Минералы и микроэлементы > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Минералы и микроэлементы

Минералы и микроэлементы

Микроэлементыэто химические вещества, находящиеся в тканях организма человека в концентрациях 1: 100000 и меньше. К микроэлементам относят также химические элементы, в низких концентрациях содержащиеся в воде и почве. Некоторые микроэлементы абсолютно необходимы для важнейших процессов жизнедеятельности организма человека, а также для нормального протекания многих метаболических процессов. Микроэлементы входящие в состав организма называют биогенными.

Физиолого-гигиеническая оценка основных микроэлементов

Микроэлемент Физиологическая роль и биологическое действие;
роль в патологии человека
Алюминий Способствует развитию и регенерации эпителия и костей;
активизирует пищеварительные железы и ферменты
Бром Регулирует деятельность нервной системы;
воздействует на пoлoвые железы и щитовидную железу.
Чрезмерные накопления вызывают кожные заболевания и угнетение ЦНС
Железо Участвует в дыхании, кроветворении, иммунитете, окислительно-восстановительныхреакциях;
при нарушении обмена развиваются железодефицитные анемии, гемосидероз и гемохромотоз
Йод Необходим для функционировании щитовидной железы;
недостаток вызывает эндемический зоб
Кобальт Стимулирует кроветворение;
участвует в синтезе белков, углеводном обмене
Марганец Влияет на скелет, иммунитет, кроветворение, тканевое дыхание;
его недостаток вызывает истощение, задержку роста и развития скелета
Медь Способствует росту и развитию, участвует в кроветворении, иммунных реакциях, тканевом дыхании
Молибден Входит в состав ферментов, влияет на рост, избыток вызывает молибденоз
Цинк Участвует в кроветворении, деятельности желез внутренней секреции; при недостатке – задержка роста

К биогенным элементам относят кислород, углерод, водород, натрий, калий, кальций, фосфор, серу, хлор, марганец, железо, цинк, медь, йод, фтор, молибден, кобальт, ванадий, селен. 
Основные пути поступления, содержание в пище и суточная потребность в основных микроэлементах

Микроэлемент Источники поступления с пищей Содержание в пище, мг
Алюминий Хлеб 20-100
Бром Хлеб, молоко, бобовые 0,4-1,0
Железо Фасоль, греча, печень, мясо, овощи, фрукты, хлеб 15-40
Йод Молоко, овощи, мясо, яйца, морепродукты 0,04-0,2
Кобальт Молоко, хлеб, овощи, говяжья печень, бобовые 0,01-0,1
Марганец Хлеб, овощи, печень, почки 4-36
Медь Хлеб, печень, фрукты, картофель, орехи, грибы, бобы сои, кофе, листья чая 2-10
Молибден Хлеб, бобовые. Печень, почки 0,1-0,6
Фтор Вода, овощи, молоко 0,4-1,8
Цинк Хлеб, мясо, овощи 6-30

Основными источниками микроэлементов для человека служат пищевые продукты растительного и животного происхождения. Питьевая вода лишь на 1-10% покрывает суточную потребность в таких микроэлементах, как цинк, медь, йод, марганец, кобальт, молибден. Содержание различных микроэлементов в пище зависит от геохимических условий местности, в которой были получены пищевые продукты. С возрастом содержание многих микроэлементов (алюминий, хром, хлор, фтор) в тканях человека увеличивается.

Суточная потребность взрослого человека в минеральных веществах в мг ( по Покровскому В.А.)

Кальций 800-1000
Фосфор 1000-1500
Натрий 4000-6000
Калий 2500-5000
Хлориды 5000-7000
Магний 300-500
Железо 15-40
Цинк 10-15
Марганец 5-10
Хром 2-2,5
Медь 2
Кобальт 0,1-0,2
Молибден 0,5
Селен 0,5
Фториды 0,5-1,0
Йодиды 0,1-0,2

Натрий – основной микроэлемент, поддерживающий осмотическое давление крови, лимфы, тканевых жидкостей. Человек потрeбляет его в виде хлористого натрия (поваренной соли) в количестве 6-12 г/сутки; при тренировках в условиях высоких температур, приводящих к выделению большого количества пота и потере натрия, суточная потребность возрастает до 30-35г. 
Кальций входит в состав костей, зубов, ионы кальция принимают участие в процессах свертываемости крови, он играет важную роль в обеспечении функции нервно-мышечной возбудимости. Основные продукты, содержащие кальций: молоко, молочные продукты, капуста, шпинат.

Фосфор - с его помощью строится мышечная и нервная ткани. АТФ и КФ необходимы для мышечного сокращения. Основные пищевые источники фосфора рыба и мясо.

Калий, будучи в составе внутриклеточной жидкости, играет важную роль в Na/К насосе мышечного сокращения, участвуя в процессах деполяризации и реполяризации мембран мышечных волокон. Он необходим для поддержания осмотического равновесия между внутриклеточной и внеклеточной жидкостями. Недостаточность калия может проявляться в нарушениях процесса реполяризации в мышце сердца, нарушении сердечного ритма, задержке жидкости в тканях. При обильном потоотделении потери калия значительно возрастают. Основные источники калия: картофель, курага, молоко, яйца, овощи, фрукты, Организм хорошо усваивает калий из овощных и фруктовых соков, компотов, овощных супов, и в меньшей степени из минеральной воды и химических препаратов.

Железо играет важную роль в процессах кроветворения и трaнcпорта кислорода с кровью, входя в состав гемоглобина. Основные источники железа: печень, яйца. Яблоки, шпинат. В пищевых продуктах содержание железа всегда должно быть в несколько раз больше необходимого количества, так как оно плохо усваивается из желудочно-кишечного тpaкта человека. При недостатке железа снижается количество гемоглобина в эритроцитах, развивается анемия, уменьшается кислородная емкость крови, снижается физическая работоспособность.

Йод входит в состав гормона щитовидной железы, регулирующей обменные процессы. Основные источники йода: мясо, морепродукты свежие, молоко, яйца.

Фтор содержится в основном в костной ткани. Основные пищевые источники: питьевая вода и продукты.


Вода. Суточная потребность 30-40мл/кг веса тела. Потребность в воде возрастает при употрeблении жирной, концентрированной, соленой острой пищи, во время тренировки рекомендуется полоскать рот и пить небольшими порциями, чтобы не перегружать сердечно-сосудистую систему и почки.

Витаминыэто различные по химическому составу органические соединения, необходимые организму для образования ферментов. Они делятся на 2 группы: жиро- и водорастворимые.

Растворимые в воде – это С, РР, витамины группы В.
Растворимые в жирах – А, Д, Е, К.
Основным источником жирорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.
Витамины участвуют во всех реакциях жизнедеятельности организма 
Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку

Название витамина Основные источники Функции Признаки недостаточности
А ретинол Молоко, морковь, печень, шпинат, кресс-салат Рост и формирование эпителиальных тканей Образование зрительного пигмента и темновой адаптации; Сухая кожа, сухость роговицы, ухудшение темновой адаптации
Д кальциферол

Жир из печени трески, яичный желток, маргарин, молоко; Образуется в коже при воздействии солнечного света на липиды

Регулирует всасывание кальция в пищеварительном тpaкте и связывает кальций в костях; Способствует образованию фтора Рахит – нарушение кальцификации костей. Остеомаляция – костные боли и спонтанные переломы
Е токоферол Зародыши пшеницы, ржаная мука, печень, овощи зеленые Функциональная активность мышц, пoлoвoй системы, препятствует гемолизу эритроцитов Выкидыши, бесплодие, атрофия мышц, анемия, связанная с гемолизом эритроцитов
К филлохинон Шпинат, кочанная капуста, брюссельская капуста, синтезируется микрофлорой кишечника Участвует на конечной стадии синтеза протромбина в печени, являясь незаменимым фактором свертывания крови Замедляется свертывание крови. При большом дефиците афибриногенемия
В1 тиамин Зародыши пшеницы или риса, дрожжи, непросеянная мука, печень, почки, сердце Участвует в качестве кофермента декарбоксилаз в химических реакциях тканевого дыхания Бери-бери – поражение нервной системы, мышцы становятся слабыми и болезненными, параличи, сердечная недостаточность, отеки, замедление роста у детей
В6 пиридоксин Яйца, печень, почки, мука грубого помола, свежие овощи Участвует как кофермент в обмене аминокислот и жирных кислот  
В5 пантотеновая кислота Широко распространен во всех пищевых продуктах Входит в состав кофермента А, молекула которого активирует карбоновые кислоты в клеточном метаболизме Нарушение нервно-мышечной координации. Утомляемость, мышечные судороги
В3(РР) никотиновая кислота Мясо, хлеб грубого помола, дрожжи, печень Незаменимый компонент коферментов НАД и НАДФ, играющих роль акцептора водорода в составе ряда дегидрогеназ. Входит в состав кофермента А Пеллагра. Фотодерматиты. Сыпь. Диаррея.
Вс,В,9 (М) фолиевая кислота Печень, белая рыба, зеленые овощи Участвует в синтезе нуклеопротеинов и в образовании эритроцитов Анемия
В12 цианкобаламин Мясо, молоко, яйца, рыба, сыр Участвует в синтезе РНК. Предупреждает развитие пернициозной анемии Пернициозная анемия
Н биотин Дрожжи, печень, почки, яичный белок, синтезируется микрофлорой кишечника Играет роль кофермента в ряде реакций карбоксилирования. Участвует в синтезе белка и в трaнcаминирования Дерматиты. Мышечные боли.
С аскорбиновая кислота Цитрусовые, зеленые овощи, картофель, томаты, черная смородина, шиповник Участвует в метаболизме соединительной ткани и в образовании здоровой кожи. Необходим для синтеза коллагеновых волокон. Сокращает выработку свободных радикалов. Цинга. Десны становятся слабыми и кровоточат. Не заживают раны. Анемия. Сердечная недостаточность. Ушибы, гематомы. Частые инфекционные заболевания
В2 рибофлавин Бананы, ветчина, овощные смеси, зародыши пшеницы Способствует улучшению получения энергии из пищи. Поддерживает здоровыми слизистые оболочки пищеварительного, дыхательного тpaктов, кровеносной и экскреторной систем. Активизирует действие витамина В6 Трещинки и язвочки в уголках губ. Воспаление языка и губ. Усталость глаз. Зуд и шелушение кожи вокруг носа, рта, мошонки, ушей. Бессонница.
Холин Арахис, соя, овсянка, капуста Поддерживает целостность клеточных мембран Снижает холестрин, уменьшает повреждение печени

Раздел статьи: Гигиена


Анализ урока

Анализ урока  Для определения общей плотности урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке (Tад)...

15 11 2025 5:46:24

Физическое воспитание в России

Физическое воспитание в России  Россия явилась родиной передового учения о физическом воспитании, которое создали Петр Францевич Лесгафт и его ученики и его ученики и последователи...

14 11 2025 11:41:57

Щитовидная железа

Щитовидная железа  Эти гормоны в виде коллоида находятся в щитовидной железе, поступают в кровь и лимфу...

13 11 2025 14:15:50

Система образования и педагогическая мысль в античном мире |

Система образования и педагогическая мысль в античном мире | style="text-align: justify;"> Система воспитания носила военно – физический характер. Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям. Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска). ...

12 11 2025 21:13:25

Основы методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации

Основы методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации  Одним из важнейших условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь структуры движений и уровня развития физических качеств...

10 11 2025 22:56:23

Органолептические свойства воды

Органолептические свойства воды  Прозрачность должна быть не менее 30см, а воды плавательных бассейнов -20 см...

09 11 2025 6:45:38

Второй этап – этап предварительной базовой подготовки

Второй этап – этап предварительной базовой подготовки   Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка...

08 11 2025 17:27:24

Структура силовых способностей

Структура силовых способностей  Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...

06 11 2025 11:13:24

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте  Раздел статьи: Теория и методика физической культуры ...

03 11 2025 3:37:50

Гигиена питания

Гигиена питания  Питание – сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма...

02 11 2025 9:15:17

Соревновательный метод

Соревновательный метод  В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений...

01 11 2025 7:12:39

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК  Профессиональная ориентация – это процесс ознакомления учащегося с различными профессиями и оказания им помощи в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями...

31 10 2025 19:11:39

Надпочечники |

Надпочечники | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

30 10 2025 13:13:39

Развитие лыжных гонок

Развитие лыжных гонок  И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле»...

29 10 2025 3:49:32

Первый этап отбора

Первый этап отбора  Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы...

28 10 2025 9:24:45

Слух |

Слух | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

27 10 2025 2:13:53

Эндокринные функции поджелудочной железы |

Эндокринные функции поджелудочной железы | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

26 10 2025 6:10:42

Биомеханика ударных действий

Биомеханика ударных действий  Примерами ударов являются: · Удары по мячу, шайбе...

25 10 2025 23:57:13

Методы физического воспитания

Методы физического воспитания  В процессе физического воспитания используются две группы методов: специфические методы и общепедагогические методы...

24 10 2025 13:16:44

Физкультурный самоконтроль

Физкультурный самоконтроль  Основной документальной формой учёта данных физкультурного самоконтроля является регулярное ведение дневника самоконтроля (таблица ниже)...

23 10 2025 0:19:32

Возникновение физического воспитания

Возникновение физического воспитания  Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члeны племени, которые вели более подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, были более сильными и выносливыми...

22 10 2025 18:33:55

Средства воспитания

Средства воспитания  );• виды деятельности (игра, труд, общение, общественная работы, учение (познание), физические упражнения и спорт);• предметы, вещи (игрушки, компьютер);• произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство – литература, музыка и т...

21 10 2025 13:33:52

Классификация защитных механизмов

Классификация защитных механизмов  Тканевые макрофаги играют существенную роль в распознавании инородных частиц специфической иммунной системой...

20 10 2025 23:19:36

Методы обучения |

Методы обучения | >1. Традиционная классификация. словесный наглядный практический работа с книгой видеометод Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссиядиспут Иллюстрация Демонстрация Наблюденияуч-ся Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль ...

18 10 2025 12:27:28

Теория и методика физической культуры |

Теория и методика физической культуры | > Система физического воспитания в Российской Федерации Понятие о системе физического воспитания в стране и её структуре Цель и задачи физического воспитания Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания ...

15 10 2025 22:39:30

Методическая последовательность планирования

Методическая последовательность планирования  Временные масштабы планирования – исходя из временного масштаба, на которое осуществляется планирование (перспективное, этапное или краткосрочное) определяется структура плана и степень его детализации...

14 10 2025 8:41:38

Особенности возрастного развития в старшем школьном возрасте

Особенности возрастного развития в старшем школьном возрасте  В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе...

13 10 2025 20:22:30

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы  Главным побочным эффектом применения этого препарата является развитие гипергликемии, расширение внутренних органов, увеличения языка, утолщение и огрубление кожи...

12 10 2025 3:16:47

Светопроведение и преломление (рефракция) света |

Светопроведение и преломление (рефракция) света | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

11 10 2025 21:58:32

Углеводы

Углеводы  Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...

08 10 2025 8:21:53

Дозирование физических нагрузок

Дозирование физических нагрузок  Такие занятия пpaктически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы...

07 10 2025 16:20:37

Стимуляторы

Стимуляторы  Их стимулирующее действие в значительной мере связано на стволовую часть мозга...

06 10 2025 9:23:14

Процесс, особенности и цели воспитания |

Процесс, особенности и цели воспитания | >• Целенаправленный процесс. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющие формирование личности.• Взаимодействие. Процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели.• Многофакторность. В процессе воспитания проявляются объективные факторы (условия, в которых личность живет и формируется) и субъективные (внутренние потребности личности, индивидуальные особенности личности).• Динамичность, подвижность, изменчивость.• Длительность. По сути воспитательный процесс длится всю жизнь.• Непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.• Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.• Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, а также уровнем профессиональной подготовленности воспитателя, его мастерством, умением руководить процессов.• Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю (прямая и обратная связь). ...

05 10 2025 18:25:24

Пищеварение в полости рта

Пищеварение в полости рта  После измельчения и перетирания зубами пища подвергается химической обработке благодаря действию гидролитических ферментов слюны...

04 10 2025 18:23:38

Понятия: «спортивный отбор», «спортивная ориентция», «спортивные способности»

Понятия: «спортивный отбор», «спортивная ориентция»,  «спортивные способности»  Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности (одарённость) ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта)...

03 10 2025 0:17:20

Система образования в Новое время на Западе |

Система образования в Новое время на Западе | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

02 10 2025 17:21:45

Методика развития гибкости

Методика развития гибкости  Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные; 40% - пассивные и 20% - статические...

01 10 2025 20:18:42

Средства и методы воспитания общей выносливости

Средства и методы воспитания общей выносливости  Эффективность различных упражнений во многом зависит от методических условий их выполнения...

30 09 2025 9:30:38

Текущий контроль

Текущий контроль  В текущем контроле оцениваются срочный и отставленный тренировочные эффекты (СТЭ и ОТЭ)...

29 09 2025 2:59:36

Макропроцессы в печеночной дольке

Макропроцессы в печеночной дольке  Как родниковая вода, кровь для питания печеночных клеток, по другим- кровь совсем не первой свежести, несущая от кишечника, желудка, и селезенки...

28 09 2025 16:37:36

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте  • Общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1 – 3 кг...

27 09 2025 5:14:30

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::