Минералы и микроэлементы > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Минералы и микроэлементы

Минералы и микроэлементы

Микроэлементыэто химические вещества, находящиеся в тканях организма человека в концентрациях 1: 100000 и меньше. К микроэлементам относят также химические элементы, в низких концентрациях содержащиеся в воде и почве. Некоторые микроэлементы абсолютно необходимы для важнейших процессов жизнедеятельности организма человека, а также для нормального протекания многих метаболических процессов. Микроэлементы входящие в состав организма называют биогенными.

Физиолого-гигиеническая оценка основных микроэлементов

Микроэлемент Физиологическая роль и биологическое действие;
роль в патологии человека
Алюминий Способствует развитию и регенерации эпителия и костей;
активизирует пищеварительные железы и ферменты
Бром Регулирует деятельность нервной системы;
воздействует на пoлoвые железы и щитовидную железу.
Чрезмерные накопления вызывают кожные заболевания и угнетение ЦНС
Железо Участвует в дыхании, кроветворении, иммунитете, окислительно-восстановительныхреакциях;
при нарушении обмена развиваются железодефицитные анемии, гемосидероз и гемохромотоз
Йод Необходим для функционировании щитовидной железы;
недостаток вызывает эндемический зоб
Кобальт Стимулирует кроветворение;
участвует в синтезе белков, углеводном обмене
Марганец Влияет на скелет, иммунитет, кроветворение, тканевое дыхание;
его недостаток вызывает истощение, задержку роста и развития скелета
Медь Способствует росту и развитию, участвует в кроветворении, иммунных реакциях, тканевом дыхании
Молибден Входит в состав ферментов, влияет на рост, избыток вызывает молибденоз
Цинк Участвует в кроветворении, деятельности желез внутренней секреции; при недостатке – задержка роста

К биогенным элементам относят кислород, углерод, водород, натрий, калий, кальций, фосфор, серу, хлор, марганец, железо, цинк, медь, йод, фтор, молибден, кобальт, ванадий, селен. 
Основные пути поступления, содержание в пище и суточная потребность в основных микроэлементах

Микроэлемент Источники поступления с пищей Содержание в пище, мг
Алюминий Хлеб 20-100
Бром Хлеб, молоко, бобовые 0,4-1,0
Железо Фасоль, греча, печень, мясо, овощи, фрукты, хлеб 15-40
Йод Молоко, овощи, мясо, яйца, морепродукты 0,04-0,2
Кобальт Молоко, хлеб, овощи, говяжья печень, бобовые 0,01-0,1
Марганец Хлеб, овощи, печень, почки 4-36
Медь Хлеб, печень, фрукты, картофель, орехи, грибы, бобы сои, кофе, листья чая 2-10
Молибден Хлеб, бобовые. Печень, почки 0,1-0,6
Фтор Вода, овощи, молоко 0,4-1,8
Цинк Хлеб, мясо, овощи 6-30

Основными источниками микроэлементов для человека служат пищевые продукты растительного и животного происхождения. Питьевая вода лишь на 1-10% покрывает суточную потребность в таких микроэлементах, как цинк, медь, йод, марганец, кобальт, молибден. Содержание различных микроэлементов в пище зависит от геохимических условий местности, в которой были получены пищевые продукты. С возрастом содержание многих микроэлементов (алюминий, хром, хлор, фтор) в тканях человека увеличивается.

Суточная потребность взрослого человека в минеральных веществах в мг ( по Покровскому В.А.)

Кальций 800-1000
Фосфор 1000-1500
Натрий 4000-6000
Калий 2500-5000
Хлориды 5000-7000
Магний 300-500
Железо 15-40
Цинк 10-15
Марганец 5-10
Хром 2-2,5
Медь 2
Кобальт 0,1-0,2
Молибден 0,5
Селен 0,5
Фториды 0,5-1,0
Йодиды 0,1-0,2

Натрий – основной микроэлемент, поддерживающий осмотическое давление крови, лимфы, тканевых жидкостей. Человек потрeбляет его в виде хлористого натрия (поваренной соли) в количестве 6-12 г/сутки; при тренировках в условиях высоких температур, приводящих к выделению большого количества пота и потере натрия, суточная потребность возрастает до 30-35г. 
Кальций входит в состав костей, зубов, ионы кальция принимают участие в процессах свертываемости крови, он играет важную роль в обеспечении функции нервно-мышечной возбудимости. Основные продукты, содержащие кальций: молоко, молочные продукты, капуста, шпинат.

Фосфор - с его помощью строится мышечная и нервная ткани. АТФ и КФ необходимы для мышечного сокращения. Основные пищевые источники фосфора рыба и мясо.

Калий, будучи в составе внутриклеточной жидкости, играет важную роль в Na/К насосе мышечного сокращения, участвуя в процессах деполяризации и реполяризации мембран мышечных волокон. Он необходим для поддержания осмотического равновесия между внутриклеточной и внеклеточной жидкостями. Недостаточность калия может проявляться в нарушениях процесса реполяризации в мышце сердца, нарушении сердечного ритма, задержке жидкости в тканях. При обильном потоотделении потери калия значительно возрастают. Основные источники калия: картофель, курага, молоко, яйца, овощи, фрукты, Организм хорошо усваивает калий из овощных и фруктовых соков, компотов, овощных супов, и в меньшей степени из минеральной воды и химических препаратов.

Железо играет важную роль в процессах кроветворения и трaнcпорта кислорода с кровью, входя в состав гемоглобина. Основные источники железа: печень, яйца. Яблоки, шпинат. В пищевых продуктах содержание железа всегда должно быть в несколько раз больше необходимого количества, так как оно плохо усваивается из желудочно-кишечного тpaкта человека. При недостатке железа снижается количество гемоглобина в эритроцитах, развивается анемия, уменьшается кислородная емкость крови, снижается физическая работоспособность.

Йод входит в состав гормона щитовидной железы, регулирующей обменные процессы. Основные источники йода: мясо, морепродукты свежие, молоко, яйца.

Фтор содержится в основном в костной ткани. Основные пищевые источники: питьевая вода и продукты.


Вода. Суточная потребность 30-40мл/кг веса тела. Потребность в воде возрастает при употрeблении жирной, концентрированной, соленой острой пищи, во время тренировки рекомендуется полоскать рот и пить небольшими порциями, чтобы не перегружать сердечно-сосудистую систему и почки.

Витаминыэто различные по химическому составу органические соединения, необходимые организму для образования ферментов. Они делятся на 2 группы: жиро- и водорастворимые.

Растворимые в воде – это С, РР, витамины группы В.
Растворимые в жирах – А, Д, Е, К.
Основным источником жирорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.
Витамины участвуют во всех реакциях жизнедеятельности организма 
Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку

Название витамина Основные источники Функции Признаки недостаточности
А ретинол Молоко, морковь, печень, шпинат, кресс-салат Рост и формирование эпителиальных тканей Образование зрительного пигмента и темновой адаптации; Сухая кожа, сухость роговицы, ухудшение темновой адаптации
Д кальциферол

Жир из печени трески, яичный желток, маргарин, молоко; Образуется в коже при воздействии солнечного света на липиды

Регулирует всасывание кальция в пищеварительном тpaкте и связывает кальций в костях; Способствует образованию фтора Рахит – нарушение кальцификации костей. Остеомаляция – костные боли и спонтанные переломы
Е токоферол Зародыши пшеницы, ржаная мука, печень, овощи зеленые Функциональная активность мышц, пoлoвoй системы, препятствует гемолизу эритроцитов Выкидыши, бесплодие, атрофия мышц, анемия, связанная с гемолизом эритроцитов
К филлохинон Шпинат, кочанная капуста, брюссельская капуста, синтезируется микрофлорой кишечника Участвует на конечной стадии синтеза протромбина в печени, являясь незаменимым фактором свертывания крови Замедляется свертывание крови. При большом дефиците афибриногенемия
В1 тиамин Зародыши пшеницы или риса, дрожжи, непросеянная мука, печень, почки, сердце Участвует в качестве кофермента декарбоксилаз в химических реакциях тканевого дыхания Бери-бери – поражение нервной системы, мышцы становятся слабыми и болезненными, параличи, сердечная недостаточность, отеки, замедление роста у детей
В6 пиридоксин Яйца, печень, почки, мука грубого помола, свежие овощи Участвует как кофермент в обмене аминокислот и жирных кислот  
В5 пантотеновая кислота Широко распространен во всех пищевых продуктах Входит в состав кофермента А, молекула которого активирует карбоновые кислоты в клеточном метаболизме Нарушение нервно-мышечной координации. Утомляемость, мышечные судороги
В3(РР) никотиновая кислота Мясо, хлеб грубого помола, дрожжи, печень Незаменимый компонент коферментов НАД и НАДФ, играющих роль акцептора водорода в составе ряда дегидрогеназ. Входит в состав кофермента А Пеллагра. Фотодерматиты. Сыпь. Диаррея.
Вс,В,9 (М) фолиевая кислота Печень, белая рыба, зеленые овощи Участвует в синтезе нуклеопротеинов и в образовании эритроцитов Анемия
В12 цианкобаламин Мясо, молоко, яйца, рыба, сыр Участвует в синтезе РНК. Предупреждает развитие пернициозной анемии Пернициозная анемия
Н биотин Дрожжи, печень, почки, яичный белок, синтезируется микрофлорой кишечника Играет роль кофермента в ряде реакций карбоксилирования. Участвует в синтезе белка и в трaнcаминирования Дерматиты. Мышечные боли.
С аскорбиновая кислота Цитрусовые, зеленые овощи, картофель, томаты, черная смородина, шиповник Участвует в метаболизме соединительной ткани и в образовании здоровой кожи. Необходим для синтеза коллагеновых волокон. Сокращает выработку свободных радикалов. Цинга. Десны становятся слабыми и кровоточат. Не заживают раны. Анемия. Сердечная недостаточность. Ушибы, гематомы. Частые инфекционные заболевания
В2 рибофлавин Бананы, ветчина, овощные смеси, зародыши пшеницы Способствует улучшению получения энергии из пищи. Поддерживает здоровыми слизистые оболочки пищеварительного, дыхательного тpaктов, кровеносной и экскреторной систем. Активизирует действие витамина В6 Трещинки и язвочки в уголках губ. Воспаление языка и губ. Усталость глаз. Зуд и шелушение кожи вокруг носа, рта, мошонки, ушей. Бессонница.
Холин Арахис, соя, овсянка, капуста Поддерживает целостность клеточных мембран Снижает холестрин, уменьшает повреждение печени

Раздел статьи: Гигиена


Плод |

Плод | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

27 12 2025 8:34:13

Динамика скорости

Динамика скорости  п...

26 12 2025 18:19:15

Питание

Пища представляет собой смесь животных и растительных продуктов, содержащих белки, жиры углеводы, витамины, минеральные соли и воду...

25 12 2025 21:35:23

Тканевые гормоны |

Тканевые гормоны | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

24 12 2025 18:14:16

Понятие о дидактике и сущность процесса обучения |

Понятие о дидактике и сущность процесса обучения | >• Процесс обучения носит двухсторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся, должна существовать обратная связь.• Процесс обучения осуществляется под руководством педагога.• Процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер.• Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся.• Процесс обучения является целостной системой.• Процесс обучения носит воспитывающий и обучающий характер. Сущность обучения – приобретение З У Н.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

23 12 2025 5:15:44

План конспект игры «Совушка»

План конспект игры «Совушка»  - воспитание интереса к физическим упражнениям и подвижным играм...

22 12 2025 1:31:46

Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия

Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия  По хаpaктеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: общего, частичного (регионального) и локального воздействия...

21 12 2025 13:49:44

Цель, объект и виды управления

Цель, объект и виды управления  Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами...

20 12 2025 8:31:53

Стимуляторы

Стимуляторы  Их стимулирующее действие в значительной мере связано на стволовую часть мозга...

19 12 2025 1:14:30

Введение в педагогику |

Введение в педагогику | > Документы о правах детей и образовании Декларация прав ребенка (20.11.59) Конвенция о правах ребенка (20.11.89) Закон « Об основных гарантиях прав ребенка Р Ф» (VIII) 1998 г. Закон Р Ф « Об Образовании» Концепция Федеральной целевой программы развития образования О региональном (областном) компоненте Стратегия развития образования на современном этапе ...

18 12 2025 0:26:24

Требования к планированию в физическом воспитании и спорте

Требования к планированию в физическом воспитании и спорте  Цель конкретизируют системой частных задач с определением последовательности и сроком реализации...

17 12 2025 2:45:56

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени |

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

16 12 2025 1:49:26

Основы спортивной тренировки |

Основы спортивной тренировки | > Нагрузки, применяемые в спорте Тренировочные и соревновательные нагрузки « Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны Характер и направленность тренировочных нагрузок Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия ...

15 12 2025 16:11:34

Гигиена воды

Гигиена воды  Организм человека на 65-70 % состоит из воды...

14 12 2025 14:40:54

Методы обучения |

Методы обучения | >1. Традиционная классификация. словесный наглядный практический работа с книгой видеометод Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссиядиспут Иллюстрация Демонстрация Наблюденияуч-ся Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль ...

13 12 2025 11:17:56

Оценка уровня развития силовых способностей

Оценка уровня развития силовых способностей  При помощи современной аппаратуры можно измерить максимальную силу всех основных мышечных групп в статических и динамических усилиях...

10 12 2025 23:42:17

Мотивация педагогической деятельности

Мотивация педагогической деятельности  Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные...

09 12 2025 11:50:46

Система педагогических наук и связь с другими науками

Система педагогических наук и связь с другими науками  Философия является фундаментом педагогики...

08 12 2025 8:16:10

Массаж в реабилитации |

Массаж в реабилитации | > Список литературы1. Бирюков А. А. Массаж – М.: Фи С, 19882. Бирюков А. А., Кафаров К. А. Средства восстановления работоспособности спортсмена М.: Фи С, 1979-151с.3. Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. М.: Медицина, 19834. Васичкин В. И. Справочник по массажу. Спб, - 1991 ...

06 12 2025 5:54:52

Роль половых желез в организме |

Роль половых желез в организме | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

03 12 2025 19:29:29

Мужская половая система |

Мужская половая система | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

02 12 2025 0:53:46

Психологический контакт как требование к воспитанию

Психологический контакт как требование к воспитанию  Что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека...

01 12 2025 5:35:16

Основные принципы педагогического процесса

Основные принципы педагогического процесса  Принцип целостности, упорядоченности - означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса...

30 11 2025 2:16:15

Локомоторные движения

Локомоторные движения  У всех локомоторных движений общая двигательная задача – усилиями мышц передвигать тело человека относительно опоры или среды...

29 11 2025 22:13:26

Тканевые гормоны |

Тканевые гормоны | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

28 11 2025 8:48:55

Идеи воспитания и образование в русской педагогике

Идеи воспитания и образование в русской педагогике  Известен педагогический тpaктат- «Поучения князя Владимира Мономаха детям» (12 век)...

27 11 2025 21:45:23

Методика развития гибкости

Методика развития гибкости  Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные; 40% - пассивные и 20% - статические...

26 11 2025 23:32:49

Этапное планирование

Этапное планирование  Этапное планирование в спорте обычно имеет продолжительность от 1 – 1...

25 11 2025 0:28:14

Общепедагогические методы

Общепедагогические методы  Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными...

24 11 2025 2:25:35

Органолептические свойства воды

Органолептические свойства воды  Прозрачность должна быть не менее 30см, а воды плавательных бассейнов -20 см...

23 11 2025 2:13:18

Правила соревнований

Правила соревнований  Правила соревнований определяют состав судейской коллегии и должностные обязанности ее члeнов во время проведения соревнований...

22 11 2025 20:36:44

Легочная вентиляция

Легочная вентиляция  При физических нагрузках, когда МОД достигает 150-200 л*мин-1...

21 11 2025 0:30:31

Особенности методики физического воспитания в старшем школьном возрасте

Особенности методики физического воспитания в старшем школьном возрасте  Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления...

20 11 2025 14:17:28

Педагогические конфликты. Поведение педагога в конфликтной ситуации

Педагогические конфликты. Поведение педагога в конфликтной ситуации  Конфликты могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других...

18 11 2025 3:53:24

Типы организации занятий

Типы организации занятий  Занятия этого типа особенно широко применяются в тренировке юных спортсменов, на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением...

17 11 2025 9:41:23

Передвижение со скольжением

Передвижение со скольжением  Сила трения – это диссипирующая сила, работа против которой требует необходимых затрат энергии со стороны спортсмена, уменьшая тем самым энергозатраты на полезный результат движения...

14 11 2025 12:54:38

Минералы и микроэлементы

Минералы и микроэлементы  Микроэлементы входящие в состав организма называют биогенными...

13 11 2025 2:36:58

Оплодотворение |

Оплодотворение | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

11 11 2025 4:36:29

Биомеханика

Биомеханика  Масса тела Виды сил в природе Гравитационные силы...

09 11 2025 1:46:39

Общие положения моделирования в спорте

Общие положения моделирования в спорте  В первую группу входят: 1) модели, хаpaктеризующие структуру соревновательной деятельности; 2) модели, хаpaктеризующие различные стороны подготовленности спортсмена; 3) морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства...

08 11 2025 21:56:36

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::