Методы обучения |

Методы обучения – способы организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленных на достижение поставленных целей.
Методика обучения – специальная система методов и методических приемов, созданная для овладения учебным материалом или изучения двигательного действия (в ФК и С).
В нестоящее время известны несколько классификаций методов обучения.
Классификации методов обучения
1. Традиционная классификация.
| словесный | наглядный | пpaктический | работа с книгой | видеометод |
| Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия диспут |
Иллюстрация Демонстрация Наблюдения уч-ся |
Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд |
Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование |
Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль |
2. По хаpaктеру (уровню самостоятельности) познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).
| 1. | Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный). | • педагог предлагает знания в «готовом виде»; • метод формирует у обучаемых «знания-узнавания». |
| 2. | Репродуктивный метод | • знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; • учитель (преподаватель) не только сообщает знания, но и объясняет их; • учащиеся сознательно усваивают знания («знания-копии»), понимают их и запоминают. |
| 3. | Метод проблемного изложения | • учитель (преподаватель) ставит проблемные вопросы, проблемно излагает материал и показывает путь нахождения ответов на вопросы; • метод позволяет получать «знания-применения», которые осмыслены, закреплены и свободно применяются на пpaктике. |
| 4. | Частично-поисковый (эвристический) метод | • учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают и т.д. • в результате формируются осознанные прочные знания – «знания-понимания», дополненные собственными размышлениями, опытов, выводами. |
| 5. | Исследовательский метод | • учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) формулируют проблемы, самостоятельно выбирают средства ее решения и самостоятельно добываю знания – «знания-творчество». |
3. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского.
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные – лекция, рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, разбор, задание, указание, оценка;
б) наглядные – показ (упражнения, двигательного действия), демонстрация (опосредованная наглядность: видео, таблицы, схемы, модели, макеты, муляжи, диаграммы);
в) пpaктические – упражнения, лабораторный метод, пpaктический метод, дидактические игры (в общей педагогике); строго-регламентированные: методы овладения по частям, метод овладения в целом (целостный) и частично-регламентированные: игровой метод, соревновательный метод.
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: поощрения, порицание, создание ситуации успеха, эмоциональность, познавательные игры, дискуссии.
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: опрос (индивидуальный, фронтальный), опрос (письменный, устный), лабораторно-пpaктический, самоконтроль, взаимоконтроль.
Эффект методов обучения достигается применением методических приемов. Для наглядных методов подходят приемы показа схем, фильмов, показа в динамике, сравнительного показа, показа в профиль, анфас. Пpaктические методы предполагают использование приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, многократного повторения действий.
Неотъемлемой частью методической системы являются средства обучения.
Раздел статьи: Педагогика. Дидактика
В том месте, где на кривой Хилла скорость стремится к максимуму, сила стремится к нулю...
15 12 2025 11:43:52
В качестве важнейшей операции в цикле этапного управления выделяют разработку моделей соревновательной деятельности и подготовленности, которые должны быть использованы в качестве ориентира на данном спортивного совершенствования...
14 12 2025 15:18:43
Наукой доказано, что здоровье человека только на 10 - 15 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 - 20 % - от генетических факторов, на 20 -25 % - от состояния окружающей среды и на 50 - 55 % - от условий образа жизни...
12 12 2025 22:24:52
> Газообмен между легкими и окружающей средой осуществляется за счет вдоха и выдоха. При вдохе объем легких увеличивается, давление в них становится ниже атмосферного, и воздух поступает в дыхательные пути. Этот процесс носит активный характер и обусловлен сокращением наружных межреберных мышц и опусканием (сокращением) диафрагмы, в результате чего объем легких возрастает на 250-300 мл. Во время выдоха объем грудной клетки уменьшается, воздух в легких сжимается. Давление в них становится выше атмосферного, и воздух выходит наружу. Выдох в спокойном состоянии осуществляется пассивно за счет тяжести грудной клетки и расслабления диафрагмы. Форсированный выдох происходит вследствие сокращения внутренних межреберных мышц, частично – за счет мышц плечевого пояса и брюшного пресса. Важное значение для осуществления вдоха и выдоха имеет герметически замкнутая плевральная полость (щель), образованная висцеральным и париетальным листками плевры и защищенная небольшим количеством жидкости. Давление в плевральной полости ниже атмосферного, которое еще больше снижается при вдохе, способствуя поступлению воздуха в легкие. При попадании воздуха или жидкости в плевральную полость легкие спадаются за счет их эластической тяги. Дыхание становится невозможным и развивается – пневмоторакс.
...
11 12 2025 2:13:55
Антигенными свойствами могут обладать макромолекулярные образования почти всех живых организмов...
10 12 2025 4:11:44
Такие занятия пpaктически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы...
09 12 2025 19:19:22
Классификация средств обучения
Простые:• словесные, учебники, учебные пособия, дидактический и раздаточный материал;• простые визуальные средства: предметы, чучела, образцы минералов, части машин, модели;• графические средства: картины, схемы, карты...
06 12 2025 13:51:45
>1. Развивающее и воспитывающее обучение.2. Научность, доступность и посильная трудность (обучение на высшем уровне трудности).3. Создание оптимальных условий для обучения.4. Сознательная и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.5. Наглядность и развитие теоретического мышления.6. Системность и систематичность обучения.7. Опережающее обучение.8. Переход от обучения к самообразованию.9. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.10. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.11. Положительный эмоциональный фон обучения.12. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.13. Гуманизация и гуманитаризация обучения.14. Компьютеризация обучения.15. Интегративность обучения, учет межпредметных связей16. Инновативность обучения.
...
05 12 2025 18:21:19
Наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения...
03 12 2025 22:18:35
Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением: гантели, гири, штанги, тренажёры, специальные пояса с разновесами, манжеты и др...
02 12 2025 11:12:24
Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований...
01 12 2025 5:12:23
Реализация возможностей текущего управления осуществляется двумя путями...
30 11 2025 7:53:36
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
29 11 2025 18:53:58
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников...
28 11 2025 10:18:37
Пусть к одному из тел приложена небольшая сила (F), направленная по касательной к соприкасающимся поверхностям...
27 11 2025 17:49:53
Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...
26 11 2025 12:57:15
В то, что организм работает на износ, это дело второе...
25 11 2025 1:56:29
В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе...
24 11 2025 23:33:53
Каналы и полости височной кости образуют костный лабиринт вестибулярного аппарата и частично перепончатый лабиринт...
23 11 2025 16:58:24
В конце 1 месяца беременности у женщин зародыш имплантирован в слизистую оболочку матки, в нем происходит возникновение зачатков органов и плодовых оболочек...
20 11 2025 15:31:29
Все показатели здоровья взаимосвязаны взаимообусловлены...
19 11 2025 3:50:56
Для работы в таких условиях необходимы определенные качества личности, определяющие профессиональную пригодность и способности к педагогической деятельности...
17 11 2025 15:44:52
Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями организмов и систем, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней подготовки, часто не позволяет, не только увеличить нагрузки, но и удержать их на достигнутом уровне...
16 11 2025 16:27:53
Силы сопротивления очень зависят от формы тела и возрастают при увеличении скорости его движения относительно среды...
15 11 2025 11:42:24
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, сердечно-сосудистых заболеваниях и т...
14 11 2025 16:56:41
Напряжение кислорода и углекислого газа (мм...
12 11 2025 16:20:53
Резервный объем – составляет воздух, который можно вдохнуть дополнительно после обычного вдоха...
11 11 2025 9:52:44
для движения вперёд вода должна отбрасываться назад...
10 11 2025 13:51:36
В период вpaбатывания налаживается необходимый стереотип движений, происходит мобилизация вегетативных функций тех систем организма, которые в основном обеспечивают выполнение данной работы...
07 11 2025 22:20:42
04 11 2025 18:12:25
К проводящей системе сердца относятся: синусовый узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гисса, ножки пучка Гисса, волокна Пуркинье...
03 11 2025 22:54:42
Закрепление школы движений и обогащение двигательного опыта...
02 11 2025 20:25:30
Принято различать: 1) основу техники, 2) её главное звено, 3) детали техники...
01 11 2025 6:16:26
Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...
31 10 2025 9:50:56
В развитых капиталистических странах в 19 веке были приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, школа провозглашалась единой и светской...
30 10 2025 23:44:57
- воспитание интереса к физическим упражнениям и подвижным играм...
29 10 2025 23:49:23
>1. Дидактические: С. доступно, ясно, интересно передавать материал, повышать активность, самостоятельность.2. Академические: С. к учебному предмету, стремление к глубокому познанию предмета и достижений в этой области.3. Перцептивные: С. стремление проникнуть во внутренний мир ученика, понимание его личности и состояния.4. Речевые: С. ясно выражать свои мысли и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.5. Организаторские: С. организовать учеников, собственную деятельность, сформировать коллектив, воодушевить на решение задач.6. Авторитарные: С. эмоционально-волевым влиянием добиваться авторитета.7. Коммуникативные: С. к общению с учениками, коллегами, родителями; умение найти подход, наладить контакты.8. Педагогическое воображение: С. предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать, предугадывать, что может «получиться» из учеников.9. Аттенционные: С. распределить внимание между несколькими видами деятельности (учителю необходимо следить за изложением учебного материала, «видеть» учеников, их поведение, реакцию, признаки утомления, следить за дисциплиной, за собственным поведением.10. Двигательные: С. правильно выполнять и показывать физические упражнения, выполнять страховку.
...
28 10 2025 20:54:13
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Воспитание
...
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Воспитание
...
>
...
Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Первый этап – этап начальной подготовки
Отвар овса Лечебные свойства и противопоказания. Польза и вред