Классификация физических упражнений
Классифицировать физические упражнения – значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением их на группы согласно определённым признакам.
Как средства физического воспитания, физические упражнения классифицируются в соответствии с теми признаками, которые положены в их основу. Так, например, широко распространена классификация физических упражнений по признаку преимущественного воздействия их на развитие физических качеств (Л. П. Матвеев, 1991). Рассмотрим эту классификацию и несколько других классификаций физических упражнений более подробно.
1. Классификация физических упражнений по преимущественному воздействию их на физические качества человека.
По этой классификации физические упражнения подразделяются на четыре группы.
Первая группа – скоростно-силовые упражнения, хаpaктеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, легкоатлетические метания, стартовые ускорения и т. д.).
Вторая группа – циклические упражнения с субмаксимальной, большой и умеренной интенсивностью (средние, длинные и сверхдлинные дистанции). К этой группе относятся: легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, бег на лыжах, на коньках, грeбля, велоезда и т. д.).
Третья группа – сложнокоординационные упражнения, требующие проявления, главным образом, координационных способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. д.).
Четвёртая группа – виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Четвёртая группа подразделяется на две подгруппы:
• Единоборства (все виды борьбы, бокс, фехтование).
• Спортигры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и т.д.).
В следующей классификации физические упражнения подразделены на группы по особенностям структуры движений.
2. Классификация физических упражнений по структуре движений.
Мышечная работа при выполнении физических упражнений может быть динамической и статической. В одних видах упражнений преобладает первая, в других вторая.
Динамическая работа может быть циклической, ациклической и смешанного хаpaктера.
К циклическому виду относятся упражнения, в которых движения одинаковые по структуре, стереотипно повторяются одно за другим. Например: ходьба, бег, велоезда, плавание, грeбля и т. д. В ходьбе и беге повторяющимся циклом является двойной шаг.
К ациклическому виду относятся движения, состоящие из отдельных, не похожих друг на друга двигательных актов, выполняемых в определённой последовательности. Например: метания легкоатлетических снарядов, прыжок с места, финты в спортивных играх, комбинации упражнений в спортивной гимнастике и т. д.
В упражнениях со смешанным хаpaктером работы в одном упражнении сочетаются движения циклического и ациклического хаpaктера. Например: прыжки с разбега в длину и в высоту, бег с барьерами, ведение мяча в спортиграх и следующий за ними финт или другое ациклическое движение.
При статических усилиях работающие мышцы напряжены, а движение в данном суставе отсутствует. Например: поддержание позы, угол в висе на перекладине, гимнастический «мост» и др. Для предотвращения травм можно использовать
3. Классификация физических упражнений по их относительной мощности. (упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). Рассмотрим таблицу, в которой дается краткая хаpaктеристика вышеназванным зонам относительной мощности, по которым можно сгруппировать упражнения по интенсивности нагрузки.
Показатели. |
Максимальная мощность. | Субмаксимальная мощность. | Большая мощность. | Умеренная мощность. |
Время выполнения упражнений. | От 3-х до 20 секунд. | От 20 сек. до 3-х мин. | От 3-х до 30 мин. | Свыше 30 мин. |
На примере соревновательного бега. | От 10-20 до 200 метров. | От 200 м. до 1500 м. | От 1,5 – до 10 км. | Свыше 10 км. |
Частота сердечных сокращений (уд/мин.) | Не информативна. | Свыше 180. | 160-180. | 140-160. |
Отношение: О2 потрeбления к О2 запросу. | 1: 10 | 1: 9; 1: 2 | 1: 1,8; 5: 6 | 9:10; 1:1 |
Кислородный долг (л/мин.) | До 20 | До 25 | 10-15 | До 4 |
Концентрация молочной кислоты (миллимоль/литр). | 5-8 | 20 и более. | До 8-10 | До 4 |
Зоны интенсивности. | 5-я зона – анаэробно-алактатная. | 4-я зона – анаэробно-гликолитическая. | 3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. | 2-я зона – аэробноразвивающая. |
1-я зона – аэробно – восстановительная (фоновые нагрузки: разминка, заминка, восстановительные занятия.
Раздел статьи: Теория и методика физической культуры
В структуре мышечной ткани различают два типа мышечных волокон – медленно сокращающиеся (МС) и быстросокращающиеся (БС)...
26 04 2024 7:48:23
• Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки)...
25 04 2024 5:13:52
Физиологические механизмы развития двигательных навыков...
24 04 2024 5:21:34
Им было показано, что при воздействии на организм стрессового раздражителя возможны реакции двух видов: 1) если возбудитель слишком силён или действует долго, наступает заключительная фаза стресс-синдрома – истощение; 2) если раздражитель не превышает приспособительных резервов организма, активизируются процессы специфической адаптации...
23 04 2024 20:13:17
Главными адаптирующими факторами при этом являются объём и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближённых к соревновательным, а в некоторых фрагментах и превышающих их...
21 04 2024 16:54:54
На первом и втором этапах многолетней подготовки (13 – 16 лет) тактическое совершенствование является второстепенной задачей, так как решаются лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки, относящиеся к теоретической и пpaктической части совершенствования...
18 04 2024 4:48:12
style="text-align: justify;"> Система воспитания носила военно – физический характер. Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям. Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска). ...
17 04 2024 14:33:57
), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем...
16 04 2024 21:12:26
> Простые:• словесные, учебники, учебные пособия, дидактический и раздаточный материал;• простые визуальные средства: предметы, чучела, образцы минералов, части машин, модели;• графические средства: картины, схемы, карты. Сложные:• механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп;• аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио;• аудиовизуальные средства: звуковой фильм, Т В, видео;• средства автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютерные классы, телекоммуникационные сети;• реальные объекты: производство, сооружения. ...
15 04 2024 22:12:17
• Всё более избирательная концентрация внимания в процессе выполнения действия не на его деталях, а на решающих операциях...
13 04 2024 6:18:46
Кривая нарастания силы при однократном «взрывном» усилии с последующим немедленным расслаблением имеет вид, показанный на рис...
12 04 2024 21:23:15
Как родниковая вода, кровь для питания печеночных клеток, по другим- кровь совсем не первой свежести, несущая от кишечника, желудка, и селезенки...
11 04 2024 17:39:28
> Структура многолетней подготовки Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке ...
10 04 2024 14:13:37
align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...
09 04 2024 13:24:14
При помощи современной аппаратуры можно измерить максимальную силу всех основных мышечных групп в статических и динамических усилиях...
07 04 2024 16:18:29
Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...
06 04 2024 17:30:28
align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...
05 04 2024 7:41:27
Леонардо особенно интересовался строением человеческого тела (анатомией) в связи с движением...
04 04 2024 1:40:21
• Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия...
03 04 2024 23:15:45
Самый первый и элементарный уровень регуляции – внутрисердечный...
01 04 2024 23:24:33
Так мужчинам, специализирующиеся в плавании на дистанции 100, 200 м...
30 03 2024 3:16:13
align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...
29 03 2024 3:15:57
>• профпросвещение – формирование у учащегося положительного отношения к труду учителя Ф К (тренера по И В С);• профинформация – ознакомление учащегося с деятельностью учителя Ф К, тренера; с кругом профессий в области Ф К и С (менеджер по спорту, методист по спорту, инструктор по спорту);• профагитация – доведение до сознания учащегося общественной значимости труда учителя Ф К, тренера;• профпропаганда – привлечение учащегося к оформлению наглядности по профориентации и методического кабинета;• профдиагностика – всестороннее изучение личности учащегося: интересы, мотивация, индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер и т.д.), занятость в свободное время.• профвоспитание1. Оказание помощи в приобретении З У Н и развитие у учащегося склонностей и способностей путем включения их в практическую деятельность по профилю выбранной специальности (проведение спортивного занятия, тренировки, участие в проведении внеклассных спортивных мероприятий), при этом реализуется один из принципов психологии развитие личности в деятельности.2. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, благодаря качественно проведенным занятиям и спортивным мероприятиям.3. Формирование личностных качеств, включающих следующие компоненты:- профессионально-педагогический: интерес к профессии, к Ф К и С, любовь к детям, значимые мотивы выбора профессии, качества личности (педагогический такт, принципиальность, справедливость);- мировоззренческий проявляется в моральных качествах, в осознании общественного долга, ответственности, общественной активности;- познавательный направлен на овладение знаниями, на стремление к самосовершенствованию, на творческое отношение к работе и учебе.4. Формирование у учащегося аналитического подхода к выбору профессии на основе оценки своих способностей.• профконсультацииа) ознакомление с требованиями, предъявляемыми к личности учителя Ф К, тренера.б) оказание помощи в выборе конкретной специальности, в выборе физкультурного учебного заведения.• профадаптация - осуществление контроля и помощи выпускникам в овладении профессией в процессе учебы в физкультурном вузе. Важную роль в ориентации учащихся на педагогическую деятельность играет личность педагога. Учитель Ф К, тренер являет собой агитационный «плакат», призывающий к выбору именно его профессии (... или отталкивающий). Спортивные наставники призваны помочь разрешить юным спортсменам вопрос «кем быть?» и показать им «какими они должны быть».« Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». ( В. А. Сухомлинский). Работа по профессиональной ориентации в вузе на учительскую профессию может эффективно осуществляться по направлениям:1. согласованное и преемственное взаимодействие школы и педагогического вуза по профессиональной ориентации школьников и студентов;2. выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по профориентации с учетом типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии учителя;3. вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора учительской профессии. Таким образом, подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении. ...
28 03 2024 20:52:59
Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...
27 03 2024 23:58:41
0 Казеиноген молока казеин Желудочный сок Пепсиноген желудок 2...
26 03 2024 4:57:39
Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах...
25 03 2024 22:49:59
Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий...
24 03 2024 5:57:28
Они разделены между собой серповидной связкой печени, которая подвешивает печень к диафрагме, удерживая ее в сагитальной плоскости...
23 03 2024 12:50:57
Следствием руководства этим принципом является непрекращающийся рост мастерства спортсменов и спортивных рекордов...
21 03 2024 3:19:56
align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...
19 03 2024 4:42:26
Правила соревнований определяют состав судейской коллегии и должностные обязанности ее члeнов во время проведения соревнований...
14 03 2024 18:37:39
Совершенствованию ООД способствует выполнение так называемых контрастных и сближающих заданий, связанных с уточнением «опopных точек» и параметров совершаемых движений...
13 03 2024 12:10:45
Восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение функций к исходному уровню...
12 03 2024 1:48:23
Закрепление школы движений и обогащение двигательного опыта...
10 03 2024 10:50:56
> Выдыхаемый воздух состоит из смеси альвеолярного и воздуха вредного пространства, по составу мало отличающегося от атмосферного. ...
09 03 2024 1:28:46
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::