Основные цели, средства и методы психической подготовки

Основные цели, средства и методы психической подготовки
Содержание психической подготовки, её построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи.
Цель психической подготовки – реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную тренировочную и соревновательную деятельность в избранном виде спорта. Многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводят к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.
Содержание средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация (по А. В. Родионову, 1995).
1. По цели применяемые средства и методы психической подготовки делятся на:
• мобилизующие;
• корригирующие (направляющие);
• релаксирующие (расслабляющие).
2. По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на:
• психолго-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, комбинированные);
• психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные);
3. По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:
• средства, направленные на коррекцию психомоторной сферы (т. е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);
• средства воздействия на волевую сферу;
• средства воздействия на эмоциональную сферу.
4. По времени применения средства и методы делятся на:
• предупреждающие;
• предсоревновательные;
• соревновательные;
• постсоревновательные.
5. По хаpaктеру применения их подразделяют на: саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие тренера, психолога, врача, массажиста).
Цели, средства и методы психической подготовки спортсменов
На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывает специфика вида спорта, квалификация и индивидуальные особенности спортсмена, направленность на сферу воздействия и время применения этих средств. Дадим хаpaктеристику средствам и методам психической подготовки более подробно, используя данную таблицу.
Раздел статьи: Основы спортивной тренировки
Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями...
27 11 2025 14:48:33
Дыхательный ритм и управление деятельностью дыхательных мышц генерируется работой дыхательного центра, представляющего собой совокупность взаимосвязанных нейронов ретикулярной формации продолговатого мозга, обеспечивающих токе приспособление дыхания к различным условиям внешней среды...
26 11 2025 2:39:54
Однако, тренировочный эффект будет достигнут лишь в том случае, когда после нескольких микроциклов, каждый из которых усугубляет утомление, вызванное предыдущим, следует восстановительный микроцикл, позволяющий обеспечить эффективное протекание адаптационных процессов и ускорить восстановительные процессы в организме спортсмена...
25 11 2025 2:48:34
Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные...
24 11 2025 20:24:59
В главных соревнованиях спортсмен должен находиться в состоянии спортивной формы, то есть в готовности показать свой максимальный результат, победить или занять возможно более высокое место...
23 11 2025 13:38:35
- воспитание интереса к физическим упражнениям и подвижным играм...
20 11 2025 13:48:34
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Сенсорные системы»
...
19 11 2025 15:25:16
Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному...
18 11 2025 19:38:58
К учёту предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность...
15 11 2025 23:51:38
> Кислород и углекислый газ диффундируют только в растворенном состоянии, что обеспечивается наличием в воздухоносных путях водяных паров, слизи и сурфактанта.
...
14 11 2025 3:58:14
Воздух разбавляет до безопасных концентраций ряда химических загрязнителей...
13 11 2025 13:13:57
Следствием руководства этим принципом является непрекращающийся рост мастерства спортсменов и спортивных рекордов...
12 11 2025 7:40:44
В конце 1 месяца беременности у женщин зародыш имплантирован в слизистую оболочку матки, в нем происходит возникновение зачатков органов и плодовых оболочек...
11 11 2025 7:37:35
При разработке содержания урока по физической культуре необходимо:
• Определить средства и методы решения каждой из задач урока...
10 11 2025 17:59:56
Областные советы ДСО профсоюзов, СО «Динамо», ДСО «Трудовые резервы» делегировали своих лучших юных спортсменов для обучения в ШИСП, что способствовало росту спортивных результатов...
09 11 2025 5:41:25
> Основы теории адаптации и закономерности её формирования у спортсменов
Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов
Реакции адаптации при мышечной деятельности
Формирование срочной адаптации
Формирование долговременной адаптации
...
07 11 2025 23:32:17
> Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. В педагогической литературе выделяют следующие стили общения: Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися. Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения. Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог. Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность. Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Стили педагогического руководства: Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон. Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация. Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен. В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции. А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели. Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга. В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению. Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.
...
06 11 2025 9:34:32
Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура»...
05 11 2025 16:10:31
Описание движения как тела человека (его частей) в различных видах спорта, так и различных спортивных снарядов являются неотъемлемой частью спортивной биомеханики и в частности кинематики...
03 11 2025 22:53:51
К неспецифическим реакциям врожденного типа относится взаимодействие факторов сыворотки крови с поверхностью чужеродных частиц (микроорганизмов), что облегчает их захват фагоцитами...
02 11 2025 23:51:20
По силе и мощности сокращения4...
30 10 2025 22:27:10
Переднезадняя составляющая обычно больше на 50 – 60 % в обеих своих частях, т...
29 10 2025 18:57:15
>1. Дидактические: С. доступно, ясно, интересно передавать материал, повышать активность, самостоятельность.2. Академические: С. к учебному предмету, стремление к глубокому познанию предмета и достижений в этой области.3. Перцептивные: С. стремление проникнуть во внутренний мир ученика, понимание его личности и состояния.4. Речевые: С. ясно выражать свои мысли и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.5. Организаторские: С. организовать учеников, собственную деятельность, сформировать коллектив, воодушевить на решение задач.6. Авторитарные: С. эмоционально-волевым влиянием добиваться авторитета.7. Коммуникативные: С. к общению с учениками, коллегами, родителями; умение найти подход, наладить контакты.8. Педагогическое воображение: С. предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать, предугадывать, что может «получиться» из учеников.9. Аттенционные: С. распределить внимание между несколькими видами деятельности (учителю необходимо следить за изложением учебного материала, «видеть» учеников, их поведение, реакцию, признаки утомления, следить за дисциплиной, за собственным поведением.10. Двигательные: С. правильно выполнять и показывать физические упражнения, выполнять страховку.
...
28 10 2025 15:11:39
Для устранения такого несоответствия необходимо сопоставление сообщаемой преподавателем инструкции по ООТ и регистрируемых параметров совершаемых движений...
27 10 2025 13:47:22
Реализация возможностей текущего управления осуществляется двумя путями...
25 10 2025 23:24:19
• Общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1 – 3 кг...
24 10 2025 23:47:59
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Педагогическая деятельность
...
23 10 2025 14:26:12
В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся...
22 10 2025 18:34:54
Спортивные результаты измеряются в мин...
21 10 2025 1:45:32
Но как сопоставить возможности одного человека, но проявляемые в разных ситуациях, или возможности разных людей, но проявляемые в одинаковых условиях? Необходима некоторая качественная мера и количественные критерии для сравнения и оценки...
20 10 2025 0:22:22
Собственно-силовые способности – хаpaктеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения...
19 10 2025 18:30:44
Начальную активацию системы комплемента вызывают комплексы антиген- антитело и бактериальные агенты...
18 10 2025 12:35:53
Формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, освоение спортивной техники избранного вида спорта...
17 10 2025 7:53:44
Что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека...
15 10 2025 18:14:11
0
Казеиноген молока
казеин
Желудочный сок
Пепсиноген
желудок
2...
14 10 2025 12:52:20
Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний и т...
13 10 2025 5:23:48
Это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементарного объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере...
12 10 2025 16:52:33
Из них самые важные – вещества животного происхождения, поскольку именно они могут содержать различные патогенные микробы...
11 10 2025 12:59:25
Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный хаpaктер как для относительно небольших структурных образований тренировочного процесса (микроциклов), так и для более продолжительных (мезоциклов, периодов)...
09 10 2025 20:24:38
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Воспитание
...