Формирование срочной адаптации > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Формирование срочной адаптации

Формирование срочной адаптации

Источник:

В качестве примера срочной адаптации можно привести реакции организма нетренированных и тренированных людей на выполнение однократной физической нагрузки, например пробегание с максимальной скоростью дистанции 400 м. Сразу после начала работы наблюдаются резкие сдвиги в деятельности функциональных систем, которые к концу работы достигают высоких величин (табл. 1).

Таблица 1. Реакция организма человека (мужчины, возраст 18 – 20 лет) на пробегание с максимальной скоростью дистанции 400 м

Показатель Нетренированные спортсмены Тренированные спортсмены
в покое после нагрузки в покое после нагрузки
ЧСС, уд/мин 70 180 55 210
Вентиляция лёгких, л 10 75 8 140
Минутный объём кровообращения, л 6 20 4,5 30
Потрeбление кислорода, мл/кг/мин 4 45 4 70

У неподготовленного человека эти сдвиги при выполнении аналогичной работы ниже, чем у квалифицированного спортсмена, однако также могут достигать существенных величин, в то же время в покое показатели ЧСС, вентиляции лёгких, минутного объёма кровообращения значительно меньше, что говорит об экономизации работы функциональных систем спортсмена в покое.

Примером срочной адаптации могут также служить данные о перераспределении кровотока при физических нагрузках (табл. 2). 

Таблица 2. Распределение кровотока в покое и при физических нагрузках различной интенсивности

Кровообращение

Покой


Физическая нагрузка




малая средняя большая
мл/мин % мл/мин % мл/мин % мл/мин %
Органы брюшной полости 1400 24 1100 12 600 3 300 1
Почки 1100 19 900 10 600 3 250 1
Венечные сосуды (кровоснабжение сердца) 250 4 350 4 750 4 1100 4
Мышцы 1200 21 4500 47 12500 71 22000 88
Другие органы 1850 32 2650 27 3050 19 1450 6
Итого 5800 100 9500 100 1750 100 25100 100

Срочные адаптационные реакции обусловлены величиной раздражителя, тренированностью спортсмена, способностью функциональных систем организма к эффективному восстановлению и др. в целом достаточно быстро преходящи. Первоначальный эффект любой напряженной работы состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации деятельности мышц, органов кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют функциональную систему, ответственную за выполнение конкретной мышечной работы. Однако эффективность этой системы находится в строгом соответствии с имеющимися в данный момент её функциональным ресурсом, который ограничивает объём и интенсивность выполняемой работы. Увеличение этого ресурса требует многократного проявления максимальных (или близких к ним) возможностей функциональной системы, в результате чего формируется долговременная адаптация.

Срочные адаптационные реакции могут быть подразделены на три стадии.

Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающих выполнение заданной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, уровня вентиляции лёгких, потрeбления кислорода, накопления лактата в крови и др.

Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных хаpaктеристиках основных параметров её обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.

Третья стадия хаpaктеризуется нарушением установившегося баланса между запросом и его удовлетворением в силу утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений, и исчерпанием углеводных ресурсов организма. Излишне частое предъявление организму спортсмена требований, связанных с переходом в третью стадию срочной адаптации, может нeблагоприятно повлиять на темпы формирования долговременной адаптации, а также привести к отрицательным изменениям в состоянии различных органов.

Каждая из указанных стадий срочной адаптации связана с включением функциональных резервов соответствующего эшелона. Первый из них мобилизуется при переходе от состояния относительного покоя к мышечной деятельности и обеспечивает работу до проявлений компенсированного утомления, второй – при продолжении работы в условиях прогрессирующего утомления. В условиях физических нагрузок, хаpaктерных для тренировочной и соревновательной деятельности, все резервы не используются, что даёт основание для выделения третьего эшелона резервов, которые мобилизуются организмом лишь в крайне экстремальных условиях. Необходимо отметить, что в условиях, наиболее хаpaктерных для главных соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и др.), которые отличаются исключительно напряжённой конкуренцией, изменяющимися иногда нeблагоприятными погодными условиями, интенсивной психической нагрузкой, спортсмены высокого класса часто способны мобилизовать функциональные резервы, находящиеся далеко за границей представлений о возможностях второго эшелона, выявленных в условиях тренировки и участия во второстепенных соревнованиях.

Раздел статьи: Теория и методика избранного вида спорта


Эндокринные функции поджелудочной железы

Эндокринные функции поджелудочной железы  Глюкагон вызывает расщепление гликогена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует расщепление жиров в печени и жировой ткани...

04 12 2025 19:27:43

Контроль и учёт в физическом воспитании

Контроль и учёт в физическом воспитании  К учёту предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность...

03 12 2025 5:56:14

Формы воспитания |

Формы воспитания | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Воспитание ...

01 12 2025 23:22:14

Игровой метод

Игровой метод  Игровой метод в физическом воспитании хаpaктеризуют следующие особенности: • Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии...

30 11 2025 14:23:55

Система педагогических наук и связь с другими науками

Система педагогических наук и связь с другими науками  Философия является фундаментом педагогики...

29 11 2025 21:18:30

Обмен газов в легких и перенос их кровью |

Обмен газов в легких и перенос их кровью | > Кислород и углекислый газ диффундируют только в растворенном состоянии, что обеспечивается наличием в воздухоносных путях водяных паров, слизи и сурфактанта. ...

28 11 2025 12:51:41

Введение в педагогику

Введение в педагогику  59) Конвенция о правах ребенка (20...

27 11 2025 16:25:45

Первый этап отбора

Первый этап отбора  Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы...

26 11 2025 2:26:32

Основы спортивной тренировки 2 |

Основы спортивной тренировки 2 | > Физическая подготовка Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки Интегральная подготовка ...

25 11 2025 15:27:18

Общеметодические принципы физического воспитания

Общеметодические принципы физического воспитания  Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...

24 11 2025 10:54:48

Формирование долговременной адаптации

Формирование долговременной адаптации  В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях...

22 11 2025 20:25:30

Подготовка спортсменов высокого класса

Подготовка спортсменов высокого класса  Отбор кандидатов осуществляется с учётом следующих показателей: На данном этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого международного класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряжённую тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам...

21 11 2025 21:45:23

Сравнение структуры основных отделов пищеварительного тракта человека (таблица) |

Сравнение структуры основных отделов пищеварительного тракта человека (таблица) |  Мышечная пластинка слизистой оболочки Некоторое количество слизистых желез имеется Многочисленные желудочные железы имеется Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется Трубчатые железы имеется Подслизистая оболочка...

20 11 2025 21:13:20

Плод |

Плод | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

19 11 2025 10:36:26

Предупреждение и исправление ошибок; контроль

Предупреждение и исправление ошибок; контроль  Причины ошибок: • недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию данного двигательного действия (недостаточная степень развития силовых, скоростных качеств, гибкости и других физических способностей, небольшой фонд двигательных умений и навыков); • изъяны в информации, сообщаемой преподавателем при формировании ООД (её неполнота, искажённость в тех или иных моментах, недостаточная доходчивость для обучаемых) несовершенство методов её передачи; • искажённость воспринятой информации в результате неадекватного освоения её обучаемым, недостаточный самоконтроль; • отрицательное взаимодействие в процессе выполнения движений (отрицательный перенос навыков), негативное влияние факторов утомления, боязнь, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся; • нeблагоприятные внешние условия выполнения действия (некачественное учебное оборудование и инвентарь, отсутствие технических средств обучения, нeблагоприятные гигиенические и метеорологические условия)...

18 11 2025 22:35:15

Макропроцессы в печеночной дольке

Макропроцессы в печеночной дольке  Как родниковая вода, кровь для питания печеночных клеток, по другим- кровь совсем не первой свежести, несущая от кишечника, желудка, и селезенки...

17 11 2025 8:40:49

Кинематические хаpaктеристики движений

Кинематические хаpaктеристики движений  Прострaнcтвенно техника физических упражнений хаpaктеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата человека, обеспечивающим: целесообразное исходное положение перед началом движений, оперативную позу в процессе его выполнения и соблюдение оптимальной траектории движений...

16 11 2025 1:15:25

Пoлoвые железы

Пoлoвые железы  Их выработка и активность регулируется гонадотропными гормонами гипофиза...

15 11 2025 7:15:27

Введение в педагогику |

Введение в педагогику | > Документы о правах детей и образовании Декларация прав ребенка (20.11.59) Конвенция о правах ребенка (20.11.89) Закон « Об основных гарантиях прав ребенка Р Ф» (VIII) 1998 г. Закон Р Ф « Об Образовании» Концепция Федеральной целевой программы развития образования О региональном (областном) компоненте Стратегия развития образования на современном этапе ...

14 11 2025 9:24:58

Соревновательный период

Соревновательный период  В главных соревнованиях спортсмен должен находиться в состоянии спортивной формы, то есть в готовности показать свой максимальный результат, победить или занять возможно более высокое место...

13 11 2025 17:37:10

Основные принципы педагогического процесса |

Основные принципы педагогического процесса | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Дидактика ...

11 11 2025 1:16:25

Модели подготовленности

Модели подготовленности  Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...

09 11 2025 20:59:52

План конспект игры "Сумей догнать" |

План конспект игры "Сумей догнать" | > Перестроение. ...

08 11 2025 19:36:26

Гипофиз |

Гипофиз | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

07 11 2025 23:55:37

Словесные методы (методы речевого воздействия)

Словесные методы (методы речевого воздействия)  Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...

06 11 2025 22:17:57

Педагогическое мастерство. Педагогическая техника – важнейшее слагаемое педагогического мастерства |

Педагогическое мастерство. Педагогическая техника – важнейшее слагаемое педагогического мастерства | >1. Знание предмета• профессиональная компетентность;• высокая специально-практическая подготовленность;• опыт в воспитании и обучении;• научная квалификация.2. Педагогическое творчество• творческое воображение;• нестандартное мышление;• потребность в поиске новой информации;• постоянное стремление к совершенству;• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.3. Педагогическая технология• техника и экспрессия речи;• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;• выразительность мимики и жестов;• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;• владение образцовым показом приема, действия.4. Педагогический стиль• педагогическая направленность и убежденность;• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);• педагогический такт и этика;• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);• умение слушать и слышать.5. Качества личности• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;• рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность. Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства. ...

05 11 2025 7:55:28

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления  Специалисты выделяют следующие виды утомления: • локальное (например, усталостные явления в биомеханическом звене: кисти, стопе и т...

03 11 2025 0:39:33

Реакции адаптации при мышечной деятельности

Реакции адаптации при мышечной деятельности  Им было показано, что при воздействии на организм стрессового раздражителя возможны реакции двух видов: 1) если возбудитель слишком силён или действует долго, наступает заключительная фаза стресс-синдрома – истощение; 2) если раздражитель не превышает приспособительных резервов организма, активизируются процессы специфической адаптации...

01 11 2025 6:35:25

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка  Так, спринтер должен обладать, прежде всего, высокоразвитыми скоростными и скоростно-силовыми способностями в особом соотношениями, условно обозначенном термином «спринтерская мощность», а также развитой спринтерской выносливостью, основанной на возможностях анаэробного использования энергетических ресурсов мышечного сокращения...

30 10 2025 17:15:18

Этапное управление

Этапное управление  В качестве важнейшей операции в цикле этапного управления выделяют разработку моделей соревновательной деятельности и подготовленности, которые должны быть использованы в качестве ориентира на данном спортивного совершенствования...

29 10 2025 16:58:57

Теории разнообразия антител

Теории разнообразия антител  В рамках этих взглядов набор генов , необходимый для обеспечения синтеза антител самой разнообразной специфичности, не возникает вновь за счёт мутационных изменений в онтогенезе, а имеется в готовом виде и передаётся из поколения в поколение...

28 10 2025 2:53:11

Роды |

Роды | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

27 10 2025 8:44:37

Дыхательные тесты в спорте |

Дыхательные тесты в спорте | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

26 10 2025 7:48:39

Легочная вентиляция |

Легочная вентиляция | > Выдыхаемый воздух состоит из смеси альвеолярного и воздуха вредного пространства, по составу мало отличающегося от атмосферного. ...

25 10 2025 2:41:26

Динамика вращательного движения материальной точки и твёрдого тела

Динамика вращательного движения материальной точки и  твёрдого тела  Центростремительной силой называется проекция равнодействующей силы на тот радиус окружности, на котором в данный момент находится тело...

24 10 2025 7:11:48

Влияние массажа на различные системы организма

Влияние массажа на различные системы организма  Такая мышца не может считаться вполне здоровой...

23 10 2025 2:11:42

Пoлoвoй цикл

Пoлoвoй цикл  Параллельно с созреванием фолликула во время цикла возникают изменения в слизистой оболочке пoлoвых органов...

22 10 2025 7:56:57

Щитовидная железа |

Щитовидная железа | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

21 10 2025 16:14:10

Рецепторы органов-мишеней

Рецепторы органов-мишеней  Рецепторы могут быть встроены в наружную мембрану клеток (рецепторы катехоламинов), во внутренние органоиды (рецепторы стероидных и тиреоидных гормонов)...

20 10 2025 18:11:31

Структура силовых способностей

Структура силовых способностей  Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...

18 10 2025 9:28:57

Профессиональная пригодность и педагогические способности

Профессиональная пригодность и педагогические способности  Для работы в таких условиях необходимы определенные качества личности, определяющие профессиональную пригодность и способности к педагогической деятельности...

17 10 2025 5:32:44

Пищеварительные ферменты и их действие (таблица) |

Пищеварительные ферменты и их действие (таблица) | 0 Казеиноген молока казеин Желудочный сок Пепсиноген желудок 2...

16 10 2025 5:27:27

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::