Пpaктические методы > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Пpaктические методы

Пpaктические методы

Источник:

К пpaктическим методам относятся: методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

1. Методы строго регламентированного упражнения

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники и методы, преимущественно направленные на воспитание физических качеств.

Методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники:

Среди методов, направленных на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлeнно-конструктивные). 

Разучивание и совершенствование двигательных действий в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных, разделение которых на части невозможно.

При освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивание более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям (по составленным элементам) и осваивают их поочередно. Затем все элементы, по мере их освоения, сводятся в единое целостное действие.

При использовании методов разучивания и совершенствования движений, как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Подводящие упражнения применяются для облегчения овладения спортивной техники путем планомерного освоения более простых двигательных движений или элементов более сложных движений. Это обусловливается родственной координационной структурой подводящих и основных упражнений.

В имитационных упражнениях - сохраняется общая структура основных упражнений, однако обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. Имитационные упражнения могут приближенно воссоздавать те или иные особенности структуры соревновательных упражнений. Например, бег на роликовых коньках у конькобежцев, лыжников и т.п.

Выделение первой группы обусловлено тем, что в любом виде спорта техническая подготовка представляет собой сложный и постоянный процесс либо освоение новых элементов, связок, приемов (в сложно координационных видах спорта, единоборствах, спортиграх), либо совершенствования техники с относительно стабильной структурой (в видах спорта циклического и скоростно-силового хаpaктера).

Методы, направленные на воспитание физических качеств:

Среди методов, направленных на воспитание физических качеств, выделяют две основные группы методов: непрерывный метод и интервальный метод.

Непрерывные метод хаpaктеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. При использовании непрерывного метода тренировочная нагрузка может выполнятся как в равномерном, так и в переменном режиме.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. Интервальный метод применяется в спортивной тренировке в различных вариантах: 1)метод стандартного - повторного упражнения; 2) метод вариативного интервального упражнения (см. лекцию по ТиМФК «Методы физического воспитания»).

2. Игровой метод - используется в процессе спортивной тренировки в основном для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативность.

В процессе тренировки игровой метод используется не обязательно в виде общепринятых спортивных игр, но и на материале специально разработанных подготовительных игр. Например, игра в футбол, баскетбол по упрощенным правилам, с добавлением дополнительных действий, с учетом особенностей избранного вида спорта. Элементы игрового метода могут сочетаться с отдельными подготовительными упражнениями. Например, у бегунов - фартлек «беговая игра».

Не менее важная роль игрового метода как средство активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной деятельности целью ускорения и повышения адаптационных и восстановительных процессов поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в спортивной тренировке в виде различных подвижных и спортивных игр. 

3. Соревновательный метод - предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связанно с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примера усложнения условий соревнований можно привести следующие:

1) соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер, «тяжелая лыжня» и т.п.);

2) соревнования в спортивных играх на полях меньших размеров, увеличение численности игроков в комaнде соперников;

3) проведение серии схваток (в борьбе) с относительно небольшими паузами отдыха или против нескольких соперников;

4) соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» соперниками, применяющими нестандартные технико-тактические схемы ведения борьбы;

5) применение в процессе соревнований утяжеленных снарядов (легкоатлетические метания) ограничения дыхательных циклов (в плавании и некоторых циклических видах спорта).

Облегчение условий соревнований может быть обеспеченно:

1)планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности, уменьшением продолжительности боев, схваток;

2) упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах спорта:

3) использованием облегченных снарядов (в легкоатлетических метаниях), уменьшением высоты сетки в волейболе, массы мячей в спортиграх (в водном пол, футболе и т.п.), высоты кольца в баскетболе;

4) применением гандикапа, при котором более слабому участнику предоставляется определенное приемущество - он стартует несколько впереди (или ранее) других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах в спортивных играх.

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод использует нестандартно, постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностям спортивной техники и тактики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они соответствовали поставленным задачам, возрастным и пoлoвым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедадактическим принципам и принципам спортивной тренировки.

Раздел статьи: Основы спортивной тренировки


Основы спортивной тренировки 3 |

Основы спортивной тренировки 3 | > Структура многолетней подготовки Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке ...

30 11 2025 7:46:40

Стратегия развития образования на современном этапе

Стратегия развития образования на современном этапе  Интернационализация образования, которая включает компьютеризацию, использование глобальных компьютерных сетей, гуманизация и гуманитаризация образования (например, интернет, дистантное обучение)...

29 11 2025 9:51:57

Методические приёмы воспитания координационных способностей

Методические приёмы воспитания координационных  способностей  Второе направление – хаpaктеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений: 1...

28 11 2025 19:58:14

Тканевые гормоны |

Тканевые гормоны | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

27 11 2025 22:12:14

Психологический контакт как требование к воспитанию

Психологический контакт как требование к воспитанию  Что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека...

26 11 2025 6:12:26

Система образования в Новое время на Западе

Система образования в Новое время на Западе  В развитых капиталистических странах в 19 веке были приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, школа провозглашалась единой и светской...

25 11 2025 18:14:31

Методы физического воспитания

Методы физического воспитания  В процессе физического воспитания используются две группы методов: специфические методы и общепедагогические методы...

24 11 2025 16:47:27

Контроль и учёт в физическом воспитании

Контроль и учёт в физическом воспитании  К учёту предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность...

23 11 2025 5:11:54

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе  Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах 4...

22 11 2025 6:12:48

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте  Раздел статьи: Теория и методика физической культуры ...

21 11 2025 4:24:36

Перспективное (многолетнее) планирование

Перспективное (многолетнее) планирование  Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и пpaктический...

19 11 2025 7:29:55

Типы (виды) силовых способностей

Типы (виды) силовых способностей  Собственно-силовые способности – хаpaктеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения...

18 11 2025 17:25:15

Стратегия развития образования на современном этапе |

Стратегия развития образования на современном этапе | >1. Интернационализация образования, которая включает компьютеризацию, использование глобальных компьютерных сетей, гуманизация и гуманитаризация образования (например, интернет, дистантное обучение).2. Фундаментализация образования, т.е. получаемые знания должны быть фундаментом (базой) для любого вида деятельности; это развитие способности к структурированию материала, умению выделять главное, основные идеи.3. Непрерывность образования означает то, что образование должно быть элементом повседневной жизни. Цель непрерывности образования – развитие личности на протяжении всей жизни (например, дополнительное образование для детей, взрослых). ...

17 11 2025 14:32:28

Цель, объект и виды управления

Цель, объект и виды управления  Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами...

16 11 2025 16:53:31

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков  Все показатели здоровья взаимосвязаны взаимообусловлены...

15 11 2025 14:28:51

Особенности возрастного развития в среднем школьном возрасте

Особенности возрастного развития в среднем школьном возрасте  А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет, в среднем на 7 см...

14 11 2025 19:16:28

Гипофиз |

Гипофиз | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

13 11 2025 16:40:27

План конспект эстафеты с баскетбольным мячом

План конспект эстафеты с баскетбольным мячом  - воспитание интереса к физическим упражнениям и подвижным играм...

12 11 2025 2:30:11

Диуретики

Диуретики  Запретна применение диуретиков в спорте был обусловлен тем, что их стали использовать для маскировки применения допинговых веществ...

11 11 2025 3:51:23

Мотивация педагогической деятельности |

Мотивация педагогической деятельности | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Педагогическая деятельность ...

10 11 2025 5:11:45

Овогенез |

Овогенез | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

09 11 2025 12:15:55

Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке

Основные направления интенсификации тренировочного процесса  в многолетней подготовке  Подводить спортсмена к параметрам тренировочной работы, хаpaктерным для этапа подготовки к высшим достижениям необходимо постепенно, на протяжении ряда лет (8 – 10 лет)...

06 11 2025 2:50:18

Плод |

Плод | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

05 11 2025 17:52:24

Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом  воспитании  Обучение в процессе физического воспитания хаpaктеризуется своими особенностями, так как специфическим предметом обучения здесь являются двигательные действия...

04 11 2025 13:56:31

Теория и методика физической культуры 4

Теория и методика физической культуры 4  Теория и методика физической культуры 4 | ...

03 11 2025 0:27:48

Возникновение и развитие лыж

Возникновение и развитие лыж  По своему назначению лыжи делятся на ступающие и скользящие», – так определили толкователи незатейливый и широко распространенный в мире спортивный инвентарь...

02 11 2025 1:16:49

Закономерности переноса двигательных умений и навыков

Закономерности переноса двигательных умений и навыков  Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий...

01 11 2025 21:51:46

План конспект игры «Совушка» |

План конспект игры «Совушка» | > Перестроение. ...

31 10 2025 23:23:20

Биомеханика 2

Биомеханика 2  Локомоторные движения Биомеханика ходьбы и бега...

30 10 2025 15:27:56

Основное содержание комплексного контроля

Основное содержание комплексного контроля  Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах...

29 10 2025 10:19:45

Методы обучения

Методы обучения  Классификации методов обучения 1...

28 10 2025 2:39:25

Афофкис раздел «Печень»

Афофкис раздел «Печень»  «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, 1898г...

27 10 2025 22:57:44

Сенсорные системы |

Сенсорные системы | style="text-align: center;"> Сравнение нейронного потока информации и потока информации при сознательном восприятии для пяти сенсорных систем ...

26 10 2025 13:47:30

Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия

Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия  По хаpaктеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: общего, частичного (регионального) и локального воздействия...

24 10 2025 20:19:26

Стартовые действия

Стартовые действия  Стартовые положения – это исходные позы для последующего передвижения, которые обеспечивают лучшие условия для развития стартового ускорения...

23 10 2025 5:36:38

Дозирование физических нагрузок

Дозирование физических нагрузок  Такие занятия пpaктически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы...

22 10 2025 15:21:25

Аллергия

Аллергия  Экзогенные аллергены могут поступать в организм воздушным путём, с пищевыми продуктами, при контакте бактерий и вирусов с кожей и слизистыми оболочками...

21 10 2025 21:14:45

Система образования и педагогическая мысль в античном мире

Система образования и педагогическая мысль в античном мире  Обучение было долгим и дорогостоящим...

20 10 2025 18:27:17

Формы воспитания

Формы воспитания  д...

19 10 2025 1:22:59

Методы воспитательной работы |

Методы воспитательной работы | style="text-align: justify;"> Метод убеждения. Убеждать, значит так воздействовать на сознание и поведение человека, чтобы у него формировались способности поиска истинности миропонимания. В процессе убеждения идеи и нормы, выработанные обществом, превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, в руководство к действию. ...

18 10 2025 7:51:31

Пoлoвые железы

Пoлoвые железы  Их выработка и активность регулируется гонадотропными гормонами гипофиза...

17 10 2025 17:44:52

Адаптационный синдром |

Адаптационный синдром | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

16 10 2025 14:26:15

Семейное воспитание |

Семейное воспитание | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Воспитание ...

15 10 2025 9:57:29

Слух

Слух  Оно обеспечивает бинауральный слух...

14 10 2025 3:26:34

Влияние обучения и воспитания на развитие личности |

Влияние обучения и воспитания на развитие личности | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

13 10 2025 12:30:49

Эндокринные функции поджелудочной железы

Эндокринные функции поджелудочной железы  Глюкагон вызывает расщепление гликогена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует расщепление жиров в печени и жировой ткани...

12 10 2025 9:18:22

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::