Минералы и микроэлементы

Микроэлементы – это химические вещества, находящиеся в тканях организма человека в концентрациях 1: 100000 и меньше. К микроэлементам относят также химические элементы, в низких концентрациях содержащиеся в воде и почве. Некоторые микроэлементы абсолютно необходимы для важнейших процессов жизнедеятельности организма человека, а также для нормального протекания многих метаболических процессов. Микроэлементы входящие в состав организма называют биогенными.
Физиолого-гигиеническая оценка основных микроэлементов
| Микроэлемент | Физиологическая роль и биологическое действие; роль в патологии человека |
| Алюминий | Способствует развитию и регенерации эпителия и костей; активизирует пищеварительные железы и ферменты |
| Бром | Регулирует деятельность нервной системы; воздействует на пoлoвые железы и щитовидную железу. Чрезмерные накопления вызывают кожные заболевания и угнетение ЦНС |
| Железо | Участвует в дыхании, кроветворении, иммунитете, окислительно-восстановительныхреакциях; при нарушении обмена развиваются железодефицитные анемии, гемосидероз и гемохромотоз |
| Йод | Необходим для функционировании щитовидной железы; недостаток вызывает эндемический зоб |
| Кобальт | Стимулирует кроветворение; участвует в синтезе белков, углеводном обмене |
| Марганец | Влияет на скелет, иммунитет, кроветворение, тканевое дыхание; его недостаток вызывает истощение, задержку роста и развития скелета |
| Медь | Способствует росту и развитию, участвует в кроветворении, иммунных реакциях, тканевом дыхании |
| Молибден | Входит в состав ферментов, влияет на рост, избыток вызывает молибденоз |
| Цинк | Участвует в кроветворении, деятельности желез внутренней секреции; при недостатке – задержка роста |
К биогенным элементам относят кислород, углерод, водород, натрий, калий, кальций, фосфор, серу, хлор, марганец, железо, цинк, медь, йод, фтор, молибден, кобальт, ванадий, селен.
Основные пути поступления, содержание в пище и суточная потребность в основных микроэлементах
| Микроэлемент | Источники поступления с пищей | Содержание в пище, мг |
| Алюминий | Хлеб | 20-100 |
| Бром | Хлеб, молоко, бобовые | 0,4-1,0 |
| Железо | Фасоль, греча, печень, мясо, овощи, фрукты, хлеб | 15-40 |
| Йод | Молоко, овощи, мясо, яйца, морепродукты | 0,04-0,2 |
| Кобальт | Молоко, хлеб, овощи, говяжья печень, бобовые | 0,01-0,1 |
| Марганец | Хлеб, овощи, печень, почки | 4-36 |
| Медь | Хлеб, печень, фрукты, картофель, орехи, грибы, бобы сои, кофе, листья чая | 2-10 |
| Молибден | Хлеб, бобовые. Печень, почки | 0,1-0,6 |
| Фтор | Вода, овощи, молоко | 0,4-1,8 |
| Цинк | Хлеб, мясо, овощи | 6-30 |
Основными источниками микроэлементов для человека служат пищевые продукты растительного и животного происхождения. Питьевая вода лишь на 1-10% покрывает суточную потребность в таких микроэлементах, как цинк, медь, йод, марганец, кобальт, молибден. Содержание различных микроэлементов в пище зависит от геохимических условий местности, в которой были получены пищевые продукты. С возрастом содержание многих микроэлементов (алюминий, хром, хлор, фтор) в тканях человека увеличивается.
Суточная потребность взрослого человека в минеральных веществах в мг ( по Покровскому В.А.)
Кальций 800-1000
Фосфор 1000-1500
Натрий 4000-6000
Калий 2500-5000
Хлориды 5000-7000
Магний 300-500
Железо 15-40
Цинк 10-15
Марганец 5-10
Хром 2-2,5
Медь 2
Кобальт 0,1-0,2
Молибден 0,5
Селен 0,5
Фториды 0,5-1,0
Йодиды 0,1-0,2
Натрий – основной микроэлемент, поддерживающий осмотическое давление крови, лимфы, тканевых жидкостей. Человек потрeбляет его в виде хлористого натрия (поваренной соли) в количестве 6-12 г/сутки; при тренировках в условиях высоких температур, приводящих к выделению большого количества пота и потере натрия, суточная потребность возрастает до 30-35г.
Кальций входит в состав костей, зубов, ионы кальция принимают участие в процессах свертываемости крови, он играет важную роль в обеспечении функции нервно-мышечной возбудимости. Основные продукты, содержащие кальций: молоко, молочные продукты, капуста, шпинат.
Фосфор - с его помощью строится мышечная и нервная ткани. АТФ и КФ необходимы для мышечного сокращения. Основные пищевые источники фосфора рыба и мясо.
Калий, будучи в составе внутриклеточной жидкости, играет важную роль в Na/К насосе мышечного сокращения, участвуя в процессах деполяризации и реполяризации мембран мышечных волокон. Он необходим для поддержания осмотического равновесия между внутриклеточной и внеклеточной жидкостями. Недостаточность калия может проявляться в нарушениях процесса реполяризации в мышце сердца, нарушении сердечного ритма, задержке жидкости в тканях. При обильном потоотделении потери калия значительно возрастают. Основные источники калия: картофель, курага, молоко, яйца, овощи, фрукты, Организм хорошо усваивает калий из овощных и фруктовых соков, компотов, овощных супов, и в меньшей степени из минеральной воды и химических препаратов.
Железо играет важную роль в процессах кроветворения и трaнcпорта кислорода с кровью, входя в состав гемоглобина. Основные источники железа: печень, яйца. Яблоки, шпинат. В пищевых продуктах содержание железа всегда должно быть в несколько раз больше необходимого количества, так как оно плохо усваивается из желудочно-кишечного тpaкта человека. При недостатке железа снижается количество гемоглобина в эритроцитах, развивается анемия, уменьшается кислородная емкость крови, снижается физическая работоспособность.
Йод входит в состав гормона щитовидной железы, регулирующей обменные процессы. Основные источники йода: мясо, морепродукты свежие, молоко, яйца.
Фтор содержится в основном в костной ткани. Основные пищевые источники: питьевая вода и продукты.
Вода. Суточная потребность 30-40мл/кг веса тела. Потребность в воде возрастает при употрeблении жирной, концентрированной, соленой острой пищи, во время тренировки рекомендуется полоскать рот и пить небольшими порциями, чтобы не перегружать сердечно-сосудистую систему и почки.
Витамины – это различные по химическому составу органические соединения, необходимые организму для образования ферментов. Они делятся на 2 группы: жиро- и водорастворимые.
Растворимые в воде – это С, РР, витамины группы В.
Растворимые в жирах – А, Д, Е, К.
Основным источником жирорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.
Витамины участвуют во всех реакциях жизнедеятельности организма
Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку
| Название витамина | Основные источники | Функции | Признаки недостаточности |
| А ретинол | Молоко, морковь, печень, шпинат, кресс-салат | Рост и формирование эпителиальных тканей | Образование зрительного пигмента и темновой адаптации; Сухая кожа, сухость роговицы, ухудшение темновой адаптации |
| Д кальциферол |
Жир из печени трески, яичный желток, маргарин, молоко; Образуется в коже при воздействии солнечного света на липиды |
Регулирует всасывание кальция в пищеварительном тpaкте и связывает кальций в костях; Способствует образованию фтора | Рахит – нарушение кальцификации костей. Остеомаляция – костные боли и спонтанные переломы |
| Е токоферол | Зародыши пшеницы, ржаная мука, печень, овощи зеленые | Функциональная активность мышц, пoлoвoй системы, препятствует гемолизу эритроцитов | Выкидыши, бесплодие, атрофия мышц, анемия, связанная с гемолизом эритроцитов |
| К филлохинон | Шпинат, кочанная капуста, брюссельская капуста, синтезируется микрофлорой кишечника | Участвует на конечной стадии синтеза протромбина в печени, являясь незаменимым фактором свертывания крови | Замедляется свертывание крови. При большом дефиците афибриногенемия |
| В1 тиамин | Зародыши пшеницы или риса, дрожжи, непросеянная мука, печень, почки, сердце | Участвует в качестве кофермента декарбоксилаз в химических реакциях тканевого дыхания | Бери-бери – поражение нервной системы, мышцы становятся слабыми и болезненными, параличи, сердечная недостаточность, отеки, замедление роста у детей |
| В6 пиридоксин | Яйца, печень, почки, мука грубого помола, свежие овощи | Участвует как кофермент в обмене аминокислот и жирных кислот | |
| В5 пантотеновая кислота | Широко распространен во всех пищевых продуктах | Входит в состав кофермента А, молекула которого активирует карбоновые кислоты в клеточном метаболизме | Нарушение нервно-мышечной координации. Утомляемость, мышечные судороги |
| В3(РР) никотиновая кислота | Мясо, хлеб грубого помола, дрожжи, печень | Незаменимый компонент коферментов НАД и НАДФ, играющих роль акцептора водорода в составе ряда дегидрогеназ. Входит в состав кофермента А | Пеллагра. Фотодерматиты. Сыпь. Диаррея. |
| Вс,В,9 (М) фолиевая кислота | Печень, белая рыба, зеленые овощи | Участвует в синтезе нуклеопротеинов и в образовании эритроцитов | Анемия |
| В12 цианкобаламин | Мясо, молоко, яйца, рыба, сыр | Участвует в синтезе РНК. Предупреждает развитие пернициозной анемии | Пернициозная анемия |
| Н биотин | Дрожжи, печень, почки, яичный белок, синтезируется микрофлорой кишечника | Играет роль кофермента в ряде реакций карбоксилирования. Участвует в синтезе белка и в трaнcаминирования | Дерматиты. Мышечные боли. |
| С аскорбиновая кислота | Цитрусовые, зеленые овощи, картофель, томаты, черная смородина, шиповник | Участвует в метаболизме соединительной ткани и в образовании здоровой кожи. Необходим для синтеза коллагеновых волокон. Сокращает выработку свободных радикалов. | Цинга. Десны становятся слабыми и кровоточат. Не заживают раны. Анемия. Сердечная недостаточность. Ушибы, гематомы. Частые инфекционные заболевания |
| В2 рибофлавин | Бананы, ветчина, овощные смеси, зародыши пшеницы | Способствует улучшению получения энергии из пищи. Поддерживает здоровыми слизистые оболочки пищеварительного, дыхательного тpaктов, кровеносной и экскреторной систем. Активизирует действие витамина В6 | Трещинки и язвочки в уголках губ. Воспаление языка и губ. Усталость глаз. Зуд и шелушение кожи вокруг носа, рта, мошонки, ушей. Бессонница. |
| Холин | Арахис, соя, овсянка, капуста | Поддерживает целостность клеточных мембран | Снижает холестрин, уменьшает повреждение печени |
Раздел статьи: Гигиена
> Структура многолетней подготовки
Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки
Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет
Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет
Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет
Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет
Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет
Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке
...
13 12 2025 17:26:23
> Желчные кислоты принимают участие в процессе переваривания жира. Желчный пигмент билирубин образуется из гемоглобина в процессе разрушения эритроцитов в печени. Темный цвет желчи обусловлен наличием в ней этого пигмента. Желчь повышает активность ферментов поджелудочного и кишечного соков, особенно липазы. Она эмульгирует жиры, и растворяет продукты их гидролиза, чем способствует их всасыванию. Создавая щелочную реакцию в 12-перстной кишке, желчь препятствует разрушению трипсина пепсином. Она выполняет и регуляторную роль, являясь стимулятором желчеобразования, желчевыделения, моторной и секреторной деятельности тонкого кишечника. Желчь обладает также бактериостатическими свойствами. Задерживая гнилостные процессы в кишечнике. Велика роль желчи во всасывании из кишечника жирорастворимых витаминов, холестерина, аминокислот и солей кальция.
...
11 12 2025 2:17:55
Профессиональная ориентация – это процесс ознакомления учащегося с различными профессиями и оказания им помощи в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями...
10 12 2025 9:38:29
08 12 2025 15:12:45
Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы в последующих мезоциклах...
07 12 2025 7:29:33
Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в этом возрасте...
05 12 2025 3:11:34
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Педагогическая деятельность
...
04 12 2025 21:20:23
Глюкагон вызывает расщепление гликогена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует расщепление жиров в печени и жировой ткани...
03 12 2025 7:29:28
Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному...
30 11 2025 13:14:23
А если учесть, что мозг человека использует глюкозу в качестве единственного (!) топлива (в отличие от других органов, клетки которых при необходимости могут использовать белки и жиры для получения недостающих килокалорий), становится понятным значение исправного функционирования механизма углеводного обмена...
27 11 2025 8:12:27
Запретна применение диуретиков в спорте был обусловлен тем, что их стали использовать для маскировки применения допинговых веществ...
25 11 2025 3:45:33
Эти гормоны в виде коллоида находятся в щитовидной железе, поступают в кровь и лимфу...
24 11 2025 4:40:20
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
23 11 2025 19:22:45
> Простые:• словесные, учебники, учебные пособия, дидактический и раздаточный материал;• простые визуальные средства: предметы, чучела, образцы минералов, части машин, модели;• графические средства: картины, схемы, карты. Сложные:• механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп;• аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио;• аудиовизуальные средства: звуковой фильм, Т В, видео;• средства автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютерные классы, телекоммуникационные сети;• реальные объекты: производство, сооружения.
...
22 11 2025 20:39:32
И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле»...
21 11 2025 23:30:34
Теория и методика избранного вида спорта 2 | ...
19 11 2025 2:49:17
Каналы и полости височной кости образуют костный лабиринт вестибулярного аппарата и частично перепончатый лабиринт...
18 11 2025 17:25:27
Экзогенные аллергены могут поступать в организм воздушным путём, с пищевыми продуктами, при контакте бактерий и вирусов с кожей и слизистыми оболочками...
17 11 2025 23:32:18
> Биодинамика ходьбы и бега. Стартовые действия.
Локомоторные движения
Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы
Биомеханика ходьбы и бега. Величина силы реакции опоры
Биодинамика бега
Стартовые действия
...
16 11 2025 2:46:58
Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся...
14 11 2025 21:27:49
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
13 11 2025 4:51:50
Прозрачность должна быть не менее 30см, а воды плавательных бассейнов -20 см...
12 11 2025 15:14:44
Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением: гантели, гири, штанги, тренажёры, специальные пояса с разновесами, манжеты и др...
11 11 2025 13:51:39
align="right"> Раздел статьи:
Введение в педагогику
...
09 11 2025 21:10:16
Мышечная пластинка слизистой оболочки
Некоторое количество слизистых желез имеется
Многочисленные желудочные железы имеется
Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется
Трубчатые железы имеется
Подслизистая оболочка...
08 11 2025 21:15:21
Что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека...
07 11 2025 1:37:28
Обучение было долгим и дорогостоящим...
06 11 2025 22:31:54
Они разделены между собой серповидной связкой печени, которая подвешивает печень к диафрагме, удерживая ее в сагитальной плоскости...
05 11 2025 4:25:34
Прострaнcтвенно техника физических упражнений хаpaктеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата человека, обеспечивающим: целесообразное исходное положение перед началом движений, оперативную позу в процессе его выполнения и соблюдение оптимальной траектории движений...
04 11 2025 6:26:55
Технология обучения – последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической пpaктике проводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающего...
03 11 2025 21:19:58
align="right"> Раздел статьи:
Введение в педагогику
...
02 11 2025 10:54:26
Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...
01 11 2025 12:26:21
31 10 2025 8:24:27
Одним из важнейших условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь структуры движений и уровня развития физических качеств...
27 10 2025 20:20:49
Сила действия человека может быть представлена в виде вектора (→) и определена указанием: 1) направления, 2) величины (скалярной), 3) точки приложения...
26 10 2025 12:26:54
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




>
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о дыхании
...
>
...