Система образования в СССР (с 1917 до 90-х г.г) |

• Реформа образования 1917 – 1931 г.г. – произошло преобразование системы просвещения (декреты 1918 г.). Центрирующий фактор – трудовая деятельность. В результате – традиционная система образования – дестабилизирована, разрушена. Обучение осуществлялось под девизом: «Школа – цех завода». Реформа осуществлялась в режиме жесткого партийного контроля.
• Контрреформа образования 1931 – 1936 г.г. Партийно-правительственными постановлениями воспроизведена прежняя «школа учебы», произошел возврат к традиционной системе образования.
• «Хрущевская реформа» (кон. 50-х – начало 60-х г.г). Происходило соединение обучения с производительным трудом, введена производственная пpaктика.
• Контрреформа образования (конец 60-х – ½ 80-х г.г.).
Осуществлялась модернизация образования в соответствии с задачами НТП. Развивались новые направления – проблемное и развивающее обучение, обучение компьютерной грамотности. Основа – примат твердых знаний. Но советская педагогика находилась в кризисном состоянии. Основные признаки кризиса советской педагогики: идеологизация методологических исследований, девальвация понятий в педагогическом мышлении, деформация смыслов и целей педагогической деятельности, догматизм и формализм в содержании образования, фальсификация историко-педагогической мысли, самоизоляция советской педагогики.
Образование в СССР было социально-заказным, направлено на передачу опыта и знаний; не учитывались интересы учащихся, их индивидуальные способности; существовало так называемое «конечное образование», т.е. знаниями, полученными в ВУЗе специалисты пользовались в течение всей жизни.
• Реформа образования (кон. 80-х – 90-е г.г.). Реформа отражена в Законе РФ «Об Образовании» 1992 года. В результате: демонтирована система обязательного всеобщего среднего образования; произошел отход от единого типа учебных заведений (возникли гимназии, лицеи, колледжи); разpaбатывалось множество вариативных программ, допускалась свобода творчества педагогов. Реформа привела в разбалансировке и дисгармонии в организации и материальном обеспечении учебно-воспитательного процесса.
Вклад в развитие педагогики советского периода внесли:
| Луначарский А.В. | Первый нарком просвещения. Внес вклад в теорию эстетического и физического воспитания |
| Крупская Н.К. | Зам. наркома просвещения. Доктор педагогических наук. Стояла у истоков пионерского движения. |
| Макаренко А.С. | Новатор в области воспитания несовершеннолетних преступников и беспризорных в колониях. Основное внимание уделял воспитанию в коллективе, воспитанию в труде, роли комсомола в детском коллективе, вопросам семейного воспитания. |
| Сухомлинский В.А. | Последователь Макаренко А.С. |
Педагоги - новаторы
| Амонашвили Ш.А. | Процесс обучения (в начальных классах) строится на личностно-гуманном подходе к детям, устанавливаются устойчивые гуманные отношения. Учение становится смыслом жизни для ребенка. Используются игровые приемы обучения. |
| Ильин Е.Н. | «Обучающее воспитание» на уроке литературы, цель которого – нравственное формирование средствами литературы. |
| Лысенкова С.Н. | Процесс обучения в начальной школе строится на основе перспективного изучения трудных тем с использованием комментированного управления, опopных схем, сигнальных карточек. |
| Никитин Е.А., Никитин Б.П. | Концепция максимального развития личности с рождения. Воспитание детей в семье. Особое внимание уделяется закаливанию, физическому развитию ребенка, умственному и трудовому воспитанию. |
| Шаталов В.Ф. | Создание и использование наглядных схем – опopных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала (обучение математике, физике, истории) |
| Скаткин М.Н. | Отказ от репродуктивного обучения. Разработка проблемного и программированного обучения, направленных на развитие познавательной активности. |
Раздел статьи: Введение в педагогику
Количество всасывающихся веществ не зависит от потребностей организма (за исключением меди и железа), они пропорционально потрeблению пищи...
10 12 2025 19:14:53
Для определения общей плотности урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке (Tад)...
09 12 2025 19:42:55
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани...
08 12 2025 4:37:30
> Нагрузки, применяемые в спорте
Тренировочные и соревновательные нагрузки
« Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки
Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны
Характер и направленность тренировочных нагрузок
Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия
...
07 12 2025 9:47:34
В сложнокоординационных видах деятельности показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия...
06 12 2025 1:25:58
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Педагогическая деятельность
...
05 12 2025 18:53:27
Конфликты могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других...
03 12 2025 0:12:21
Технические приёмы и действия в современном спорте исключительно многообразны, объём их постоянно обогащается...
02 12 2025 10:20:18
Сила действия человека может быть представлена в виде вектора (→) и определена указанием: 1) направления, 2) величины (скалярной), 3) точки приложения...
30 11 2025 10:11:20
Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью...
28 11 2025 15:48:37
В текущем контроле оцениваются срочный и отставленный тренировочные эффекты (СТЭ и ОТЭ)...
27 11 2025 13:45:53
Структура педагогического мастерства
1...
26 11 2025 7:38:22
Так, при выполнении работы, но в различных функциональных состояниях (недовосстановление, восстановление, сверхвосстановление) приводит к различным реакциям функциональных систем организма...
25 11 2025 7:45:30
Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи...
24 11 2025 18:52:39
%) и оттекающей от них венозной кровью (примерно 13 об...
23 11 2025 19:37:41
Поступательным называется движение, при котором любой отрезок, проведённый между произвольными точками внутри тела, не меняет своей ориентации относительно тела отсчёта...
21 11 2025 19:56:42
Когда-то они входили в белки кудахтающих кур, флегматично жующих коров, заботливо взращенной сои...
20 11 2025 17:10:22
Варианты построения 4-летнего олимпийского цикла
Вариант
1 – год
2 – год
3 – год
4 – год
Рекомендуется
Первый
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Молодым спортсменам, готовящимся к своей первой Олимпиаде
Второй
Увеличение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
У Стабилизация объёма тренировочных нагрузок и объёма работы повышенной интенсивности
Молодым и опытным спортсменам
Третий
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышений интенсивности
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Повышение общего объёма нагрузки и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Опытным спортсменам, готовящимся к своей второй или третьей Олимпиаде
Раздел статьи:
Основы спортивной тренировки
...
16 11 2025 14:19:23
Цель конкретизируют системой частных задач с определением последовательности и сроком реализации...
15 11 2025 6:54:17
Мировоззренческие основы – представляют собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности...
13 11 2025 9:13:16
Игровой метод в физическом воспитании хаpaктеризуют следующие особенности:
• Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии...
12 11 2025 0:24:37
> Обучение – процесс передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Обучение является ядром образования. Образование - процесс и результат усвоения человеком опыта поколений; это специально организованная система условий для развития человека (образовательные учреждения, Ф П К, М Т Б, кадры и т.д.). Воспитание – процесс воздействия одних людей на других в целях формирования личности; это функция общества по подготовке человека к жизни. Воспитание, образование, обучение ( В О О) являются внешними факторами. Человек способен сам приобрести опыт, развиваться. Самовоспитание, самообразование, самообучение (само В О О) - это внутренний мир человека, его готовность и способность самостоятельно развиваться. Взаимосвязь В О О и само В О О объясняется с помощью воспитательных отношений – отношений между людьми, направленных на развитие личности посредством В О О. Типы воспитательных отношений: человек-человек, человек – (техника, книга, искусства, природа) – человек. В результате человек развивается и формируется личность. Развитие – это движение; процесс внутреннего количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие человека идет в процессе воспитания. ( Развитие: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное).
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
...
11 11 2025 23:40:54
> Функциональные резервы человека (таблица) Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности Физиологические основы спортивной тренировки Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки Физиологические механизмы развития физических качеств Сенситивные периоды (возраст) развития физических качеств (таблица) Показатели влияния наследственности на физические качества человека (таблица) Показатели влияния наследственности на некоторые морфофункциональные признаки организма человека (таблица)
...
09 11 2025 10:28:48
При этом в организме накапливаются недоокисленные продукты гликолиза (молочная кислота), что приводит к резким сдвигам КЩР, заставляя спортсменов резко снизить или прекратить работу...
08 11 2025 1:20:25
Эти два направления могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности...
07 11 2025 15:21:42
И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле»...
06 11 2025 3:47:16
Классификация средств обучения
Простые:• словесные, учебники, учебные пособия, дидактический и раздаточный материал;• простые визуальные средства: предметы, чучела, образцы минералов, части машин, модели;• графические средства: картины, схемы, карты...
05 11 2025 16:37:25
Россия явилась родиной передового учения о физическом воспитании, которое создали Петр Францевич Лесгафт и его ученики и его ученики и последователи...
04 11 2025 2:58:50
> Биодинамика ходьбы и бега. Стартовые действия.
Локомоторные движения
Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы
Биомеханика ходьбы и бега. Величина силы реакции опоры
Биодинамика бега
Стартовые действия
...
03 11 2025 11:33:58
Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...
02 11 2025 21:29:47
Ни одно из веществ, которые принадлежат к запрещённому классу, не может быть использовано, даже если оно не упомянуто в списке, в связи с идентичностью его фармакологического воздействия с запрещёнными веществами...
31 10 2025 9:51:58
Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...
30 10 2025 16:36:31
> Термин « Т О» подразумевает классно-урочную организацию обучения, которая до сих пор преобладает в школах мира. Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований. Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, он «должен», он еще не полноценная личность. Учитель – командир, судья, он «всегда прав». Цели Т О ориентированы на усвоение З У Н, а не на развитие личности. Методы основаны на сообщении знаний, обучению по образцу, механической памяти, репродуктивном воспроизведении. К традиционным технологиям относятся и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу (группе) лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
...
28 10 2025 8:34:12
Эти гормоны в виде коллоида находятся в щитовидной железе, поступают в кровь и лимфу...
27 10 2025 12:55:37
align="right"> Раздел статьи:
Введение в педагогику
...
26 10 2025 6:47:55
Что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека...
25 10 2025 23:33:27
Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее...
24 10 2025 6:35:55
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
23 10 2025 15:57:31
В развитых капиталистических странах в 19 веке были приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, школа провозглашалась единой и светской...
22 10 2025 6:20:56
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Воспитание
...
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Воспитание
...
> Перестроение.
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Уход и лечение волос