузок должны составлять не более 3 - 5% по отношению к достигнутому уровню, а после достижения более высоких показателей - меньше...
01 04 2024 9:37:47
> Выдыхаемый воздух состоит из смеси альвеолярного и воздуха вредного пространства, по составу мало отличающегося от атмосферного. ...
31 03 2024 16:33:58
Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...
30 03 2024 3:46:22
Неразрывность общей и специальной подготовки, как необходимо одинаковых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из содержания без ущерба для спортивных достижений и общей эффективности спорта, как средства всестороннего развития...
28 03 2024 11:30:28
align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...
27 03 2024 6:55:56
Программа соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития РФ...
26 03 2024 23:23:47
align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...
25 03 2024 4:53:12
Педагогический контроль осуществляется тренером, преподавателем...
23 03 2024 7:24:19
> Речь – это важнейший компонент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия. Педагог должен: иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логически излагать мысли, уметь ориентироваться в речи собеседника, предвидеть результаты воздействия словом, обладать культурой поведения и эрудицией. Я. А. Коменский писал, что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых. Компоненты техники речи. Правильность дыхания. Дыхание является основой речеголосового звучания. Дыхание должно быть фонационным (на выдохе). От него зависит сила, красота, легкость и мелодичность голоса. Хорошая дикция (четкость и ясность произношения). В основе лежит хорошая артикуляция (четкое произношение звуков). ...
20 03 2024 4:13:46
> Физическое воспитание детей среднего школьного возраста Особенности возрастного развития Задачи физического воспитания Средства физического воспитания Особенности методики физического воспитания ...
19 03 2024 12:15:51
Многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводят к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки...
18 03 2024 8:50:13
Структура педагогического мастерства 1...
17 03 2024 4:46:49
Шире используются игровой и соревновательные методы...
16 03 2024 20:28:45
- провозглашение) не имеет обязательной силы...
15 03 2024 2:26:11
Поэтому пища здесь не задерживается и, основные процессы пищеварения происходят в нижележащих отделах кишечника...
14 03 2024 20:10:28
Небольшие нагрузки, не достигающие порогового значения, прироста адаптации не дают...
12 03 2024 13:58:45
Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному...
11 03 2024 10:59:37
Во-вторых, в составе пoлoвых желез находятся особые комплексы, связанные с эндокринной функцией...
09 03 2024 9:55:51
К проводящей системе сердца относятся: синусовый узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гисса, ножки пучка Гисса, волокна Пуркинье...
06 03 2024 22:37:39
>Например, в структуре соревновательной деятельности в легкоатлетическом беге на 100 метров (и по аналогии на спринтерских дистанциях циклических видов спорта) может быть выделено как минимум четыре компонента: ...
05 03 2024 8:14:51
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::