Третий этап отбора > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Третий этап отбора

Третий этап отбора

Третий этап отбора проводится с целью поиска перспективных спортсменов и зачислении их в центры олимпийской подготовки (ЦОП), СДЮСШОР и УОР. Основная задача отбора – выявление способностей спортсмена к достижению высших спортивных результатов в избранном виде спорта, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

К этому времени уже необходимо определиться в каком конкретно виде соревнований будет специализироваться спортсмен, выявить его сильные качества, за счёт которых в основном и планируется достичь высоких спортивных результатов.

Эффективность отбора в значительной степени связана с оценкой у спортсменов основных показателей, хаpaктеризующих уровень их специальной подготовленности и спортивного мастерства. Уровень развития физических качеств (скоростно-силовых, различных видов выносливости, гибкости, координационных способностей), возможностей систем энергообеспечения, совершенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению постоянно должны находиться в поле зрения тренера, работающего со спортсменами.

Оценка перечисленных способностей наряду со спортивными результатами должна занимать большое место в отборе и ориентации спортсмена на третьем этапе. При этом внимание должно быть обращено не только на абсолютные показатели тренированности и спортивных достижений, но и на темпы их прироста от одного этапа подготовки к другому.

Учитывая то, что различные виды спорта предъявляют неодинаковые требования к телосложению физическим способностям и функциональным возможностям спортсмена, в процессе отбора необходимо ориентироваться на те качества, которые наиболее важны для данного вида спорта. 

Влияние некоторых физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность в разных видах спорта

Вид спорта Физические качества и морфофункциональные показатели
Телосложение Выносливость Мышечная сила Гибкость Координоционные способности Скоростные способности Вестибулярная устойчивость
Прыжки в воду 3 1 2 3 3 2 3

Плавание на дистанции:

короткие

длинные

2

2

3

2

3

1

2

2

1

1

2

0

1

0

Бег на дистанции:

короткие

длинные

3

3

1

3

3

0

1

1

1

1

3

0

1

0

Бокс 1 3 3 1 2 3 2
Борьба дзюдо 1 3 2 2 2 3 3
Фехтование 1 2 1 2 3 3 2
Гимнастика спортивная 3 3 2 3 3 2 3
Настольный теннис 1 1 1 2 3 3 1
Гандбол 1 2 2 2 3 2 2
Хоккей 2 2 2 1 3 2 2
Футбол 2 2 2 2 3 3 2

Условные обозначения: 0 – нет влияния, 1 – незначительное влияние, 2 – среднее влияние, 3 – значительное влияние.

При оценке наиболее значимых факторов следует ориентироваться на количественные и качественные хаpaктеристики телосложения, функциональные возможности различных органов и систем организма, развития двигательных качеств. В табл. 4 дана хаpaктеристика аэробных возможностей спортсменов, позволяющая надеяться на достижение высоких результатов.

Аэробные возможности у перспективных спортсменов в возрасте 16 – 17 лет

Специализация Показатели
Жизненная ёмкость лёгких, мл Максимальное потрeбление кислорода мл/кг/мин Максимальное потрeбление кислорода л/мин
Лыжник 4500 – 5000 55 – 60 З,4 – 4,4
Велосипедисты (шоссе) 4500 – 5000 54 – 58 3,5 – 4,4
Пловцы (200, 400 м) 4700 – 5200 52 – 56 3,6 – 4,5

Перспективность спортсменов во многом связана с совершенством специализированных восприятий – комплексных психофизиологических хаpaктеристик, к которым относятся чувство времени, чувство темпа, чувство развиваемых усилий, чувство воды у пловцов, чувство снега у лыжников, чувство льда у конькобежцев и т. п. Эти хаpaктеристики отражают уровень восприятия, осознания и воспроизведения двигательных действий.

На третьем этапе многолетнего отбора увеличивается значение показателей, свидетельствующих о личностно-психических качествах – психической надёжности, мотивации, воле, стремлении к лидерству и др. При оценке соответствия молодого спортсмена требованиям, предъявляемым к спортсменам высокого класса, особое внимание следует обращать на уверенность в своих силах, устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочных занятий, способность и желание тренироваться и соревноваться с сильными партнёрами и соперниками.

Важной стороной отбора является всесторонний анализ предшествовавшей тренировки, определение того, за счет каких усилий спортсмен достиг данного уровня подготовленности. Не секрет, что многие молодые спортсмены на этом этапе выполняют огромный объём работы, «форсируют» свою подготовку и поэтому достигают высоких для своего возраста результатов. Но как правило, спортсмены, прошедшие такую подготовку, являются малоперспективными для дальнейшего спортивного совершенствования. Поэтому предпочтение следует отдавать тем, кто достиг относительно высокого уровня тренированности спортивных результатов за счет тренировки с относительно невысокими тренировочными и соревновательными нагрузками, с разносторонней технической подготовкой.

Раздел статьи: Основы спортивной тренировки


Физическое воспитание

Физическое воспитание  Цели ФВ: 1) физическое совершенствование; 2) здоровье; 3) формирование привычек здорового образа жизни...

06 12 2025 21:47:45

Основы спортивной тренировки 3 |

Основы спортивной тренировки 3 | > Структура многолетней подготовки Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке ...

05 12 2025 16:25:18

Теория и методика избранного вида спорта

Теория и методика избранного вида спорта  Спортивные судьи...

04 12 2025 15:13:30

Краткосрочное (оперативное) планирование

Краткосрочное (оперативное) планирование  Микроцикловой план представляет собой план-график, в котором более детально и подробно планируются физические упражнения, направленность и величина нагрузок каждого занятия...

03 12 2025 5:37:31

Биомеханика как учебная дисциплина. Её цели и задачи

Биомеханика как учебная дисциплина. Её цели и задачи  Под самоорганизующейся системой понимают систему, обладающую способностью улучшать свою организацию, то есть совокупность связей между большим числом структурных элементов, определяющих функционирование системы в целом...

02 12 2025 7:28:11

Гигиена воздушной среды

Гигиена воздушной среды  Воздух разбавляет до безопасных концентраций ряда химических загрязнителей...

01 12 2025 1:35:29

Система образования в современной России |

Система образования в современной России | > Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов: ...

30 11 2025 7:22:54

Половые железы |

Половые железы | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

29 11 2025 17:41:20

Сенсорные системы |

Сенсорные системы | style="text-align: center;"> Сравнение нейронного потока информации и потока информации при сознательном восприятии для пяти сенсорных систем ...

28 11 2025 12:37:16

Система образования в Новое время на Западе |

Система образования в Новое время на Западе | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

27 11 2025 17:26:45

Афофкис раздел «Печень» |

Афофкис раздел «Печень» | >« Большая медицинская энциклопедия» 1962г.: « Печень - самая крупная железа в организме человека и животных, характеризующаяся чрезвычайно сложной функцией, являясь одновременно органом пищеварения, кровообращения и обмена веществ». Резюме по теме « Печень» Морфология печени Макропроцессы в печеночной дольке « Чудесная сеть» печени Современные подходы к строению печени Желчеобразующая и желчевыделительная функция печени Белковый обмен и печень Углеводный обмен и печень Жировой обмен и печень Пигментный обмен и печень Обмен витаминов и печень Ферментный обмен и печень Обмен гормонов и печень Функции печени Пути эвакуации желчи Глоссарий по теме « Печень» Литература по теме « Печень» ...

26 11 2025 22:49:36

Органы иммунитета

Органы иммунитета  размножение, развитие и созревание клеток крови в организме животных и человека в результате последовательных изменений...

25 11 2025 20:50:59

Химический состав воды

Химический состав воды  Из них самые важные – вещества животного происхождения, поскольку именно они могут содержать различные патогенные микробы...

24 11 2025 19:38:13

Маточный цикл |

Маточный цикл | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

23 11 2025 10:59:48

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе  Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах 4...

22 11 2025 10:46:21

Артерио-венозная разница по кислороду

Артерио-венозная разница по кислороду  %) и оттекающей от них венозной кровью (примерно 13 об...

21 11 2025 7:15:56

Обмен газов в легких и перенос их кровью

Обмен газов в легких и перенос их кровью  Напряжение кислорода и углекислого газа (мм...

20 11 2025 16:43:49

Регуляция дыхания |

Регуляция дыхания | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

19 11 2025 10:21:55

Второй этап отбора

Второй этап отбора  В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся...

18 11 2025 21:20:47

Контроль за соревновательными воздействиями

Контроль за соревновательными воздействиями  Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%...

15 11 2025 1:14:29

Адаптационный синдром

Адаптационный синдром  ) Было выявлено, что вне зависимости от качества внешнего раздражителя наступают общие нейрогумopaльные изменения...

14 11 2025 0:22:55

Система образования и педагогическая мысль в античном мире |

Система образования и педагогическая мысль в античном мире | style="text-align: justify;"> Система воспитания носила военно – физический характер. Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям. Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска). ...

13 11 2025 13:31:17

Тканевые гормоны |

Тканевые гормоны | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

12 11 2025 19:31:15

Возникновение физического воспитания

Возникновение физического воспитания  Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члeны племени, которые вели более подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, были более сильными и выносливыми...

11 11 2025 6:31:55

Педагогическая деятельность тренера |

Педагогическая деятельность тренера | > В процессе практической работы тренер должен:• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике И В С, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («... ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» ( А. С. Макаренко));• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;• не навязывать свое мнение, а убеждать. Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:1) руководствоваться интересами дела, общества;2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;3) знание своего вида спорта;4) трудолюбие;5) разумная требовательность и тренерский такт. ...

10 11 2025 22:18:59

Биомеханическая хаpaктеристика силовых и скоростно-силовых качеств

Биомеханическая хаpaктеристика силовых и скоростно-силовых   качеств  В том месте, где на кривой Хилла скорость стремится к максимуму, сила стремится к нулю...

09 11 2025 17:23:34

Второй этап – этап предварительной базовой подготовки

Второй этап – этап предварительной базовой подготовки   Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка...

08 11 2025 23:33:49

Подготовка спортсменов высокого класса

Подготовка спортсменов высокого класса  Отбор кандидатов осуществляется с учётом следующих показателей: На данном этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого международного класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряжённую тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам...

07 11 2025 16:32:54

Силы упругости

Силы упругости  9...

06 11 2025 16:37:51

Система образования и педагогическая мысль в античном мире

Система образования и педагогическая мысль в античном мире  Обучение было долгим и дорогостоящим...

05 11 2025 18:15:52

Физическое воспитание и здоровье

Физическое воспитание и здоровье  Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...

04 11 2025 9:44:50

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции |

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

02 11 2025 10:27:36

Средства воспитания силовых способностей

Средства воспитания силовых способностей  Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением: гантели, гири, штанги, тренажёры, специальные пояса с разновесами, манжеты и др...

31 10 2025 5:37:43

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте  Закрепление школы движений и обогащение двигательного опыта...

30 10 2025 19:26:19

Этапное управление

Этапное управление  В качестве важнейшей операции в цикле этапного управления выделяют разработку моделей соревновательной деятельности и подготовленности, которые должны быть использованы в качестве ориентира на данном спортивного совершенствования...

29 10 2025 9:12:52

Средства обучения

Средства обучения  Классификация средств обучения Простые:• словесные, учебники, учебные пособия, дидактический и раздаточный материал;• простые визуальные средства: предметы, чучела, образцы минералов, части машин, модели;• графические средства: картины, схемы, карты...

28 10 2025 15:38:39

Сенсорные системы

Сенсорные системы  Перечислим их...

26 10 2025 5:41:32

Типы (виды) силовых способностей

Типы (виды) силовых способностей  Собственно-силовые способности – хаpaктеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения...

25 10 2025 4:48:56

Иммуноглобулины

Иммуноглобулины  В процессе эволюции только у позвоночных образуются различные типы иммуноглобулинов...

24 10 2025 20:10:17

Строение отдельных элементов тела человека

Строение отдельных элементов тела человека  Тело человека не могло бы выполнять разнообразные двигательные функции, если бы отсутствовала опopная конструкция – костный скелет, который формируют порядка 206 костей...

23 10 2025 9:57:37

Светопроведение и преломление (рефракция) света |

Светопроведение и преломление (рефракция) света | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

22 10 2025 6:27:58

Мотивация педагогической деятельности |

Мотивация педагогической деятельности | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Педагогическая деятельность ...

21 10 2025 11:59:56

Регламентация режима выполнения упражнений

Регламентация режима выполнения упражнений  Целесообразный объём нагрузки (продолжительность отдельных упражнений, число повторений) определяется возможностью повторить действие без ухудшения качества движений...

20 10 2025 18:22:42

Нововведения в лыжных гонках на Урале и во всем мире

Нововведения в лыжных гонках на Урале и во всем мире  Тур разделен на четыре этапа, которые проводились в Североуральске (Свердловская область), Югорске (ХМАО-Югра) и Ханты-Мансийске (ХМАО-Югра)...

19 10 2025 3:57:24

Структура технической подготовки

Структура технической подготовки  Технические приёмы и действия в современном спорте исключительно многообразны, объём их постоянно обогащается...

18 10 2025 8:20:27

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::