Механизм действия, эффективность и побочные эффекты допинговых веществ и методов

| Вещества и методы | Хаpaктеристика | Механизм действия | Эффективность | Побочные действия |
| Стимуляторы | Стимуляторами принято считать вещества, оказывающие стимулирующее воздействие на ЦНС, способствующие интенсивному использованию эндогенных ресурсов организма. | Во влиянии стимуляторов на физическую работоспособность можно выделить два компонента - физиологический (способность вызвать в организме изменения, аналогичные тем, что происходят под действием адреналина) и психологический (способность повышать возбудимость, концентрацию, самоуверенность. | Способствует повышению выносливости к аэробной работе. Эффект является дозазависимым. | После приёма высоких доз – психические расстройства, галлюцинации. Постепенно развивается тяжёлая форма психической зависимости. Побочные эффекты, аналогичные эффектам норадреналина: сужение кровеносных сосудов, повышение кровяного давления с выраженным потоотделением, возможен тепловой удар. Стимулирует диурез, что может привести к обезвоживанию организма, возможен летальный исход. |
| Наркотики | К классу наркотиков относят наркотические aнaльгетики – морфин, пентазоцин, героин и др. | Основа механизма действия состоит во взаимодействии с опиатными (морфиновыми) рецепторами в ЦНС, и тем самым моделируются эффекты «внутренних морфинов». | Увеличивают толерантность к болевым ощущениям, что способствует повышению спортивной работоспособности за счёт продолжения выполнения физической нагрузки за чертой естественного ограничения. | Самый тяжёлый острый побочный эффект при передозировке – паралич органов дыхания. Длительное применение проиводит к появлению наркотической зависимости. |
| Анаболические агенты | Анаболические агенты – целая группа различных по структуре и происхождению средств, способных усиливать процессы синтеза белка и других веществ в организме. К анаболикам относятся анаболические стероидные гормоны. Анаболические стероиды – это синтетические производные тестостерона со сниженной андрогенной активностью и сохранённой - анаболической. | Внутриклеточный рецептор связывает молекулу стероида, образовавшийся комплекс трaнcпортируется в клеточное ядро, присоединяется к ядерной ДНК, что вызывает активациюсинтеза информационной РНК и запускает синтез белка в рибососмах. | Рост силовых показателей, увеличение объёмов мышц, уменьшение процента жира в организме, стимуляция дыхания, повышение выносливости, увеличение венозности мускулатуры. Способствует повышению работоспособности, интенсификации восстановительных реакций и процессов регенерации после травм. | Скопление жидкости в тканях, нарушения функции сердечно-сосудистой системы, поражение печени, психические нарушения, вирилизация у женщин, некоторые побочные действия у мужчин (гинекомастия), уменьшение объёма яичка и количества cпepмы, бесплодие), преждевременное прекращение роста у детей и юношей. |
| Бета-адреномиметики | Бета-2-адреномиметики стимулируют бета-2-адренорецепторы и проявляют выраженное анаболическое действие. | Механизм анаболического действия малоизучен. Предполагают, что в механизм действия этих средств вовлечены гормоны щитовидной железы. | Усиливают способность мышцы к сокращению и обладают сильным анаболическим эффектом. | Основные побочные эффекты - тахикардия, приступы стенокардии, аритмии. Побочные эффекты при больших дозах мало изучены. |
| Бета-адреноблокаторы | Бета-адреноблокаторы - препараты, блокирующие бета-адрено-рецепторы клеток. | Угнетающее действие на нервные проводящие пути, обеспечивающие стимуляцию ЦНС и исполнительных органов. | Подавление излишнего возбуждения, снижение тремора, урежение частоты сокращений сердца (эффективны в стрельбе из пистолета, лука и др.). | Иногда – гипотензия, брадикардия, асистолия, застойная сердечная недостаточность, нарушения деятельности желудочно-кишечного тpaкта, бронхоспазм, импотенция, нервнопсихические нарушения. |
| Диуретики | Диуретики (мочегонные средства) – лекарственные средства разного химического строения, которые способствуют увеличению выведения мочи и уменьшению содержания жидкости в организме. | Воздействие на почки (на процессы, происходящие в нефроне – клубочковая фильтрация, кaнaльцевая реабсорбация, секреция). | Применение диуретиков не способствует повышению работоспособности. Они используются для быстрого снижения массы тела у спортсменов, специализирующихся в различных видах борьбы, художественной и спортивной гимнастике и других видах спорта. В отдельных случаях – для выведения других запрещённых препаратов с целью затруднения допинг-контроля. | При больших дозах или при длительном систематическом использовании могут способствовать избыточному выделению жизненно важных микроэлементов (кальция, калия, натрия и др.), развитию остеопороза, нарушению мeнcтpуального цикла. |
| Маскирующие агенты | К маскирующим агентам относят Диуретики (см. выше), эпитестостерон, пробенецид и плазмозаменители типа гемодеза. | Считается, что применение маскирующих агентов позволяет скрыть при допинг-контроле факт применения запрещённых веществ других классов. | Выведение других запрещённых веществ из крови (диуретики), «разжижение» крови (гемодез и т. п. препараты), «нормализация» соотношения тестостерон/эпитестостерон, затруднение факта выявления применения анаболических стероидов | Побочные эффекты диуретиков – см. выше; пробенецида – раздражение слизистой оболочки пищеварительного тpaкта, кожные аллергические реакции, образование камней в почках; гемодеза – потеря массы тела, обезвоживание организма, аллергические реакции |
| Пептидные гормоны | К ним относят хорионический гонадотропин человека (ХГЧ), кортикотропин, гормон роста (сомототропин, СТГ), инсулин и эритропоэтин (ЭПО). | Применение ХГЧ у мужчин повышает в организме синтез тестостерона. Стимулирующее рост действие СТГ на органы-мишени осуществляется опосредованно через соматомедины и факторы роста с инсулиноподобной активностью. Инсулин повышает проницаемость мышечных и жировых клеток для глюкозы, аминокислот, свободных жирных кислот, калия, магния и фосфатов, а также нуклеотидов, имеет выраженное анаболическое действие. ЭПО стимулирует образование эритроцитов в костном мозгу. | Инъекционный ХГЧ используется для усиленной выработки тестостерона. СТГ способствует росту скелета, росту и дифференциации органов, приросту массы тела. Инсулин на нынешний день один из самых сильных анаболиков. ЭПО повышает работоспособность в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости к аэробной работе. | При приёме ХГЧ – те же побочные явления, что и при приёме тестостерона. Побочные эффекты СТГ – риск развития сахарного диабета и возможная гипофункция щитовидной железы, развитие акромегалии. При применении препаратов инсулина – возможность проявления тяжёлой гипогликемии и гипогликемической комы. При передозировке ЭПО - увеличение вязкости крови и риска возникновениянарушений в системе сердца и головного мозга. |
| Кровяной допинг | Кровяной допинг заключается во введении спортсменам крови, эритроцитов и содержащихся в крови веществ. | Теоретической основой для применения гемотрaнcфузии является повышение сопротивляемости организма к низкому содержанию кислорода в атмосферном воздухе и по той же причине – к недостатку кислорода в условиях напряжённой мышечной деятельности. | Повышение выносливости к аэробной работе. | При неправильном выполнении гемотрaнcфузии возможно внесение в организм инфекции или попадание воздуха в кровяное русло. |
Раздел статьи: Теория и методика избранного вида спорта
Восстановительные процессы у спортсменов высокой квалификации после больших нагрузок обычно завершаются через 2 – 3 суток (48 – 72 часа)...
07 12 2025 9:57:33
Примерами ударов являются:
· Удары по мячу, шайбе...
06 12 2025 16:25:14
• Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки)...
05 12 2025 13:26:38
Специализированные средства (соревновательные и специально-подготовительные упражнения) с одной стороны оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов...
03 12 2025 13:59:33
Эти колебания не оказывают заметного влияния на здоровых людей...
01 12 2025 7:31:58
- воспитание смелости, честности, коллективизма, дисциплинированности...
30 11 2025 16:17:27
);• виды деятельности (игра, труд, общение, общественная работы, учение (познание), физические упражнения и спорт);• предметы, вещи (игрушки, компьютер);• произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство – литература, музыка и т...
28 11 2025 9:12:54
К проприорецепторам относятся мышечные веретена, сухожильные органы Гольджи и суставные рецепторы...
27 11 2025 3:53:46
Целесообразный объём нагрузки (продолжительность отдельных упражнений, число повторений) определяется возможностью повторить действие без ухудшения качества движений...
26 11 2025 23:51:31
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
25 11 2025 12:52:54
Пролиферативная фаза совпадает с фолликулярной фазой овариального цикла и состоит в быстрой пролиферации росте клеток эндометрия, приводящих к его утолщению...
23 11 2025 20:56:16
Фактически именно с них начинается вся система выведения желчи в кишечник...
22 11 2025 15:43:57
Мышечная пластинка слизистой оболочки
Некоторое количество слизистых желез имеется
Многочисленные желудочные железы имеется
Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется
Трубчатые железы имеется
Подслизистая оболочка...
21 11 2025 2:22:23
В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем (как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека)...
20 11 2025 22:23:53
Основная методологическая установка: не только не навредить, но и укрепить, улучшить, совершенствовать здоровье...
19 11 2025 13:45:46
), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем...
18 11 2025 13:29:50
Для определения общей плотности урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке (Tад)...
16 11 2025 12:32:21
Создать условия, способствующие воспроизведению этих параметров в процессе повторения действия (путём стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т...
15 11 2025 16:44:56
>1. Традиционная классификация.
словесный
наглядный
практический
работа с книгой
видеометод
Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссиядиспут
Иллюстрация Демонстрация Наблюденияуч-ся
Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд
Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование
Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль
...
14 11 2025 0:52:30
с четырёх-пяти шагов разбега
Бег в умеренном темпе
Баскетбол
Ловля и передача мяча
Передача мяча со сменой мест в тройке
Ведение мяча шагом и бегом (прямо)
Броски мяча после ведения по кольцу
Учебные игры 3 * 3; 4* 4 по упрощённым правилам
Игры
Эстафеты с преодолением препятствий
Эстафеты с предметами
Эстафеты с элементами баскетбола
«Перестрелка»
Контроль двигательной подготовленности
Бег 30 м...
13 11 2025 20:39:26
Леонардо особенно интересовался строением человеческого тела (анатомией) в связи с движением...
12 11 2025 21:28:53
В рамках этих взглядов набор генов , необходимый для обеспечения синтеза антител самой разнообразной специфичности, не возникает вновь за счёт мутационных изменений в онтогенезе, а имеется в готовом виде и передаётся из поколения в поколение...
11 11 2025 22:37:45
> Система физического воспитания в Российской Федерации
Понятие о системе физического воспитания в стране и её структуре
Цель и задачи физического воспитания
Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
...
10 11 2025 2:58:25
Магнус утверждал, что регулярные соревнования в лыжных гонках проводили лапландцы – жители Скандинавии и запада Кольского полуострова...
08 11 2025 15:46:17
Обычно выделяют три возрастные зоны:
1-я зона – зона первых больших успехов;
2-я зона – зона максимальной реализации индивидуальных возможностей;
3-я зона – зона сохранения высших спортивных достижений...
07 11 2025 20:38:20
Так, при выполнении работы, но в различных функциональных состояниях (недовосстановление, восстановление, сверхвосстановление) приводит к различным реакциям функциональных систем организма...
06 11 2025 18:30:26
Общая выносливость – способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших групп мышц...
05 11 2025 1:35:10
Небольшие нагрузки, не достигающие порогового значения, прироста адаптации не дают...
04 11 2025 0:41:55
> Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки
Интегральная подготовка
...
03 11 2025 21:57:14
Неразрывность общей и специальной подготовки, как необходимо одинаковых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из содержания без ущерба для спортивных достижений и общей эффективности спорта, как средства всестороннего развития...
01 11 2025 9:43:43
Общественные цели – цели различных слоев населения, отражающие потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке...
30 10 2025 23:18:46
Напряжение кислорода и углекислого газа (мм...
27 10 2025 2:46:16
Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание...
26 10 2025 10:47:10
Например, они могли ускорять или тормозить физико - химические процессы в клетке...
25 10 2025 12:39:39
align="right"> Раздел статьи:
Введение в педагогику
...
24 10 2025 2:55:22
Воздух разбавляет до безопасных концентраций ряда химических загрязнителей...
22 10 2025 20:11:26
Помещают на поверхности клетки, в межклеточном прострaнcтве...
20 10 2025 5:54:37
>1. Развивающее и воспитывающее обучение.2. Научность, доступность и посильная трудность (обучение на высшем уровне трудности).3. Создание оптимальных условий для обучения.4. Сознательная и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.5. Наглядность и развитие теоретического мышления.6. Системность и систематичность обучения.7. Опережающее обучение.8. Переход от обучения к самообразованию.9. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.10. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.11. Положительный эмоциональный фон обучения.12. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.13. Гуманизация и гуманитаризация обучения.14. Компьютеризация обучения.15. Интегративность обучения, учет межпредметных связей16. Инновативность обучения.
...
19 10 2025 6:40:19
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




>
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о дыхании
...
Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения