Средства физического воспитания в старшем школьном возрасте > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Средства физического воспитания в старшем школьном возрасте

Средства физического воспитания в старшем школьном возрасте

1. Гимнастические и акробатические упражнения: 1) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 2) общеразвивающие упражнения с предметами: юноши – с набивными мячами 3-5 кг., гантелями до 8 кг., гирями 16 и 24 кг.; упражнения на тренажерах; дeвyшки – с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами; 3) упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши); дeвyшки – упражнения на бревне и разновысоких брусьях; 4) опopные прыжки через гимнастического коня; 5)акробатические упражнения: юноши – длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см., стойка на руках, переворот боком с места и с разбега; дeвyшки – сед уголком, стойка на лопатках, "мост", кувырок вперед и назад; 6) ритмическая гимнастика; 7) эстафета, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.

Гимнастические и акробатические упражнения, включенные в программу старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная направленность и нацелены они, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей к гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Для дeвyшек пpaктическая значимость упражнений заключается в том, что они направлены на воспитание грациозности, красоты движений и способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в функциях материнства.

2. Легкоатлетические упражнения: 1) беговые упражнения; 2) бег с ускорением; 3) бег с высокого и низкого старта до 40 м.; 4) бег на 60 м. и 100 м. с максимально возможной скоростью; 5) эстафетный бег; 6) бег в равномерном и переменном темпе: юноши 20-25 мин., дeвyшки 15-20 мин.; 7) кросс: юноши 3-5 км, дeвyшки 2-3 км.;

8) прыжки в длину с 13-15 шагов разбега; 9) прыжки в высоту с 9-10 шагов разбега; 10 метание малого мяча и гранаты в цель с расстояния 18-20 м. (юноши) и с 12-14 м. (дeвyшки) и на дальность с разбега; 11) челночный бег на 10´10 м. (юноши) и др.

3. Лыжная подготовка: 1) повторное прохождение отрезков: для развития скорости: юноши 150-200 м., дeвyшки: 100-150 м., ; для развития скоростной выносливости: юноши – 300-600 м., дeвyшки 300-450 м.; 2) эстафеты на отрезках от 50 до 200 м.;3) прохождение учебных дистанций: 5 км. (юноши), 3 км. (дeвyшки) и др.

4. Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуется баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол. Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.

5. Плавание: 1) повторное проплывание отрезков 25-100 м.; 2) плавание в умеренном и переменном темпе до 600 м. (для развития выносливости); 3) игры и эстафеты на воде и др.

6. Элементы единоборств: 1) силовые упражнения и единоборства в парах; 2) подвижные игры типа "Сила и ловкость", "Борьба всадников", "Борьба двое против двоих" и т.д.; 3) приемы самостраховки; 4) приемы борьбы лежа и стоя; 5) учебные схватки. Наряду с юношами элементы единоборств могут осваивать и дeвyшки, проявившие к этому интерес. 

Юноши и дeвyшки старшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже показателей среднего уровня развития основных физических качеств (смотри таблицу).

Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет

Физические способности

Контрольные

упражнения (тесты)

Возраст (лет) Юноши

Дeвyшки


Уровень
низкий средний высокий низкий средний высокий
Скоростные Бег 30 м.(сек.) 16 5,2 и ниже 5,1 – 5,8 4,4 и выше 6,1 и ниже 5,9 – 5,3 4,8 и выше
17 5,1 – // – 5,0 – 4,7 4,3 – // – 4,3 – // – 5,9 – 5,3 4,8 – // –
Координационные Челночный бег 3´10 м. (сек.) 16 8,2 – // – 8,0 – 7,6 7,3 – // – 9,7 – // – 9,3 – 8,7 8,4 – // –
17 8,1 – // – 7,9 – 7,5 7,2 – // – 9,6 – // – 9,3 – 8,7 4,8 – // –
Скоростно-силовые Прыжки в длину с места (см.) 16 180 – // – 195 – 210 230 – // – 160 – // – 170 – 190 210 – // –
17 190 – // – 205 – 220 240 – // – 160 – // – 170 – 190 210 – // –
Выносливость 6-минутный бег (м.) 16 1100 – // – 1300 – 1400 1500 – // – 900 – // – 1050 – 1200 1300 – // –
17 1100 – // – 1300 – 1400 1500 – // – 900 – // – 1050 – 1200 1300 – // –
Гибкость Наклон вперед

из положения

сидя (см.)
16 5 – // – 9 – 12 15 – // – 7 – // – 12 – 14 20 – // –
17            
Силовые Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши).Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (дeвyшки). (кол-во раз) 16 4 – // – 9 – 10 11 – // – 6 – // – 13 – 15 18 – // –
17 5 – // – 9 – 10 11 – // – 6 – // – 13 – 15 18 – // –

Раздел статьи: Теория и методика физической культуры


Щитовидная железа

Щитовидная железа  Эти гормоны в виде коллоида находятся в щитовидной железе, поступают в кровь и лимфу...

21 12 2025 4:40:38

О региональном (областном) компоненте

О региональном (областном) компоненте  Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий...

20 12 2025 3:47:31

Пример подготовительной части урока |

Пример подготовительной части урока | >2) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны ...

19 12 2025 14:37:46

Локомоторные движения

Локомоторные движения  У всех локомоторных движений общая двигательная задача – усилиями мышц передвигать тело человека относительно опоры или среды...

18 12 2025 13:42:35

Легочная вентиляция |

Легочная вентиляция | > Выдыхаемый воздух состоит из смеси альвеолярного и воздуха вредного пространства, по составу мало отличающегося от атмосферного. ...

17 12 2025 1:58:40

Физкультурный самоконтроль

Физкультурный самоконтроль  Основной документальной формой учёта данных физкультурного самоконтроля является регулярное ведение дневника самоконтроля (таблица ниже)...

16 12 2025 11:19:27

Потенциальная и кинетическая энергия. Понятие «механическая работа»

Потенциальная и кинетическая энергия. Понятие «механическая работа»  Следовательно, при выполнении работы энергия в системе уменьшается...

15 12 2025 6:54:27

Сенсорные системы

Сенсорные системы  Перечислим их...

14 12 2025 4:16:25

Хаpaктеристика средств оздоровительной физической культуры

Хаpaктеристика средств оздоровительной физической культуры  Циклические упражнения вовлекают в работу до 2/3 и более мышц, которые в процессе выполнения физических упражнений требуют значительного количества кислорода и поэтому развивают преимущественно сердечно-сосудистую и дыхательную системы...

12 12 2025 20:53:34

Теория и методика избранного вида спорта 2

Теория и методика избранного вида спорта 2  Теория и методика избранного вида спорта 2 | ...

09 12 2025 2:46:34

Светопроведение и преломление (рефракция) света |

Светопроведение и преломление (рефракция) света | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

08 12 2025 18:30:51

Беременность |

Беременность | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

07 12 2025 3:36:47

Основы методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации

Основы методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации  Одним из важнейших условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь структуры движений и уровня развития физических качеств...

06 12 2025 15:40:57

Модели подготовленности

Модели подготовленности  Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...

05 12 2025 2:46:34

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК |

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК | >• профпросвещение – формирование у учащегося положительного отношения к труду учителя Ф К (тренера по И В С);• профинформация – ознакомление учащегося с деятельностью учителя Ф К, тренера; с кругом профессий в области Ф К и С (менеджер по спорту, методист по спорту, инструктор по спорту);• профагитация – доведение до сознания учащегося общественной значимости труда учителя Ф К, тренера;• профпропаганда – привлечение учащегося к оформлению наглядности по профориентации и методического кабинета;• профдиагностика – всестороннее изучение личности учащегося: интересы, мотивация, индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер и т.д.), занятость в свободное время.• профвоспитание1. Оказание помощи в приобретении З У Н и развитие у учащегося склонностей и способностей путем включения их в практическую деятельность по профилю выбранной специальности (проведение спортивного занятия, тренировки, участие в проведении внеклассных спортивных мероприятий), при этом реализуется один из принципов психологии развитие личности в деятельности.2. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, благодаря качественно проведенным занятиям и спортивным мероприятиям.3. Формирование личностных качеств, включающих следующие компоненты:- профессионально-педагогический: интерес к профессии, к Ф К и С, любовь к детям, значимые мотивы выбора профессии, качества личности (педагогический такт, принципиальность, справедливость);- мировоззренческий проявляется в моральных качествах, в осознании общественного долга, ответственности, общественной активности;- познавательный направлен на овладение знаниями, на стремление к самосовершенствованию, на творческое отношение к работе и учебе.4. Формирование у учащегося аналитического подхода к выбору профессии на основе оценки своих способностей.• профконсультацииа) ознакомление с требованиями, предъявляемыми к личности учителя Ф К, тренера.б) оказание помощи в выборе конкретной специальности, в выборе физкультурного учебного заведения.• профадаптация - осуществление контроля и помощи выпускникам в овладении профессией в процессе учебы в физкультурном вузе. Важную роль в ориентации учащихся на педагогическую деятельность играет личность педагога. Учитель Ф К, тренер являет собой агитационный «плакат», призывающий к выбору именно его профессии (... или отталкивающий). Спортивные наставники призваны помочь разрешить юным спортсменам вопрос «кем быть?» и показать им «какими они должны быть».« Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». ( В. А. Сухомлинский). Работа по профессиональной ориентации в вузе на учительскую профессию может эффективно осуществляться по направлениям:1. согласованное и преемственное взаимодействие школы и педагогического вуза по профессиональной ориентации школьников и студентов;2. выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по профориентации с учетом типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии учителя;3. вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора учительской профессии. Таким образом, подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении. ...

04 12 2025 17:36:42

Радиационная гигиена

Радиационная гигиена  Ионизирующее излучение образуется в процессе самопроизвольного превращения неустойчивых изотопов одних химических элементов в другие...

03 12 2025 9:24:12

Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии  Технология обучения – последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической пpaктике проводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающего...

02 12 2025 23:38:10

Теория и методика физической культуры 4

Теория и методика физической культуры 4  Теория и методика физической культуры 4 | ...

01 12 2025 5:34:18

Основы электрокардиографии

Основы электрокардиографии  Воздудимость – способность сердца возбуждаться под влиянием импульсов...

30 11 2025 9:27:38

Влияние массажа на различные системы организма

Влияние массажа на различные системы организма  Такая мышца не может считаться вполне здоровой...

29 11 2025 10:46:18

Педагогическая деятельность тренера

Педагогическая деятельность тренера  Цели работы тренера:1...

28 11 2025 2:38:41

Беременность

Беременность  Светлые клетки, образующие наружный слой, играют роль в питании зародыша и носят название трофэктодермы...

27 11 2025 13:15:54

ТиМФВ как учебная дисциплина

ТиМФВ как учебная дисциплина  Система знаний по теории и методике физического воспитания включает ряд частных разделов, отражающих её отдельные стороны...

26 11 2025 17:27:33

Обмен газов в легких и перенос их кровью

Обмен газов в легких и перенос их кровью  Напряжение кислорода и углекислого газа (мм...

25 11 2025 18:13:54

Структура силовых способностей

Структура силовых способностей  Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...

24 11 2025 8:29:58

Формирование долговременной адаптации

Формирование долговременной адаптации  В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях...

23 11 2025 4:12:30

Выносливость

Выносливость  Общая выносливость – способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших групп мышц...

22 11 2025 6:26:31

Гипофиз

Гипофиз  Различают 2 доли гипофиза - аденогипофиз и нейрогипофиз...

20 11 2025 19:26:53

Сила

Сила  Сила | ...

17 11 2025 17:26:35

Принципы обучения |

Принципы обучения | >1. Развивающее и воспитывающее обучение.2. Научность, доступность и посильная трудность (обучение на высшем уровне трудности).3. Создание оптимальных условий для обучения.4. Сознательная и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.5. Наглядность и развитие теоретического мышления.6. Системность и систематичность обучения.7. Опережающее обучение.8. Переход от обучения к самообразованию.9. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.10. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.11. Положительный эмоциональный фон обучения.12. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.13. Гуманизация и гуманитаризация обучения.14. Компьютеризация обучения.15. Интегративность обучения, учет межпредметных связей16. Инновативность обучения. ...

16 11 2025 10:44:42

Средства воспитания

Средства воспитания  );• виды деятельности (игра, труд, общение, общественная работы, учение (познание), физические упражнения и спорт);• предметы, вещи (игрушки, компьютер);• произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство – литература, музыка и т...

14 11 2025 15:13:45

Гипофиз |

Гипофиз | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

13 11 2025 12:13:37

Особенности возрастного развития в старшем школьном возрасте

Особенности возрастного развития в старшем школьном возрасте  В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе...

09 11 2025 8:17:13

Оценка уровня развития гибкости

Оценка уровня развития гибкости  Видеоаппаратуры); 4)рентгенографический...

08 11 2025 5:14:27

Понятие «пищеварение»

Понятие «пищеварение»  Павлова За открытие в этой области, обобщение новых уникальных данных по проблеме в труде «Лекции о работе пищеварительных желез» И...

07 11 2025 16:28:18

Элементарные формы проявления скоростных способностей

Элементарные формы проявления скоростных способностей  Двигательной реакцией принято называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (стартовый сигнал, ситуация имеющая сигнальное значение) и заканчивающаяся с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому...

06 11 2025 1:11:35

Пищеварение в толстом кишечнике

Пищеварение в толстом кишечнике  Это обусловливает разнообразные виды ее движений...

05 11 2025 11:50:19

Правила и формы записи упражнений

Правила и формы записи упражнений  • Название движения (наклон, поворот, мах, выпад, присед и т...

04 11 2025 14:10:36

Соревновательный метод

Соревновательный метод  В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений...

03 11 2025 7:54:31

Двигательная сенсорная система

Двигательная сенсорная система  К проприорецепторам относятся мышечные веретена, сухожильные органы Гольджи и суставные рецепторы...

02 11 2025 12:40:53

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::