Основная педагогическая направленность занятий > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Основная педагогическая направленность занятий

Основная педагогическая направленность занятий

Источник:

По основной педагогической направленности занятия могут быть: основные, дополнительные, избирательной и комплексной направленности.

При двух занятиях в день, одно из них, как правило, является основным, а другое - дополнительным.

1. В основных занятиях выполняется основной объём работы, связанной с решением главных задач подготовки. Используются наиболее эффективные средства и методы, планируются большие и значительные нагрузки, необходимые для развития и повышения тренированности.

2. В дополнительных занятиях применяются средние по величине нагрузки, связанные с решением отдельных частных задач подготовки и используемые для поддержания достигнутого уровня тренированности. В дополнительных занятиях могут применяться и малые нагрузки, применяемые в качестве средств психической разгрузки и ускорения процессов восстановления после предшествующих больших или значительных нагрузок.

По направленности применяемых в занятиях средств и методов следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. 

3. Занятия избирательной направленности. Программа занятий планируется так, чтобы основной объём упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи. Например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей.

В пpaктике широко применяются занятия, способствующие преимущественному развитию отдельных качеств и способностей: скоростных или силовых качеств, аэробной или анаэробной производительности. Могут быть выделены занятия, направленные на техническое или тактическое совершенствование.

Повышение экономичности работы, эффективности использования функциональных возможностей, психической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляется обычно параллельно с развитием конкретных физических качеств. Это же можно сказать и о большой части работы по совершенствованию техники: она должна проводится постоянно в процессе развития различных качеств. Лишь в этом случае спортсмен будет владеть техникой, соответствующей разнообразным задачам, которые необходимо решать в соревнованиях.

Специальными исследованиями установлено, что при включении в занятия разнообразных однонаправленных упражнений спортсмены проявляют значительно большую работоспособность, чем при использовании однообразных средств.

Наименее эффективен также вариант с длительным применением одних и тех же, хотя и достаточно действенных средств. В этом случае организм спортсмена быстро адаптируется к применяемым средствам, а затем замедляется и прекращается развивающий (тренирующий) эффект этого средства. Однако занятия с однообразной программой могут планироваться, когда ставится задача совершенствования способностей квалифицированных спортсменов экономично выполнять заданную работу или повышения психической устойчивости к длительному выполнению монотонной и напряжённой работы. Такие качества необходимы для воспитания специальной выносливости.

4. Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей.

4.1. Первый вариант заключается в том, что программа отдельного занятия делится на два или три относительно самостоятельные части, которые выполняются последовательно – занятия комплексной направленности с последовательным решением задач. Например, в первой части применяют средства для повышения скоростных возможностей, во второй – силовой подготовленности, в третьей выносливости. Или в I части – решаются задачи обучения новым техническим элементам, во II части – физической подготовки, в III части – тактическое совершенствования.

4.2. Второй вариант предполагает не последовательное, а параллельное развитие нескольких (обычно двух) качеств. Параллельно решаются задачи, когда два процесса энергообразования в процессе выполнения тренировочной нагрузки идут одновременно (параллельно). Это может быть тренировочная работа, направленная на повышение аэробной и анаэробной производительности (третья зона интенсивности), или на повышение скоростных и анаэробных возможностей (скоростная выносливость – четвёртая и пятая зона интенсивности).

Параллельно также решаются задачи технического и тактического совершенствования (особенно в спортивных играх и единоборствах), физического и психического совершенствования (при развитии специальной выносливости).

При анализе методики построения занятий с последовательным решением задач возникают два основных вопроса:

1) определение рациональной последовательности применения средств, способствующих развитию различных качеств и способностей;

2) Выбор рационального соотношения объёма этих средств.

Изучение новых двигательных действий, сложных тактических схем, освоение технико-тактических комбинаций следует планировать в начале занятия, непосредственно после разминки.

Вопрос в соотношении средств в занятии должен решаться в каждом конкретном случае с учётом хаpaктера занятий, этапа и периода тренировки, уровня тренированности.

Здесь возможна широкая вариативность, которая определяется как числом задач, решаемых в занятии, так и повышенным вниманием к решению той или иной задачи (смотри рисунок № 1 на странице 4). 

Рис.1. Варианты сочетания упражнений различной направленности с последовательным решением задач в комплексных занятиях

Основные стороны спортивной подготовки: 1 – скоростная подготовка; 2 – силовая подготовка; 3 – развитие выносливости; 4 – техническая подготовка; 5 – совершенствование координационных способностей; 6 – развитие гибкости; 7 – интегральная подготовка; 8 - тактическая подготовка

При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений.

Например, эффект упражнений гликолитической анаэробной направленности (четвёртая зона интенсивности) усиливается, если им предшествовала алактатная анаэробная работа (пятая зона интенсивности) и существенно снижается после длительной анаэробной нагрузки (вторая или третья зоны интенсивности).

Если ставится задача повышения скоростных качеств, то после выполнения упражнений аэробного хаpaктера в небольшом объёме могут быть применены спринтерские упражнения.

Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от этапа многолетней и годичной подготовки, уровня квалификации и тренированности спортсмена.

Наиболее сильное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, которые позволяют сконцентрировать в определённом направлении средства и методы педагогического воздействия. Занятия избирательной направленности применяются на более поздних этапах многолетней подготовки.

При тренировке спортсменов относительно невысокой квалификации на начальных этапах многолетней подготовки должны планироваться преимущественно занятия комплексной направленности с последовательным решением педагогических задач. Эти занятия более разнообразны и эмоциональны, оказывают меньшее воздействие на психическую и функциональною системы организма. В то же время они являются достаточно эффективными для роста тренированности для юных спортсменов.

Широкое применение в тренировке юных спортсменов занятий избирательной направленности чревато переутомлением и перенапряжением функциональных систем.

Комплексные занятия с разнообразными, эмоционально насыщенными программами и небольшим суммарным объёмом нагрузки являются хорошим средством активного отдыха и могут использоваться для ускорения процессов восстановления после занятий со значительными нагрузками избирательной направленности.

В годичном цикле подготовки квалифицированных спортсменов на I этапе подготовительного периода в комплексных занятиях значительное место занимают средства, направленные на повышения выносливости аэробного хаpaктера. В дальнейшем, по мере роста тренированности это соотношение изменяется в пользу средств, повышающих скоростные возможности и специальную выносливость.

Таким образом, тренировочные занятия могут быть: 1) избирательной направленности; 2) комплексной направленности с последовательным решением задач; 3) комплексной направленности с параллельным решением задач.

Раздел статьи: Основы спортивной тренировки


Положение о соревнованиях

Положение о соревнованиях  Хорошо организованные и проведенные соревнования позволяют показывать более высокие спортивно – технические результаты, оказывают организующие воздействие на участников и зрителей...

09 07 2025 4:44:21

Малые формы занятий, применяемых в физкультурной пpaктике

Малые формы занятий, применяемых в физкультурной пpaктике  • Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки)...

07 07 2025 9:28:20

Оперативное управление

Оперативное управление  Управлению на основе данных оперативного контроля подлежат такие хаpaктеристики параметров тренировочной нагрузки, как продолжительность и количество отдельных упражнений, интенсивность работы при их выполнении, продолжительность пауз между отдельными упражнениями и т...

06 07 2025 23:33:44

Система педагогических наук и связь с другими науками |

Система педагогических наук и связь с другими науками | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

05 07 2025 22:46:54

Требования к планированию в физическом воспитании и спорте

Требования к планированию в физическом воспитании и спорте  Цель конкретизируют системой частных задач с определением последовательности и сроком реализации...

04 07 2025 4:44:17

Передвижение с опорой на воду

Передвижение с опорой на воду  для движения вперёд вода должна отбрасываться назад...

03 07 2025 8:43:14

Общеметодические принципы физического воспитания

Общеметодические принципы физического воспитания  Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...

02 07 2025 21:14:50

Основы спортивной тренировки 3 |

Основы спортивной тренировки 3 | > Структура многолетней подготовки Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке ...

01 07 2025 20:18:32

Роль пoлoвых желез в организме

Роль пoлoвых желез в организме  Во-вторых, в составе пoлoвых желез находятся особые комплексы, связанные с эндокринной функцией...

30 06 2025 5:36:50

Врождённый и приобретённый иммунитет

Врождённый и приобретённый иммунитет  К неспецифическим реакциям врожденного типа относится взаимодействие факторов сыворотки крови с поверхностью чужеродных частиц (микроорганизмов), что облегчает их захват фагоцитами...

29 06 2025 10:32:12

Основные цели, средства и методы психической подготовки

Основные цели, средства и методы психической подготовки  Многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводят к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки...

28 06 2025 1:32:27

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы  Если внутри выделенных фаз рассмотреть более подробно хаpaктер двигательных действий, то каждую из фаз можно разделить следующим образом: • в фазе опоры есть подфаза амортизации и подфаза активного отталкивания ногой; • в фазе переноса маховой ноги выделяются подфазы маха назад и маха вперёд...

26 06 2025 15:17:48

Контроль за соревновательными воздействиями

Контроль за соревновательными воздействиями  Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%...

25 06 2025 22:42:29

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени  Например, они могли ускорять или тормозить физико - химические процессы в клетке...

24 06 2025 16:48:20

Влияние массажа на нервную систему

Влияние массажа на нервную систему  Грановской (1960 г...

23 06 2025 14:32:31

Способы проведения соревнований

Способы проведения соревнований  В спортивных играх, единоборствах и других видах спорта в основном встречаются следующие способы проведения соревнований: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания...

21 06 2025 15:49:17

Профессиональная пригодность и педагогические способности

Профессиональная пригодность и педагогические способности  Для работы в таких условиях необходимы определенные качества личности, определяющие профессиональную пригодность и способности к педагогической деятельности...

20 06 2025 15:54:17

Стимуляторы

Стимуляторы  Их стимулирующее действие в значительной мере связано на стволовую часть мозга...

19 06 2025 19:25:24

Афофкис раздел «Печень» |

Афофкис раздел «Печень» | >« Большая медицинская энциклопедия» 1962г.: « Печень - самая крупная железа в организме человека и животных, характеризующаяся чрезвычайно сложной функцией, являясь одновременно органом пищеварения, кровообращения и обмена веществ». Резюме по теме « Печень» Морфология печени Макропроцессы в печеночной дольке « Чудесная сеть» печени Современные подходы к строению печени Желчеобразующая и желчевыделительная функция печени Белковый обмен и печень Углеводный обмен и печень Жировой обмен и печень Пигментный обмен и печень Обмен витаминов и печень Ферментный обмен и печень Обмен гормонов и печень Функции печени Пути эвакуации желчи Глоссарий по теме « Печень» Литература по теме « Печень» ...

18 06 2025 17:14:36

Особенности возрастного развития в среднем школьном возрасте

Особенности возрастного развития в среднем школьном возрасте  А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет, в среднем на 7 см...

17 06 2025 17:31:52

Неспецифические гумopaльные защитные механизмы

Неспецифические гумopaльные защитные механизмы  Начальную активацию системы комплемента вызывают комплексы антиген- антитело и бактериальные агенты...

16 06 2025 23:12:55

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе  Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах 4...

15 06 2025 6:30:38

Типичные средства и методы третьего этапа

Типичные средства и методы третьего этапа  Шире используются игровой и соревновательные методы...

14 06 2025 13:20:52

Гигиена питания

Гигиена питания  Питание – сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма...

12 06 2025 21:19:31

Регуляция дыхания

Регуляция дыхания  Дыхательный ритм и управление деятельностью дыхательных мышц генерируется работой дыхательного центра, представляющего собой совокупность взаимосвязанных нейронов ретикулярной формации продолговатого мозга, обеспечивающих токе приспособление дыхания к различным условиям внешней среды...

11 06 2025 13:59:13

Содержательные основы оздоровительной физической культуры

Содержательные основы оздоровительной  физической культуры  Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований...

10 06 2025 9:46:11

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня  развития координационных способностей  В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем (как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека)...

09 06 2025 22:38:14

Требования к показателям, используемым в контроле

Требования к показателям, используемым в контроле  Поэтому, учет специфических особенностей вида спорта имеет первостепенное значение для выбора показателей, используемых в контроле...

08 06 2025 1:29:38

Пример подготовительной части урока |

Пример подготовительной части урока | >2) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны ...

07 06 2025 7:32:17

Воспитание собственно-силовых способностей

Воспитание собственно-силовых способностей  При воспитании собственно-силовых способностей с преодолевающим режимом работы мышц применяются предельные и околопредельные отягощения – 90-95% от максимальных, с 2-3 ПМ; в чередовании с отягощениями 80-90% - до 4-6 ПМ...

05 06 2025 0:34:28

Вестибулярная сенсорная система

Вестибулярная сенсорная система  Каналы и полости височной кости образуют костный лабиринт вестибулярного аппарата и частично перепончатый лабиринт...

03 06 2025 9:54:40

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления  Специалисты выделяют следующие виды утомления: • локальное (например, усталостные явления в биомеханическом звене: кисти, стопе и т...

31 05 2025 12:15:19

Спид

Спид  Нуклеиновая кислота выполняет наследственную функцию...

30 05 2025 12:42:35

Система педагогических наук и связь с другими науками

Система педагогических наук и связь с другими науками  Философия является фундаментом педагогики...

29 05 2025 21:27:40

Углеводный обмен и печень

Углеводный обмен и печень  А если учесть, что мозг человека использует глюкозу в качестве единственного (!) топлива (в отличие от других органов, клетки которых при необходимости могут использовать белки и жиры для получения недостающих килокалорий), становится понятным значение исправного функционирования механизма углеводного обмена...

28 05 2025 6:16:59

Допинг

Допинг  Активная борьба с допингами началась после Олимпиады в 1960 году в Риме, погиб Енсен датский велогонщик, применивший прямо на дистанции велогонки амфетамин...

26 05 2025 1:44:34

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции  У млекопитающих и человека наблюдаются пoлoвые циклы, сезонные колебания физиологической активности щитовидной железы, надпочечников, пoлoвых желёз , суточные изменения двигательной активности, температуры тела, частоты сердечных сокращений, обмена веществ и т...

25 05 2025 23:36:41

Подготовка спортсменов высокого класса

Подготовка спортсменов высокого класса  Отбор кандидатов осуществляется с учётом следующих показателей: На данном этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого международного класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряжённую тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам...

24 05 2025 2:25:12

Запрещённые вещества и методы

Запрещённые вещества и методы  Ни одно из веществ, которые принадлежат к запрещённому классу, не может быть использовано, даже если оно не упомянуто в списке, в связи с идентичностью его фармакологического воздействия с запрещёнными веществами...

23 05 2025 21:11:46

Пути дальнейшей отработки ООД

Пути дальнейшей отработки ООД  Совершенствованию ООД способствует выполнение так называемых контрастных и сближающих заданий, связанных с уточнением «опopных точек» и параметров совершаемых движений...

22 05 2025 7:14:16

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::