Формирование срочной адаптации

Источник:
|
В качестве примера срочной адаптации можно привести реакции организма нетренированных и тренированных людей на выполнение однократной физической нагрузки, например пробегание с максимальной скоростью дистанции 400 м. Сразу после начала работы наблюдаются резкие сдвиги в деятельности функциональных систем, которые к концу работы достигают высоких величин (табл. 1).
Таблица 1. Реакция организма человека (мужчины, возраст 18 – 20 лет) на пробегание с максимальной скоростью дистанции 400 м
| Показатель | Нетренированные спортсмены | Тренированные спортсмены | ||
| в покое | после нагрузки | в покое | после нагрузки | |
| ЧСС, уд/мин | 70 | 180 | 55 | 210 |
| Вентиляция лёгких, л | 10 | 75 | 8 | 140 |
| Минутный объём кровообращения, л | 6 | 20 | 4,5 | 30 |
| Потрeбление кислорода, мл/кг/мин | 4 | 45 | 4 | 70 |
У неподготовленного человека эти сдвиги при выполнении аналогичной работы ниже, чем у квалифицированного спортсмена, однако также могут достигать существенных величин, в то же время в покое показатели ЧСС, вентиляции лёгких, минутного объёма кровообращения значительно меньше, что говорит об экономизации работы функциональных систем спортсмена в покое.
Примером срочной адаптации могут также служить данные о перераспределении кровотока при физических нагрузках (табл. 2).
Таблица 2. Распределение кровотока в покое и при физических нагрузках различной интенсивности
| Кровообращение |
Покой |
Физическая нагрузка |
||||||
| малая | средняя | большая | ||||||
| мл/мин | % | мл/мин | % | мл/мин | % | мл/мин | % | |
| Органы брюшной полости | 1400 | 24 | 1100 | 12 | 600 | 3 | 300 | 1 |
| Почки | 1100 | 19 | 900 | 10 | 600 | 3 | 250 | 1 |
| Венечные сосуды (кровоснабжение сердца) | 250 | 4 | 350 | 4 | 750 | 4 | 1100 | 4 |
| Мышцы | 1200 | 21 | 4500 | 47 | 12500 | 71 | 22000 | 88 |
| Другие органы | 1850 | 32 | 2650 | 27 | 3050 | 19 | 1450 | 6 |
| Итого | 5800 | 100 | 9500 | 100 | 1750 | 100 | 25100 | 100 |
Срочные адаптационные реакции обусловлены величиной раздражителя, тренированностью спортсмена, способностью функциональных систем организма к эффективному восстановлению и др. в целом достаточно быстро преходящи. Первоначальный эффект любой напряженной работы состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации деятельности мышц, органов кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют функциональную систему, ответственную за выполнение конкретной мышечной работы. Однако эффективность этой системы находится в строгом соответствии с имеющимися в данный момент её функциональным ресурсом, который ограничивает объём и интенсивность выполняемой работы. Увеличение этого ресурса требует многократного проявления максимальных (или близких к ним) возможностей функциональной системы, в результате чего формируется долговременная адаптация.
Срочные адаптационные реакции могут быть подразделены на три стадии.
Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающих выполнение заданной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, уровня вентиляции лёгких, потрeбления кислорода, накопления лактата в крови и др.
Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных хаpaктеристиках основных параметров её обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.
Третья стадия хаpaктеризуется нарушением установившегося баланса между запросом и его удовлетворением в силу утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений, и исчерпанием углеводных ресурсов организма. Излишне частое предъявление организму спортсмена требований, связанных с переходом в третью стадию срочной адаптации, может нeблагоприятно повлиять на темпы формирования долговременной адаптации, а также привести к отрицательным изменениям в состоянии различных органов.
Каждая из указанных стадий срочной адаптации связана с включением функциональных резервов соответствующего эшелона. Первый из них мобилизуется при переходе от состояния относительного покоя к мышечной деятельности и обеспечивает работу до проявлений компенсированного утомления, второй – при продолжении работы в условиях прогрессирующего утомления. В условиях физических нагрузок, хаpaктерных для тренировочной и соревновательной деятельности, все резервы не используются, что даёт основание для выделения третьего эшелона резервов, которые мобилизуются организмом лишь в крайне экстремальных условиях. Необходимо отметить, что в условиях, наиболее хаpaктерных для главных соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и др.), которые отличаются исключительно напряжённой конкуренцией, изменяющимися иногда нeблагоприятными погодными условиями, интенсивной психической нагрузкой, спортсмены высокого класса часто способны мобилизовать функциональные резервы, находящиеся далеко за границей представлений о возможностях второго эшелона, выявленных в условиях тренировки и участия во второстепенных соревнованиях.
Раздел статьи: Теория и методика избранного вида спорта
Глюкагон вызывает расщепление гликогена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует расщепление жиров в печени и жировой ткани...
04 12 2025 19:27:43
К учёту предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность...
03 12 2025 5:56:14
Игровой метод в физическом воспитании хаpaктеризуют следующие особенности:
• Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии...
30 11 2025 14:23:55
Философия является фундаментом педагогики...
29 11 2025 21:18:30
> Кислород и углекислый газ диффундируют только в растворенном состоянии, что обеспечивается наличием в воздухоносных путях водяных паров, слизи и сурфактанта.
...
28 11 2025 12:51:41
Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы...
26 11 2025 2:26:32
> Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки
Интегральная подготовка
...
25 11 2025 15:27:18
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...
24 11 2025 10:54:48
В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях...
22 11 2025 20:25:30
Отбор кандидатов осуществляется с учётом следующих показателей:
На данном этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого международного класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряжённую тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам...
21 11 2025 21:45:23
Мышечная пластинка слизистой оболочки
Некоторое количество слизистых желез имеется
Многочисленные желудочные железы имеется
Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется
Трубчатые железы имеется
Подслизистая оболочка...
20 11 2025 21:13:20
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
19 11 2025 10:36:26
Причины ошибок:
• недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию данного двигательного действия (недостаточная степень развития силовых, скоростных качеств, гибкости и других физических способностей, небольшой фонд двигательных умений и навыков);
• изъяны в информации, сообщаемой преподавателем при формировании ООД (её неполнота, искажённость в тех или иных моментах, недостаточная доходчивость для обучаемых) несовершенство методов её передачи;
• искажённость воспринятой информации в результате неадекватного освоения её обучаемым, недостаточный самоконтроль;
• отрицательное взаимодействие в процессе выполнения движений (отрицательный перенос навыков), негативное влияние факторов утомления, боязнь, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся;
• нeблагоприятные внешние условия выполнения действия (некачественное учебное оборудование и инвентарь, отсутствие технических средств обучения, нeблагоприятные гигиенические и метеорологические условия)...
18 11 2025 22:35:15
Как родниковая вода, кровь для питания печеночных клеток, по другим- кровь совсем не первой свежести, несущая от кишечника, желудка, и селезенки...
17 11 2025 8:40:49
Прострaнcтвенно техника физических упражнений хаpaктеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата человека, обеспечивающим: целесообразное исходное положение перед началом движений, оперативную позу в процессе его выполнения и соблюдение оптимальной траектории движений...
16 11 2025 1:15:25
Их выработка и активность регулируется гонадотропными гормонами гипофиза...
15 11 2025 7:15:27
> Документы о правах детей и образовании
Декларация прав ребенка (20.11.59)
Конвенция о правах ребенка (20.11.89)
Закон « Об основных гарантиях прав ребенка Р Ф» (VIII) 1998 г.
Закон Р Ф « Об Образовании»
Концепция Федеральной целевой программы развития образования
О региональном (областном) компоненте
Стратегия развития образования на современном этапе
...
14 11 2025 9:24:58
В главных соревнованиях спортсмен должен находиться в состоянии спортивной формы, то есть в готовности показать свой максимальный результат, победить или занять возможно более высокое место...
13 11 2025 17:37:10
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Дидактика
...
11 11 2025 1:16:25
Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...
09 11 2025 20:59:52
Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...
06 11 2025 22:17:57
>1. Знание предмета• профессиональная компетентность;• высокая специально-практическая подготовленность;• опыт в воспитании и обучении;• научная квалификация.2. Педагогическое творчество• творческое воображение;• нестандартное мышление;• потребность в поиске новой информации;• постоянное стремление к совершенству;• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.3. Педагогическая технология• техника и экспрессия речи;• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;• выразительность мимики и жестов;• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;• владение образцовым показом приема, действия.4. Педагогический стиль• педагогическая направленность и убежденность;• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);• педагогический такт и этика;• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);• умение слушать и слышать.5. Качества личности• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;• рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность. Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства.
...
05 11 2025 7:55:28
Специалисты выделяют следующие виды утомления:
• локальное (например, усталостные явления в биомеханическом звене: кисти, стопе и т...
03 11 2025 0:39:33
Им было показано, что при воздействии на организм стрессового раздражителя возможны реакции двух видов: 1) если возбудитель слишком силён или действует долго, наступает заключительная фаза стресс-синдрома – истощение; 2) если раздражитель не превышает приспособительных резервов организма, активизируются процессы специфической адаптации...
01 11 2025 6:35:25
31 10 2025 18:32:32
Так, спринтер должен обладать, прежде всего, высокоразвитыми скоростными и скоростно-силовыми способностями в особом соотношениями, условно обозначенном термином «спринтерская мощность», а также развитой спринтерской выносливостью, основанной на возможностях анаэробного использования энергетических ресурсов мышечного сокращения...
30 10 2025 17:15:18
В качестве важнейшей операции в цикле этапного управления выделяют разработку моделей соревновательной деятельности и подготовленности, которые должны быть использованы в качестве ориентира на данном спортивного совершенствования...
29 10 2025 16:58:57
В рамках этих взглядов набор генов , необходимый для обеспечения синтеза антител самой разнообразной специфичности, не возникает вновь за счёт мутационных изменений в онтогенезе, а имеется в готовом виде и передаётся из поколения в поколение...
28 10 2025 2:53:11
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
27 10 2025 8:44:37
> Выдыхаемый воздух состоит из смеси альвеолярного и воздуха вредного пространства, по составу мало отличающегося от атмосферного.
...
25 10 2025 2:41:26
Центростремительной силой называется проекция равнодействующей силы на тот радиус окружности, на котором в данный момент находится тело...
24 10 2025 7:11:48
Такая мышца не может считаться вполне здоровой...
23 10 2025 2:11:42
Параллельно с созреванием фолликула во время цикла возникают изменения в слизистой оболочке пoлoвых органов...
22 10 2025 7:56:57
Рецепторы могут быть встроены в наружную мембрану клеток (рецепторы катехоламинов), во внутренние органоиды (рецепторы стероидных и тиреоидных гормонов)...
20 10 2025 18:11:31
Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...
18 10 2025 9:28:57
Для работы в таких условиях необходимы определенные качества личности, определяющие профессиональную пригодность и способности к педагогической деятельности...
17 10 2025 5:32:44
0
Казеиноген молока
казеин
Желудочный сок
Пепсиноген
желудок
2...
16 10 2025 5:27:27
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Воспитание
...
> Перестроение.
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
>
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о дыхании
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...